Алина Большакова
«Смена времен года». Конспект НОД по познавательному развитию. Ребенок и окружающий мир
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию.
Ребенок и окружающий мир
Тема. «Смена времен года»
Интеграция ОО: познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая деятельность.
Публикация «„Смена времен года“, Конспект НОД по познавательному развитию, Ребенок и окружающий мир» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Формы работы: игровые моменты, проблемная ситуация, дидактические игры, физкультминутка, эксперимент, просмотр видеоролика, прохождение лабиринта.
Цель: Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы; устанавливать причинно-следственные связи: почему происходит смена времен года.
Задачи:
1. Опытным путем сделать вывод о смене времен года.
2. В ходе эксперимента показать детям зависимость смены времен года от вращения Земли вокруг Солнца.
3. Закрепить представления о временах года и их характерных признаках.
4. Развивать внимание, связную речь, мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
5. Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Глобус, светильник, видеоролик «Смена времен года», таблички-указатели
Раздаточный материал. Настольная игра «Круглый год».
Ход НОД.
I часть. 1. Мотивационный этап
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
-Ребята, мы пришли в научную лабораторию по изучению смены времен года. У нас в гостях коллеги ученые они, будут наблюдать за ходом нашего исследования. На столах у вас приготовлено оборудование для экспериментальной деятельности. Но, для того, чтобы приступить к работе мы должны узнать, что мы сегодня будем изучать (исследовать, а для этого послушайте внимательно загадки.
1) Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко-красном
Шагает по земле (весна).
2) Посмотрите. Что за сказка?
Всё вокруг в цветах и в красках.
Сколько сказочного света!
Ну конечно, это - (лето).
3) Серые тучи по небу плывут.
Клин журавлей улетает на юг.
В небо взметнулись верхушки сосен.
Бродит уныло за окнами. (Осень).
4) Снег танцует и кружится.
Королева-вьюга мчится
На санях, а с ней сама
Раскрасавица - зима.
- Что объединяет все слова-отгадки? (Это четыре времени года.)
2. Постановка детьми цели деятельности
-Теперь вы можете сказать, что мы сегодня будем исследоваться? (да, времена года)
– В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, то появляется на небе радуга. Все эти изменения в природе называются природными явлениями, или явлениями природы. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (или сезонов, поэтому они и называются сезонными.
II часть. Основной этап
–Как руководитель нашей научной лаборатории, предлагаю разбиться на четыре подгруппы. Каждая группа будет описывать одно из времен года. Для того чтобы ваша деятельность имела научное подтверждение в исследовании вам помогут эти карточки. Каждая подгруппа должна составить картину к выбранному времени года, а по картине описательный рассказ
Выслушиваются выступления всех групп. Подводится итог работы групп.
-Все научные группы прекрасно справились с ответственным заданием.
-Странно, звонит незнакомый номер. Здравствуйте! Да, это лаборатория группы «Знайки». Подождите, пожалуйста, я включу громкую связь.
-Добрый день! Это детский сад «сказка»? Вам звонят из Краснодарской академии наук. Вашей лаборатории поручается очень важное задание: опытным путем объясните смену времен года в вашем городе. Когда проведете эксперимент, академик Знаев свяжется с вами по видеомосту. До свидания.
- До свидания!
Как вы думаете, ребята, мы справимся с заданием академии наук? Коллеги, а кто из вас знает, почему происходит смена времен года? (заслушиваются все варианты).
Что нам понадобится для опытного подтверждения ваших версий?
-Предлагаю для дальнейшего решения проблемы пройти в зал для опытно-экспериментальной деятельности (рассаживаемся за столом, на котором расположен глобус и светильник).
- Используя, предоставленное оборудование попробуйте объяснить смену времен года. (заслушиваются все варианты, по ходу воспитатель наводящими вопросами помогает детям найти правильное решение).
-А сейчас, подведем итог всему сказанному (если был правильный ответ, дети показывают и рассказывают, в ином случае воспитатель, побуждая детей повторить опыт самостоятельно)
Почему происходит смена времен года?
-Это происходит потому, что Земля, обращаясь вокруг Солнца, совершает полный оборот вокруг него за год. Земля освещается Солнцем по-разному. Когда к Солнцу обращено северное полушарие, оно больше получает тепла и света - здесь лето. В Южном полушарии в это время - зима.
Через полгода южное полушарие будет больше освещено Солнцем, и теперь здесь лето, а в северном полушарии - зима. Если оба полушария освещены одинаково, то наступает весна или осень. Но всегда в обоих полушариях разные времена года.
III часть. Итоговый этап. Рефлексия
- Коллеги, что из нашей исследовательской деятельности понравилось вам особенно?
- Спасибо всем за успешное сотрудничество! Предлагаю отдохнуть и поиграть.
Игра «Пантомима».
В каждое времени года люди придумали интересные занятия – забавы.
Назовите, какие зимние детские забавы вы знаете?
Ребята, покажите мимикой и жестами любимые свои забавы
Зима - катание на лыжах, коньках, санках, игра в снежки. Весна - пускание корабликов, игра в классики. Лето — плавание, игра в футбол. Осень - сбор осенних листьев.