Лучший педагог года

Малые формы фольклора как средство развития речи детей раннего возраста

Татьяна Яковлева
Малые формы фольклора как средство развития речи детей раннего возраста

Тема: «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Яковлева Татьяна Юрьевна

Воспитатель МБДОУ №18 «Мишутка»

г. Сургут, ХМАО-Югра

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Публикация «Малые формы фольклора как средство развития речи детей раннего возраста» размещена в разделах

Раннее детство – начало жизни, когда ребенок быстро и жадно познает окружающий мир, впитывает огромное количество впечатлений, перенимает нормы поведения, а главное – овладевает средством человеческого общения – речью, благодаря чему, ребенок получает ключ к познанию мира природы, вещей, человеческих отношений. Познание во многом зависит от взрослых, которые наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогащают среду, в которой он растет.

Проблема развития речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

В. А. Сухомлинский считал песенки, потешки, сказки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Произведения детского фольклора, которые созданы взрослыми для детей и исполняются ими же (взрослыми) также называют «материнским фольклором» или «материнской поэзией». У исследователей русского фольклора (С. И. Селиванова, В. Аникин) есть такое понятие, как «поэзия пестования», которая представляет собой удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики. Материнский фольклор включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Знакомство с ними обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Выдающиеся педагоги К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. П. Усова, А. М. Леушина неоднократно подчеркивали огромные возможности малых форм фольклора как средства воспитания культуры речи детей. Так, К. Д. Ушинский утверждал, что потешки, заклички, пестушки, прибаутки помогают развить в детях чутье к звуковым красотам русского языка. Л. Н. Павлова, Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева также считали, что фольклор дает прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно усваивает родной язык, прежде всего подражая речи окружающих.

Поэтический язык фольклора прост, точен, выразителен, содержит синонимы, антонимы, сравнения. Он, как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. Из поколения в поколение звучат материнские колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, заклички.

Отрадное явление: в последние годы возрастает интерес к фольклору. Общество как будто почувствовало: живительную силу обновления можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Народ веками отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры мудрости, лиризма, юмора.

Ценность фольклорных произведений для раннего периода обусловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью, что особенно значима для раннего возраста, а также другими жанровыми особенностями – речевыми, звуковыми, смысловыми. Фольклор таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, индивидуальности и непосредственно развития речи малыша.

Публикации по теме:

«Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» «Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Центр.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Музыкальные игры как средство развития детей раннего возрастаМузыкальные игры как средство развития детей раннего возраста Наш детский сад МБДОУ 29 г. Азова является муниципальной инновационной площадкой по апробации и внедрению комплексной образовательной программы.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Занятия пластилинографией, представляют большую возможность, для.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Малые формы фольклора как средство развития речи детей раннего возраста
Опубликовано: 17 января 2022 в 07:56
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД