Конспект занятия по приобщению к истокам Кубанской культуры «Кубанская вечерка»

Катаргина Людмила
Конспект занятия по приобщению к истокам Кубанской культуры «Кубанская вечерка»

Конспект занятия

по приобщению к истокам Кубанской культуры

для детей старшей, подготовительной групп.

«Кубанская вечерка»

Конспект разработан воспитателем: Катаргиной Л. Д.

Занятие проходит в помещении, оформленном под кубанскую хату. В центре стоит большой стол, на нем угощение для детей: пирожки (разрезанный по количеству детей) и в глиняном кувшине «узвар» (компот из сухофруктов). По краям стола стоят лавки, накрытые ткаными покрывалами. В кубанской хате на стенах полки, на которых разложена старинная казачья утварь: глиняные горшки, посуда, предметы быта. На кабыци (печи) стоят чугунки, сковороды, рядам стоит рогач. В красном углу висят иконы. Детей встречает и проводит занятие хозяйка хаты в народном костюме с караваем на рушнике в руках. Общаясь с ребятами, она иногда переходит на балачку – кубанский диалект, объясняя, что значат эти слова. При встрече хозяйка поет детям приветственную песню «Зэлэное жито».

Хозяйка: Зэлэное жито, зэлэнэ,

Хорошие гости у мэнэ,

Зэлэное жито жинци жнуть,

Хорошийи гости в хату йдуть!

Хозяйка (поклонясь):Добрый день добрым людям! У нас на Кубани говорят так: «Гость в дом – радость в нем!» Мы рады вам гости дорогие и по старинному кубанскому обычаю мы встречаем дорогих гостей хлебом нового урожая, вкусным витаминным узваром, тай гарной писней – именно такой, какую вы сейчас слышали. Отламывайте кусочек от каравая, а откусывая, приговаривайте: «Первая первина, новая новина, чтоб не болел живот, не болела голова!» Говорят эти слова целебной силой обладают, и все хвори обойдут вас стороной. Дети отламывают и угощаются караваем. Проходите, гости дорогие в хату, тай усаживайтесь поудобней. (дети рассаживаются на лавках) Я, ожидая гостей, приготовила для вас угощеньице: пирожков напекла в кобыце – это на кубанском диалекте значит печка, да узвар сварила из сушеных фруктов. Вы угощайтесь, да меня слушайте.

Давайте, ребята поговорим с вами о старине. Мы с вами, ребята, живем на благословенной кубанской земле. Много лет назад 25 августа 1792 года (это 225 лет назад) к берегам таманского полуострова – это и есть место, где мы с вами живем – причалили лодки и баркасы, на которых издалека, из Украины прибыли запорожские черноморские казаки для освоения этих земель. А земли эти подарила казакам царица Екатерина Великая для того, чтобы облагородить, тогда еще дикие, места и защитить южные границы государства Российского от набегов турок. Ведь казаки славились своей смелостью, храбростью и умением воевать. Немного времени спустя на эти же земли с другой стороны, из России – с Урала, Ростова пришли пешими обозами другие казаки – линейные. Шли они долго и тяжело, потому что со всем скарбом – с семьями, детьми, скотиной, вещами. Люди собирались навечно поселиться на Кубани. Вот и встретились в одном месте украинские и русские казаки, украинский и русский языки. Люди стали жить вместе и перемешались их языки и получился из них один общий кубанский диалект. Это не язык, нет кубанского языка, но есть кубанский диалект. Послушайте, ребята, походную казачью песню, в которой говорится о тех казаках, которые на самом деле жили много лет назад и прибыли на наш полуостров с черноморскими казаками. Она называется «Ой, на гори жинци жнуть…». (Хозяйка поет куплет из кубанской народной песни, аккомпанируя себе кубанским народным инструментом – копытцами)

Ой на, ой на гори тай жинци жнуть,

Ой на, ой на гори тай жинци жнуть,

А по пид горою яром-долыною

Козакы йдуть.

Гэй, долыною, гэй,

Широкою, козакы йдуть

Земли эти были, конечно, очень богатые. Сколько рыбы разной водилось в реках, да в лиманах! Старики говорят, что её было так много, что когда рыба шла на нерест, косяки её так плотно шли бочками друг к другу, что по спинкам рыб можно было перебежать на другой берег реки, не замочив ног! Икру черную солили бочками, а хлеба не было. Потому что не было земель под пашню. Кругом были лишь лиманы, плавневые земли, да камыш. Хоть и благоприятным климатом и необычайными красотами встретил Таманский полуостров переселенцев, но жизнь налаживалась у казаков тяжело. Этот лиманный и степной край был очень болотистой местностью. Чтобы начать возделывать поля и засеивать их пшеницей, нужно было, сначала высушить болота, вырубить камыш. А это было ох, как не просто! До сих пор мы с вами видим, когда едем на машине в город Темрюк, по обочинам дорог заросли камыша, который казаки так и не смогли победить.

Но казаки – это доблестный, неутомимый народ, который не боялся трудностей. Засучив рукава, переселенцы принялись за работы. Большая часть забот легла на плечи казачек, детей и стариков. Потому что взрослые мужчины-казаки должны были часто отсутствовать дома – они оберегали границы своих территорий от набегов тюрков и других враждебных племен. Поэтому работу по уходу за скотом, работу в поле (а это и вспахать, и засеять, и убрать урожай, работу по дому, в основном, приходилось выполнять женщинам-казачкам. Нелегкая была у них доля. А если было нужно помочь казакам в битве, то казачка, наравне с мужчинами, брала в руки шашку, садилась на коня и воевала. Конь для казака – это особенно важное животное. Если сейчас мы говорим, что собака это друг человека, то конь – это первый и верный друг и помощник казака.

Но не только воевать и работать умели казаки. Они умели и отдыхать, и веселиться. И уж коли говорим мы с вами сегодня о старине, то давайте представим кубанскую вечерку. Когда собирались девушки на гулянье, вязали, вышивали, ждали парней на гулянье и пели песни грустные, протяжные и очень красивые. (Хозяйка поет кубанскую народную песню «Черна хмара»)

1. Черна хмара,черна хмара, а за нэю сыня

Нэ пускае на вулыцю ридна маты сына.

2. Пусты маты, пусты маты, нэхай погуляе,

Вин щей хлопэц молодэнькый, пароньки нэмае.

Ребята, вам были понятны слова этой песни? В ней говорится: на небе черная туча и синяя, пусти мама сына погулять, ему грустно без его пары-девушки.

Но, когда появлялись хлопцы, наступало настоящее веселье, пелись веселые песни, игрались народные игры. И этими играми я вас сейчас и познакомлю. Эта игра называется «Зайчик». Для нее нужны два любых прямых предмета (хозяйка берет в руки два предмета –рогач и палку, и показывает их детям). В нашем случае это что? (дети отвечают) Правильно, ребята – это рогач или ухват и палка, но на кубанском диалекте это – дрючок. Эти предметы укладывались крест-накрест и, в образовавшиеся ячейки, надо было прыгать на двух ногах, на одной, вперед, назад, как угодно. Лишь бы в такт музыке или песне и не наступить на палочки. Я покажу как. (Хозяюшка показывает варианты прыжков и предлагает детям поиграть, вызывая желающих по одному. Одновременно поет игровую песню и аккомпанирует себе бубном)

Игра «Зайчик»

Ой, на гори грычка, сыдыть зайчик.

Вин своими ножкамы пострыбае.

Йяк бы таки ножкы мала, то и я б так пострыбала,

Йяк той зайчик.

Йяк бы таки ножкы мала, то и я б так пострыбала,

Йяк той зайчик.

Играли в эту игру большими компаниями, вон, сколько нас много. А играть надо на победителя: из всех игроков только один победит – самый выносливый и прыгучий. Не так-то это просто!

И еще одну игу хочу вас, ребятки подарить. Называется она «Перетяни дрючок». Для этой игры нужен один дрючок – а вы уже знаете, что это длинная палка – и две кубанки. Кубанка – это головной убор рядового казака. Два казачка берутся за два конца дрючка и по команде начинают перетягивать его каждый в свою сторону, пытаясь дотянуться до своей кубанки, которая лежит чуть поодаль. Тот казачонок, который первый дотянется до своей кубанки и схватит её, тот и победил. В этой игре главное сноровка и сила.

Игра «Перетяни дрючок»

Ну, казачата, понравилось ли вам на моем кубанском подверье? Придете ли еще в гости? Ну, тогда будьте здоровеньки, люди добреньки! Солнышка вам на дворе, тай хлебушка на столе! Деньгу полтинку, тай молока крынку! Чтобы жито родилось, тай чтобы корова доилась! Жить вам поживать, тай горюшка не знать! До новых встреч!

Конспект разработан воспитателем МБДОО ЦРР ДС № 34 Муниципального образования Темрюкский район Катаргиной Людмилой Дмитриевной.

Публикации по теме:

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Красавица рябина» Вот и наступило самое красивое время года осень. Важно то, что осенью всё действительно меняется: ритм жизни, краски природы, приходят новые.

«Приобщение детей старшей группы к истокам русской культуры и культуры родного края». Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний.

Конспект интегрированного занятия по приобщению к истокам русской народной культуре для средней группы «Чудо-пряники» Конспект интегрированного занятия для детей средней группы по приобщению к истокам русской народной культуры. Тема: «Чудо пряники». Воспитатель:.

Конспект комплексного занятия в младшей группе по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры Тема: «Стоит пузачок, блестит бочок…» (Знакомство с самоваром). Возраст детей 3-4 года. Программное содержание: • формирование у детей.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в младшей группе «Стоит пузачок, блестит бочок… Самовар» Оксана Белобородова Конспект комплексного занятия в младшей группе по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной.

Конспект НОД по приобщению детей к истокам народной культуры «Русская матрешка» Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Выполнила : воспитатель старшей группы МБДОУ детский сад.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры для старшей группы детского сада «Волшебный сундучок» Цель: Продолжать воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству (загадкам, сказкам, историям)а так же к народно-прикладному.

Использование лэпбука «России святой старина» в работе по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Методическая разработка "Использование лэпбука "России святой старина" в работе по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры".

Приобщение детей к истокам народной культуры. Конспект занятия «Русская матрешка» Народная культура и традиции. «Русская матрешка» Программные задачи: познакомить детей с народной игрушкой - матрешкой; формировать понятие,.

Приобщение детей к истокам русской культуры МБДОУ Д/С №87 Доклад на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры». Воспитатель: Серебрякова С. А. 2017г. Раннее.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия по приобщению к истокам Кубанской культуры «Кубанская вечерка»
Опубликовано: 4 декабря 2017 в 10:32
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 июля. Международный день шахмат

Спорт, игра, наука, искусство — все это шахматы. Эта древнейшая игра сегодня отмечает свой праздник. В этот день в 1924 году была образована международная спортивная организация ФИДЕ, объединившая всех...

19 июля. День точечной живописи на МААМ

Среди нетрадиционных техник рисования, удобных для освоения детьми, особенное место принадлежит пуантилизму – точечной живописи. Для этого можно использовать и кисточку, и пальчик, и ватную палочку. Любой...

Консультация для родителей «Для чего нужны игрушки»
Мало какая детская игра проходит без использования игрушек. Они служат эффективным воспитательным средством, благодаря которому закладываются нравственные...
Эссе «Детский сад — островок счастья»
Каждое утро в городах и селах нашей страны загораются огни в бесчисленных детских садах. Среди них наш детский сад – уютный теплый дом, для любознательных...
Опыт работы с детьми с ОВЗ «Школа — как мир жизни»
«Школа – как мир жизни» Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас...