Любимые народные игры для детей и методика их проведения

Татьяна Родионова
Любимые народные игры для детей и методика их проведения

Любимые народные игры для детей и методика их проведения

Основной вид деятельности дошкольников – игра. Наиболее любимый вид игры – подвижная игра. Любимое место игр детей нашей группы – на воздухе, там, где много места, можно побегать, порезвиться, показать свою ловкость. Игры на свежем воздухе, на природе способствуют физическому развитию детей, укрепляют здоровье.

Радость движения в подвижных играх сочетается с духовным обогащением детей. Формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-чувственная основа для развития патриотических чувств.

В рамках воспитания основ толерантности детей в нашей группе с этого года мы стали проводить работу по ознакомлению детей с национальностями и играми народов, населяющих Россию:

Проводится она у нас под девизом:

«Народы - как одна семья,

Хотя язык их разный

Все - дочери и сыновья

Страны своей прекрасной».

Народные подвижные игры для детей развивают выносливость, силу, ловкость, закаляют тело, развивают и укрепляют память, мышление и воображение ребенка, а также помогают детям ознакомиться с обычаями и особенностями народов, населяющими Россию и ближнее зарубежье. Эти игры помогают познать нашу хрупкую планету, и населяющие её народы, ценить всё живое на Земле. Помогают понять детям, что самое прекрасное творение природы – человек. Все мы разные, русские, украинцы, белорусы, казахи, узбеки, но у всех у нас есть общее – наша прекрасная планета Земля!

Мы подобрали подборку игр для детей старшего дошкольного возраста. Нашим детям очень нравится в них играть. Предлагаем эти игры к вашему вниманию:

Колпачок и палочка (узбекская игра)

Играющие становятся в круг. С помощью считалки выбирается водящий, он получает палочку и становится на середине круга. Взрослый надевает ему на голову красивый колпак так, чтобы он доставал до носа. Дети, держась за руки, бегут по кругу и говорят: «Раз, два, три, четыре, пять — будет палочка стучать». Водящий в это время стучит палочкой об пол. С последним словом дети останавливаются, а водящий протягивает палку в сторону детей. Тот, на кого укажет палка, берется за ее конец и называет водящего по имени, а водящий отгадывает, кто его назвал. Игра продолжается с новым водящим

Ключи (таджикская игра)

Играющие дети встают в кружки, начерченные на земле. Водящий подходит к любому из играющих и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает: «Пойди к Саше (Сереже) постучи». Во время этого разговора играющие стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять кружок, свободный во время перебежки. Если он долго не сможет занять кружка, то может крикнуть: «Нашел ключи!» Все играющие должны при этом поменяться местами, и водящий занимает чей-нибудь кружок. Ребенок, оставшийся без места, становится водящим.

Кот и мыши (башкирская игра)

Кот сидит в кругу на краю площадки, закрыв глаза. Дети - мыши бегают по площадке очень тихо, на носочках, чтобы не разбудить кота. Как только кот открывает глаза и поднимается с места, дети - мыши должны присесть и не двигаться. Кот произносит слова:

«Котик вышел погулять,

Серых мышек поймать.

Сейчас догоню, схвачу и проглочу»

После окончания слов кот ловит мышей, которые встают и убегают от него. В конце игры подсчитывают количество пойманных мышей. Выбирается новый кот, игра повторяется.

Правила: не двигаться во время слов кота; осаленные мыши должны прекратить игру, собраться у кота в домике.

Охотник и сторож (осетинская игра)

Из числа играющих выбираются охотник и сторож. Сторож становится посередине площадки. Возле него чертят круг диаметром в 2 м. Остальные играющие (звери) разбегаются по площадке в разных направлениях. Охотник гонится за ними, стараясь кого-либо запятнать. Пойманные отводятся в круг под охрану сторожа. Их можно выручать. Для этого достаточно ударить стоящего в кругу по вытянутой им руке (переходить за линию круга пойманные не могут). Но если сторож или охотник запятнают выручающего, он сам отправляется в круг. Вырученные звери убегают и присоединяются к остальным. Игра прекращается по усмотрению руководителя.

Любимая всеми с детства игра:

У медведя в бору (русская игра)

Все играющие стоят, свободно группируясь на одной стороне площадки, на противоположной стороне проводится линия — опушка леса. За линией, в двух-трех шагах от нее, находится берлога медведя. Играющие подходят к медвежьей берлоге и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривают:

«У медведя в бору Грибы, ягоды беру, А медведь сидит И на нас рычит.» Когда дети произнесут последнее слово — «рычит», медведь с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать. Пойманного он отводит в берлогу. Игра кончается, когда будут пойманы трое-пятеро.

