МААМ-картинки

«Логопедический массаж — средство эффективной коррекции речевых нарушений дошкольников». Из опыта работы

Светлана Мирошниченко
«Логопедический массаж — средство эффективной коррекции речевых нарушений дошкольников». Из опыта работы

1. Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию свой опыт работы на тему: «Логопедический массаж – средство эффективной коррекции речевых нарушений дошкольников».

Публикация «„Логопедический массаж — средство эффективной коррекции речевых нарушений дошкольников“, Из опыта работы» размещена в разделах

2. Работая учителем логопедом, я постоянно встречаю детей с различными нарушениями речи, понять которых сложно не только педагогам, но и самим родителям. У детей, страдающими речевыми нарушениями, как правило, снижена работоспособность, повышена утомляемость, не сформирована произвольность психических процессов, очень часто эти дети соматически ослаблены. Но каким бы ни был ребенок, я люблю его, и малыш для меня прекрасен.

3. Цель моей работы: использование логопедического массажа в системе работы по коррекции речевых нарушений дошкольников.

Задачи:

1. Изучение методик применения логопедического массажа при работе с детьми дошкольного возраста;

2. Разработка и апробирование комплексов логопедического массажа в коррекционной работе с детьми-дошкольниками.

3. Взаимодействие с родителями и педагогами по коррекции речевых нарушений дошкольников с использованием логопедического массажа.

4. Коллеги, хотелось бы обратить ваше внимание, что система логопедической работы с детьми, страдающими нарушениями речи, предусматривает комплексный характер. И одним из средств коррекционного воздействия является логопедический массаж.

Теоретической предпосылкой для его применения служат работы М. Б. Эйдиновой, О. В. Правдиной, К. А. Семеновой, С. А. Бортфельд и другие. Авторы считают, чтологопедический массаж - активный метод механического воздействия, способен изменять состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей речевого аппарата, что благоприятно сказывается на нормализации тонуса мышц; ликвидации асимметрии лица; сокращение периода постановки, автоматизации, дифференциации звуков.

5. Согласитесь коллеги, настоящее время существует много книг, статей, подробно знакомящих с логопедическим массажем, с его методикой и основными видами воздействия на органы артикуляции. Однако я придерживаюсь мнения, что логопедический массаж – это специфическая логопедическая техника и применять ее могут и должны только специалисты, прошедшие обучение и имеющие сертификат в данной области, так как мы с вами всегда должны помнить об одной из основных «заповедей» профессии педагога: «Не навреди!» Поэтому я прошла обучение в научно-образовательном центре «Диагностика. Развитие. Коррекция» и получила соответствующий сертификат.

Следующий шаг перед применением логопедического массажа обязательное комплексное обследование имеющегося у ребенка нарушения. От этого напрямую зависит, какие приемы необходимо будет применять в дальнейшем. Так, например, приемы: поглаживание, разминание, растирание, похлопывание, легкая вибрация используется при сниженном тонусе речевой мускулатуры. При гипертонусе применяются в основном поверхностное поглаживание, сильная вибрация. Часто у детей с нарушениями речи отмечается смешанный характер нарушений мышечного тонуса. В связи с этим в одних случаях будет необходим расслабляющий массаж, а в других - стимулирующий.

Выполняя логопедический массаж, особое внимание уделяю мышцам речевого аппарата: языка, губ, щек и мягкого неба, так как именно эти органы отвечают за речепроизводство.

В своей работе я использую несколько видов массажа:

1) дифференцированный (активизирующий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа; автор Блыскина И. В.

2) точечный массаж, т. е. массаж по биологически активным точкам (активизирующий или расслабляющий); автор профессор Ауглин

3) массаж с применением специальных приспособлений или "зондовый" массаж (логопедические зонды, шпатель, зубная щетка, игольчатый молоточек, вибромассажер и т. п.); автор Дьякова Е. А.

4) элементы самомассажа.

