Папки-передвижки

Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с нарушением зрения и речи

Зарина Григорова-Азовская
Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с нарушением зрения и речи

В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. При этом следует учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребенка и вид речевой паталогии (полиморфная дислалия, дизартрия, алалия, детская афазия, ринолалия).

Публикация «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с нарушением зрения и речи» размещена в разделах

В частности, известно, что развитие фонетической системы речи у детей с алалией зависит от состояния их словарного запаса. Развитие словаря оказывает положительное влияние на состояние фонетической системы алалика, постоянно тренируя ее и предъявляя все более высокие требования к ней.

Формирование фонетической системы речи у детей – логопатов может идти по - разному: у одних детей трудности вызывает преимущественно усвоение произнесения звуков при сохранной слоговой структуре слов, у других наблюдается как затруднение усвоения звуков, так и недоразвитие слоговой структуры слова. При этом уровни недоразвития лексико – грамматического и фонематического компонентов речи этих групп детей, как правило, различны.

Коррекционно – логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:

- подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);

- собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка – логопата).

Подготовительный этап

На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале

1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан).

2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование инструментов – барабана, бубна, металлофона.

3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет : кулак – ребро, кулак – ребро – ладонь.

5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.).

6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку) : 0 – 0 – 0 ; +=+=…

Работа на вербальном материале

Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно – временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко – слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

Для детей с низким уровнем речевого развития (ОНР -1,ОНР-2) предложенные виды работ недоступны. Поэтому в младшем дошкольном возрасте начинать подготовительную работу рекомендуется с упражнений на развитие слухового восприятия, на формирования умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию.

На этом этапе дети также обучаются различать громкую (разговорную) и шепотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослого, четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом. Проводятся игровые упражнения на развитие подражательности.

Коррекционный этап

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Уровень гласных звуков

Детям предлагается следующие задания:

• Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;

• Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;

• Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты) : А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;

Те же задания с выделением ударного звука : АУА; АУА; АУА;

• Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесении их с голосом;

Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом : А – АА; АА – А; ААА; ААА; ААА.

Уровень слогов

Данные виды работ проводятся на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых звуков. Задания могут быть следующие:

• Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);

• Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо – один слог);

• Упражнение с пальчиками «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);

• Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);

• Назвать ударный слог в цепочки услышанных слогов;

• Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я») : са -со -су - сы;

• Чтение цепочек слогов : са – со – су – сы; сы – са – со – су;

• Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са – со – со, со – са – со;

• Чтение или повторение за логопедом серии слогов :

а – са, а – со, а – су, а – сы;

и – са, и – со, и – су, и- сы,

у – са, у – со, у – су, у – сы;

о – са, о – со, о – су, о – сы;

• Запоминание и повторение цепочки слогов : са – со – со, со – са –са, са –со –са, са – са – со, со – со – са;

• Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных: ста – сто – сту – сты;

а –ста, а – сто, а – сту, а – сты;

и – ста, и – сто, и – сту, и – сты;

• Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике;

• Придумать слог к схеме : СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;

«Скажи наоборот» (игра с мячом) : са – ас, тса – аст;

Уровень слова

При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее:

1. структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;

2. формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;

3. в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов – звукоподражаний. (Особое внимание нужно уделять повторению звукоподражаний, что создает определенные возможности для усвоения слогового ряда, например: ав – ав, мяу – мяу.);

4. переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций : детям предлагаются двусложные слова типа СГ+СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).

На начальном этапе при низком уровне речевого развития основной задачей логопедического воздействия является накопление элементарного экспрессивного словаря путем вызывания у детей подражательной речевой деятельности в форме любых звуковых проявлений, а также расширение объема понимаемой речи.

После того как у ребенка возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиваться от него воспроизведения ударного слога, а затем и интонационно – ритмического рисунка одно-, двух- и трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспринимать приближенно, на данном этапе не рекомендуется исправлять звукопроизношение).

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР» Работа с невербальным материалом 1. «Узнай музыкальный инструмент». Цель: Развитие слухового гнозиса. Материал: предметные картинки с изображением.

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР Нарушения слоговой структуры слова – одна из основных проблем у дошкольников с общим недоразвитием речи. Искажения слогового состава слова.

Инновационная деятельность. Работа с детьми с нарушением зрения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №6 «Орлёнок» Работа по инновационной.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе для детей с нарушением зрения «Как зайчик искал свою сказку» Дети заходят в группу, приветствуют гостей. В-ль: ребята, сегодня утром, у дверей нашей группы я встретила Зайчика, и он был чем-то огорчен;.

Коррекция слоговой структуры Овладение речью — это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат.

ОД по развитию речи в старшей группе для детей с нарушением зрения «Первые признаки весны».ОД по развитию речи в старшей группе для детей с нарушением зрения «Первые признаки весны». Задачи: Образовательные: Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе. Развивающие: 1. Активизировать.

«Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР». В помощь логопедам При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепенно, и к трем годам все трудности слогообразования оказываются.

Словарь по лексическим темам для детей 6 года жизни с нарушением зрения и речи. В помощь логопедам Осень. Сезонные изменения. Грибы Существительные: Осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, куртка, плащ, сапоги, шапка,.

Этапы и закономерности формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста в онтогенезе Изучение детской речи имеет огромное значение для ряда научных дисциплин и служит основанием для руководства развитием речи в дошкольном.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе детей с нарушением зрения «Отважные герои космоса» Цель: учить детей с нарушением зрения согласовывать существительные с числительными. Задачи: Образовательные: продолжать учить детей с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с нарушением зрения и речи
Опубликовано: 12 ноября 2015 в 21:02
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД