Конспект занятия «Лекарственные растения»

Людмила Черепанова
Конспект занятия «Лекарственные растения»

Занятие на тему «Лекарственные растения».

Цель: Познакомить детей с названиями лекарственных растений.

Задачи:

1) Сформировать у детей представление о пользе лекарственных растений.

2) Научить различать лекарственные растения от ядовитых.

3) Рассказать о применении лекарственных растений.

Демонстрационный материал: венки из цветов; картинки с изображением полевых цветов и трав; пучки высушенных трав.

Предварительная подготовка: рассматривание иллюстраций «Лекарственные растения»;рассказ об их целебных свойствах; заучивание стихов о цветах; разучивание хоровода.

Ход занятия.

Вступительная часть.

Дети садятся полукругом. Перед ними доска с иллюстрациями лекарственных растений. На столах лежат сухие веточки, пучки, брикеты, коробки и пакеты с лекарственными травами.

Воспитатель: Ребята а вы знаете что врачи советуют чаще бывать в лесу, гулять по сосновому бору. В лесу воздух чище, не слышно городского шума, можно послушать голоса леса, запах соснового бора – профилактика против заболеваний верхних дыхательных путей. Растения выделяют фитонциды (губители микробов). Недаром говорят, что в лесу чистый воздух, легче дышится.

Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать…

(В. Рождественский)

Можно в лесу, на дачах встретить много растений, которые имеет лекарственные свойства и очищают воздух от микробов.

Воспитатель.:Дети, сегодня мы с вами познакомимся с лекарственными растениями. Мы с вами знаем, что лекарственные растения можно купить в аптеке. Но, сейчас лето, и лекарственные растения мы можем найти на улице, в саду, в лесу. Но конечно правильно лекарственные травы заготавливать в определенные сроки, вдали от дорог и выпаса скота. Собирая лекарственные растения нельзя забывать о бережном отношении к окружающей природе, о том, что мы приходим в гости в Дом природы и должны соблюдать правила поведения и доброго отношения ко всем жителям этого большого Дома. А теперь скажите мне. Знаете ли вы названия лекарственных растений?

Дети: крапива,ромашка.

Воспитатель: а еще? Если вы затрудняетесь, я подскажу вам. А для этого мы сейчас с вами прочитаем сказку о лекарственных растениях. Ваша задача: послушать сказку и сказать: о каких лекарственных растениях в ней рассказывается. (Воспитатель читает сказку).

Сказка в стихах.

Сказка про лекарственные растения.

В роще вырос можжевельник,

И в тени его ветвей

Появился муравейник,

Поселился муравей.

Он из дома спозаранку выбегает с веником

Подметает всю полянку перед муравейником.

Замечает все соринки,

Начищает все травинки,

Каждый куст, каждый пень,

Каждый месяц, каждый день.

А однажды муравьишка

Подметал дорожку.

Вдруг упала с ёлки шишка,

Отдавила ножку.

От волнения сова перепутала слова:

Где же «Скорощь помая»? Где же «Скорощь помая»?

Где же «Скорощь помая», спасите насекомое!

Звери бросились гурьбой

За лекарственной травой.

Рвут аптечную ромашку,

Собирают зверобой.

Вот из чащи на опушку

Пробирается медведь —

Он решил Медвежье Ушко

На опушке посмотреть.

Зайцы заячьей капустой

Муравья приводят в чувство,

Если б жил в той роще лев —

Предложил бы львиный зев.

На спине у ёжика

Листья подорожника.

Он больному обещает:

От компресса полегчает!

И другое средство тоже

Предлагает муравью:

Вдруг укол тебе поможет?

Я иголку дам свою!

Все больного навещают,

Все больного угощают:

Кто морошкой, кто черникой,

Кто сушёной земляникой.

Даже волк помочь не прочь.

Думал-думал как помочь…

К муравейнику повез

Волчьих Ягод целый воз.

Но заметила сорока,

Что от волка мало прока,

И спешит по просеке

С новостью на хвостике:

- Я, друзья, не ябеда,

Только Волчья Ягода,

Даже если мытая

Очень ядовитая.

А потом девчонки-пчелки

Притащили мёд в бочонке.

Ничего, что тяжело,-

Лишь бы другу помогло!

Муравей пощиплет травку

И попьет Цветочный мед.

Значит дело на поправку

Обязательно пойдет.

Все лесные витамины

От брусники до малины

Принесли ему друзья.

Ведь Зеленая аптека

Лечит даже человека,

А не только муравья.

Автор: П. А. Синявский

Художники: Ю. Кладиенко, Т. Морковкина

Основная часть.

Воспитатель: дети, вы прослушали сказку, а теперь скажите мне: о каких лекарственных растениях вы узнали, и отгадайте про эти растения загадки (отгадки на загадки сопровождаются показом травы, или иллюстрацией).

А вот вам загадочка первая:

На травинке солнце бьётся,

С ветерком на небо рвётся.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи.

Ответ: (Ромашка)

Воспитатель: Давайте уточним пользу ромашки: лечит горло, укрепляет волосы, можно пить как тонизирующий чай.

Я на луг с утра пошёл,

Травку нужную нашёл:

Мелкий, жёлтенький цветок

Он не ярок, не высок,

Вылечит недуг любой.

Что же это? – (зверобой).

Воспитатель: Давайте уточним пользу зверобоя: лечит простуду и кашель, синяки и ушибы и даже ожоги.

Сладких ягод соберите,

Для варенья припасите,

От простуды, от ангины

С чем поможет чай? - С. (малиной)

Свежа, красна, полезна, вкусна:

И морозить, и мочить, и варенье варить,

И в морс годится - не даст простудиться.

В лес иди-ка - там ягодка. (брусника)

Открывает рот, как лев.

Что за чудо?

Ответ. Львиный зев.

Воспитатель:Давайте уточним пользу львиного зева: в народной медицине этим растением лечили заболевания кишечника, желудка, глаз и даже применяли при простуды.

Дети: медвежье ушко, брусника, малина, львиный зев, ромашка, зверобой, подорожник. Этими растениями звери лечили муравья.

.

Воспитатель: молодцы, ребята. А вы знаете, что кроме лекарственных растений существуют еще и ядовитые. Ими можно отравиться. Из сказки мы узнали о волчьей ягоде, которую ни в коем случае нельзя употреблять в пищу. Поэтому, чтобы узнать ядовитое растение или нет, вы должны обратиться за помощью к взрослым, чтобы избежать неприятностей. А теперь давайте немного отдохнем и послушаем стихотворения о лекарственных растениях, которые выучили наши дети (дети читают стихи в соответствующих венках из цветов).

Воспитатель: послушаем стихотворение про ромашку (ребенок в венке из ромашек рассказывает стихотворение).

Когда мое горлышко болит,

ромашка поможет,

она исцелит.

Я ею горлышко пополощу,

станет все в порядке,

и я в садик пойду.

Львиный зев.

Мы знаем, как зевает лев,

И это очень жутко!

Но вот цветочек львиный зев

Прозвали, видно, в шутку.

Его зевающие рты —

Такие славные цветы!

Зверобой

А вот растенье – зверобой,

Лист - продырявленный такой;

Должно быть, шить училась пчелка,

Колола жалом, как иголкой

Но знайте – нет его полезней,

Он прогоняет сто болезней!

Воспитатель: Ребята что-то мы с вами засиделись, давайте поиграем в русскую народную игру «Заря - зарница».

Проводится игра «Заря - зарница».

Ход игры. Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют. На последние слова водящего бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника.

Дети.

Заря - зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты расписные,

Один, два, три - не воронь, а беги как огонь!

Воспитатель: ребята сегодня мы с вами узнали названия лекарственных растений и их применение. Как важен лес и растения, растущие в нём для здоровья человека. Но чтобы были здоровы мы, должен быть здоров и лес. Теперь вы без труда сможете справиться со всеми болезнями с помощью лекарственных растений.

Будь здоров, зелёный лес!

Чтоб прозрачны реки были,

Чтобы в мире не исчез

Зверь лесной и птица тоже

Ты расти, наш друг хороший!

Будь здоров, зелёный лес!

- Давайте же будем беречь лес, каждую травинку в нём!

Заключительная часть. Подведение итогов.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Аптека» Дидактическая игра «Аптека». Цели: - закреплять знания о лекарственных растениях; - развивать познавательную деятельность в процессе формирования.

«Ребёнок и природа». Перспективный план работы по ОБЖ в подготовительной группе Интеграция образовательных областей: Коммуникация. Социализация. Познание. Чтение художественной литературы. Безопасность. Здоровье. НОД.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Конспект занятия «Лекарственные растения»
Опубликовано: 10 января 2015 в 12:13
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 ноября. День рождения Деда Мороза

14 лет в этом году исполняется замечательной традиции – праздновать день рождения Дедушки Мороза. Ведь 18 ноября – именно тот день, когда в Великом Устюге, главной резиденции новогоднего волшебника,...

18 ноября. Выставка рукавичек на МААМ

Впереди зимние холода, самое время вспомнить о рукавицах. Ох, уж эти рукавички – непослушные сестрички. Так и норовят потеряться. Даже Дедушка Мороз постоянно теряет свои рукавицы, а они у него не...

Фотоотчет «Особенный день». Часть 2
Фотоотчет "Особенный день". Часть 2. Выпускной бал в детском саду — это самый трогательный и незабываемый из всех праздников. Слово «выпускной бал» у...
Мастер-класс по изготовлению поздравительной открытки «С Днём пожилых людей!»
Сегодня я хочу вам предложить мастер-класс по изготовлению поздравительной открытки "С Днём пожилых людей! " Для работы нм необходимо взять: белую...
Сценарий утренника «Прогулка в осенний лес» в первой младшей группе
Осенний утренник. 1 младшая группа. «Прогулка в осенний лес». г. Новосибирск. Д/с №196 Воспитатели: Ожева Н. Н, Прилепко Е. А. Цели: - развивать...