Шалунишки (дагестанская игра)

На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, сбоку ставят несколько стульев. Это — дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и произносят:

Мы, детишки-шалунишки, Любим, бегать и скакать. Ну, попробуй нас поймать! Раз, два, три — лови!

После слова «лови» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из берущих прежде, чем он переступит вторую линию. Пойманный садится на стул в доме водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении. После двух-трех раз подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра повторяется.

Воробьи-попрыгунчики (ингушская игра)

На полу или на площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих — кот, он помещается в центре круга, остальные играющие — воробышки становятся за кругом, у самой черты. По сигналу руководителя воробышки начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а кот старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится котом, а кот — воробышком, и игра повторяется. В дальнейшем можно установить правило: впрыгивать и выпрыгивать только на одной ноге.

Шмель (украинская игра)

В игре могут принять участие от 10 до 20 человек. Играющие располагаются по кругу на расстоянии вы­тянутых рук, лицом к центру. Мяч перекатывается внутри круга по земле. Играющие руками отбивают мяч от себя, стараясь осалить им другого. Мяч — это шмель. Если кто-либо не успеет отбить мяч и будет осален им (не выше колен, то считается ужаленным. Он поворачивается спиной к центру круга и в игре участия не принимает до тех пор, пока не будет осален следующий. Тогда первый ужаленный вновь вступает в игру, а второй поворачивается спиной к центру. Ловить мяч и отбивать его ногами нельзя.

Знакомя детей с новой народной подвижной игрой, мы вкратце рассказываем детям об этом народе, его обычаях, где он проживает.

А ещё мы разработали правила поведения при проведении подвижных игр и хотим ими поделиться с вами

Правила для играющих.

1. Играйте честно, дружно, соблюдая правила. Правила в игре - закон.

2. В игре проявляйте выдумку, смекалку (не нарушая принятых правил).

3. Играя с товарищами, помни, что ты не один (не выставляй всюду себя, давай играть другим, нарочно подолгу не води).

4. В играх-поединках выбирай противников, равных по силам.

5. Старайтесь все время выручать товарищей по команде. Закон каждой команды в игре: один за всех и все за одного.

6. Не горячитесь понапрасну! Так вернее прийти к победе.

7. Обязательно слушайте руководителя игры: он здесь главный судья, подчиняйтесь капитану команды: в игре он старший.

8. Победив, не зазнавайтесь, не смейтесь над проигравшими. Помните: в игре вы - противники, вне игры - товарищи.

9. Проиграл, - не унывай! Поблагодари победителя за науку; постарайся взять верх при следующей встрече.

10. В игре не сердитесь на того, кто нечаянно толкнул или наступил на ногу.

11. Берегите принадлежности для игр; следите, чтобы они всегда были исправны и красивы.

Публикации по теме:

Мы растём. Тимофею семь месяцев.Мы растём. Тимофею семь месяцев. Наш Тимоша вырос. Стал Тимофеем. Может выполнять команды: сидеть, голос,фу и другие. Любит вкусно покушать. Любимое лакомство - булочка.

Разнообразие подвижных игр в «Неделе игр и игрушек»Разнообразие подвижных игр в «Неделе игр и игрушек» Здравствуйте, уважаемые коллеги! В ноябре в нашем дошкольном структурном подразделении проходила неделя игры и игрушек. Спортивный зал любят.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Учимся считать
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Любимые народные игры для детей и методика их проведения
Опубликовано: 25 декабря 2014 в 09:41
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 ноября. День мозаичной аппликации на МААМ

Одним из необычных и весьма интересных видов творчества, который мы периодически используем на занятиях самых разных тем, является мозаика из бумаги. Всегда увлекательно, когда путём наклеивания множества...

21 ноября. Всемирный день приветствий

Салют, чао, алоха – так по-разному звучат приветствия на разных языках. Несмотря на отличие национальных этикетов, все народы при встрече приветствуют друг друга и желают добра, здоровья и благополучия....

Конспект занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе «Коврик для...
Рисование. "Коврик для маленьких зверей" Цель: учить детей украшать предмет прямоугольной формы кругами, линиями, аккуратно пользоваться краской,...
Фотоотчёт о празднике, посвящённом Дню матери
Фотоотчёт о празднике, посвящённом Дню матери 24 ноября мы отмечаем ещё довольно новый, но уже успевший войти в традицию праздник – День Матери. Во всех...
Пальчиковые игры для детей 3–5 лет. 2 часть
Пальчиковые игры содержат комплекс упражнений, массажа ладони и пальцев, сопровождаются стихами, они эмоциональны и увлекательны для детей. 1. Пальчиковая...