Хотелось бы обратить ваше внимание, коллеги, что массажные мероприятия провожу индивидуально в теплом проветриваемом помещении, курс состоит из 10-20 процедур. Нагрузку увеличиваю постепенно от 2 до 10 минут. При необходимости циклы повторяю с перерывом от двух недель до двух месяцев. Строго соблюдаю противопоказания к проведению массажа – не провожу массаж при начинающемся заболевании ребёнка, при любых травмах кожи лица и артикуляционного аппарата. Для большего эффекта, достижения комфортного сотрудничества с ребёнком включаю приятную психотерапевтическую музыку (плеск волн, шум леса, пение птиц). Очень часто массаж сопровождаю прочтением потешки, скороговорки, стихотворения. Движения пальцев имитируют происходящие в стихотворении события, действия. Это отвлекает ребёнка от возможных неприятных ощущений.

6. Конечно же, помимо самого массажа я обязательно использую и другие методы реабилитации, такие как логопедические игры, упражнения, дыхательную, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д. Занятия провожу в игровой форме, что позволяет более эффективно проводить полноценную работу по формированию правильного звукопроизношения.

При анализе сравнительных диаграмм обследования детей на начальном, промежуточном и итоговом этапах можно увидеть положительную динамику развития и укрепления мышц речевого аппарата.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе, вследствие чего значительно ускоряется процесс исправления звукопроизношения.

7. Коллеги, конечно же, вы знаете, что коррекционная работа - сложный и длительный процесс, и успешность его зависит от совместных усилий ребенка, родителей, учителя-логопеда, воспитателей, специалистов. Поэтому я тесно сотрудничаю с родителями и педагогами. Систематически провожу просветительскую работу: консультации, мастер-классы, деловые игры, оформляю логопедические уголки на данную тематику, рекомендую специализированную литературу. Родители охотно откликаются на мои предложения, прислушиваются к моему мнению и выполняют несложные массажные упражнения в домашних условиях. Что же касается педагогов, то могу сказать следующее: творческая группа нашего ДОУ с моей лёгкой руки одобрила проведение ежедневных логопедических пятиминуток, на которых дети выполняют массаж и самомассаж лица, пальцев, ушей, стоп с помощью собственных рук, подручных тренажёров, а также с использованием моего изобретения «волшебных» рукавичек. Таким образом, в нашем детском саду появилась новая традиция, которая нравится и детям, и взрослым. Помимо основной деятельности, я занимаюсь и дополнительной, а именно, разработала и апробировала программу логопедического кружка для детей старшего возраста «Разноцветные ладошки», а для детей среднего возраста программу логопедического кружка «Игровая мозаика». Данные виды деятельности позволяют мне более тесно сотрудничать с детьми и взрослыми и получать высокий результат.

8. Своим опытом по данной тематике я активно делюсь с коллегами: посещаю районные методические объединения логопедов, участвую в конференциях и семинарах, печатаюсь в интернете (на сайте ДОУ и личном блоге, районной газете, участвую в различных конкурсах, проводимых, как внутри учреждения, так и на региональном уровне.

9. Задачей на будущее ставлю распространение инновационного опыта среди коллег.

Литература:

1. Дьякова, Е. А. «Логопедический массаж». – М. : «Академия», 2005 г.

2. Поваляева М. А. Справочник логопеда – Ростов-на-Дону: "Феникс", 2002

3. Правдина О. В. Логопедия. – М. : 1969.

4. «Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками», статья из ж. «Логопед», №2, 2005. Автор С. Н. Жукова.

5. Филичева Т. Б., Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. Основы логопедии – М. : 1989

Публикации по теме:

Логопедический проект «Логопед в детском саду и дома» Актуальность: одним из важнейших направлений в коррекционно–образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ является работа с родителями.

Работа логопеда с родителямиРабота логопеда с родителями Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию стенд «Уголок логопеда». В стенде размещена информация для родителей, по профилактике.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Логопедический массаж — средство эффективной коррекции речевых нарушений дошкольников». Из опыта работы
Опубликовано: 20 апреля 2014 в 11:57
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД