Светлана Морозова
«Мама». Урок русского языка по повторению знаний об имени существительном. Падежи имен существительных
▼ Скачать + Заказать документы
Цели. Отрабатывать умения определять части речи, род, число, падеж имен существительных; повторить состав слова; работать над выразительностью речи; воспитывать любовь и внимание к женщинам.
Оборудование. Таблицы по русскому языку; мультимедийный проектор; праздничное оформление (портреты мам, цветы, шарики).
Публикация «„Мама“, Урок русского языка по повторению знаний об имени существительном, Падежи имен существительных» размещена в разделах
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Чистописание.
На доске:
В марте с первого числа
Начинается весна.
Женский день – Восьмое марта
Отмечает вся страна.
Учитель. Спишите стихотворение. Подчеркните орфограммы, написание которых вы можете объяснить.
Выполнение задания проверяется.
3. Постановка целей и задач урока.
Учитель. На сегодняшнем уроке, посвященном Женскому дню 8 Марта, мы постараемся порадовать наших любимых мам своими знаниями. Встречаясь с именами существительными, мы повторим все, что знаем о признаках этой части речи, будем определять падежи существительных. Языковым материалом будут служить предложения из сказок и строки стихотворений.
4. Закрепление пройденного материала.
Учитель. Прочитайте еще раз стихотворение, которое вы записали. Сколько в нем предложений?
Дети. Два.
У. Разберите первое предложение по частям речи. Выделите грамматическую основу. Назовите и выпишите из этого предложения существительные. Укажите их род, число, падеж.
Дети выполняют задание.
- Что такое имя существительное? Как оно изменяется? Как определяем число имен существительных? Род? Падеж? Сколько падежей в русском языке?
Выслушиваются ответы учащихся.
- Я приглашаю всех в сказку, в гости к необычной Маме, которую зовут Склонение, - ведь, склоняя слово мама, можно проверить любой падеж. Этим мы и займемся.
Учитель рассказывает сказку (сопровождая наглядностью, ученики помогают ему.
У. В самом центре города Слов стоит высокий дом со стеклянной крышей, в нем живут Мама склонение и шесть ее сыновей-падежей.
Самое любимое место в доме – кухня. Она расположена под самой крышей. Как хорошо по вечерам собираться здесь всей семьей, пить чай, смотреть на звезды и рассказывать о том, что произошло за день! Когда часы бьют полночь, все желают друг другу спокойной ночи и расходятся по своим комнатам-этажам.
Каждое утро, как только проснутся первые лучи солнца, Мама спускается из кухни вниз по этажам с полным подносом горячих пирожков.
На верхнем этаже живет Именительный падеж. Он предпочитает быть в предложении главным членом – подлежащим. Правда, как говорит Мама Склонение, иногда ему приходится соглашаться побыть и сказуемым. Любимые вопросы этого падежа – кто? что?
-Тук – тук – тук! – стучит Мама в дверь.
- Кто?
- Мама!
- Что?
- Пирожки!
Этажом ниже живет Родительный падеж. Он уже давно проснулся и с нетерпением ждет своего завтрака, а Мамы все нет и нет. Что он спросит?
- Нет кого?
- Мамы.
- Нет чего?
- Пирожков.
Догадались, какие вопросы он любит больше всего? Правильно – кого? чего?
Еще на этаж ниже живет Дательный падеж – самый добрый из братьев. Он всегда готов прийти на помощь, и его любимые вопросы – кому? чему?
- Рад кому?
- Маме.
- Рад чему?
- Пирожкам.
А вот и Винительный падеж! Как вы думаете, почему его так назвали? Правильно: потому что он всегда и во всем всех обвиняет. Солнце – в том, что оно рано встает. Маму – в том, что она недостаточно его любит (хотя это и неправда, а братьев-падежей – в том, что они разобрали все хорошие вопросы.
Что-то Мамы давно нет. А может про него забыли? Или пирожки кончились?
- Виню кого?
- Маму!
- Виню что?
- Пирожки.
Вам ничего не напоминают эти вопросы? Напоминают? А вот Винительный падеж с вами не согласен.
Ну, хватит о нем. Давайте познакомимся со следующим братом – Творительным падежом. Этот падеж – мастер на все руки: вечно что-то пилит, строгает, чертит, творит. Солнце только что взошло, а он уже за работой. Мама поставила ему тарелочку с пирожками на верстак. Он очень доволен.
- Доволен кем?
- Мамой.
- Доволен чем?
- Пирожками.
Это любимые вопросы Творительного падежа.
Слышите песню? Это самый младший из падежей – Предложный. Голос у него чистый, звонкий – заслушаешься! Даже птицы в небе притихли.
- Пою о ком?
- О маме.
- Пою о чем?
- О пирожках.
Живущие в городе слова любят ходить в гости к падежам. Но зайти в комнаты не так-то просто. Чтобы открыть дверь, нужно правильно ответить на вопросы. Помогите слову лиса побывать у всех падежей. Запишите слова с вопросами:
И. п. (кто? что) лиса
Р. п. (кого? чего) лисы
Д. п. (кому? чему) лисе
В. п. (кого? что)лису
Т. п. (кем? чем) лисой
П. п. (о ком? о чем) о лисе
А теперь задание потруднее. Определите, у каких падежей побывали эти слова: к реке, возле дома, перед дорогой, у мамы, о книге, трава, лису.
И напоследок открою вам еще один секрет. Иногда Винительный падеж капризничает и становится похожим на своего брата – Именительного падежа. В таких случаях зовите на помощь Маму Склонение – уж она-то сразу определит, кто это.
Художник нарисовал красивый стол. (Какой падеж у слова стол?. Меняем слово стол на слово мама. Художник нарисовал красивую маму - винительный падеж. Значит, слово стол в этом предложении стоит в винительном падеже.
Посреди комнаты стол. (Какой падеж у слова стол) Посреди комнаты стоит мама - именительный падеж. Значит, слово стол стоит в именительном падеже.
Мама все может, мама поможет,
Мама научит все понимать.
Как словом мама падеж проверять?
- Сколько падежей в русском языке?
Д. Шесть.
У. Как определить падеж существительного?
Д. По вопросам.
У. Что изменяется в слове, когда задается другой вопрос?
Д. Окончание.
Подготовленный ученик читает стихотворение:
Разные дети живут на планете,
Но мам своих любят все дети на свете.
Бывает, что мы и не слушаем мам,
Но мамы нас учат хорошим делам.
А мамы нас учат, как добрыми быть,
Как Родину нашу беречь и любить.
Мамы все могут, мамы помогут,
Мамы научат все понимать.
С мамами любим мы вместе играть.
5. Физкультминутка.
Учитель проводит игру на внимание.
6. Закрепление пройденного материала (продолжение).
У. А вы любите делать подарки?
Д. Да.
У. А вы любите получать подарки?
Д. Да.
У. Подарите сегодня друг другу и нашим гостям хорошее настроение, порадуйте всех знаниями по русскому языку.
Продолжим определять падежи имен существительных. Прочитайте текст на экране (доске).
Самое прекрасное слово на земле – мама.
Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.
У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы
самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно
ни к чему не остается равнодушным.
И сколько бы тебе ни было лет – пять или пятьдесят, тебе всегда
нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери,
тем радостнее и светлее жизнь.
(З. Воскресенская)
- Выпишите выделенные существительные и определите их падеж.
Дети выполняют задание.
- Как определить падеж имени существительного? Что, кроме вопросов, помогает вам определить падежи существительных?
Д. Предлоги.
У. Какие падежи чаще всего вызывают у вас сомнение и почему?
Д. Именительный и винительный, винительный и родительный.
У. На какие вопросы отвечают слова в этих падежах?
Д. Именительный падеж – кто? что?
Родительный падеж – кого? чего?
Винительный падеж – кого? что?
У. Послушайте стихи о падежах.
Подготовленные дети читают стихи.
Я – Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что?
Ни с кем не спутает никто.
Я из дома убежал,
Я до вечера гулял,
С дерева в сугроб нырял,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал,
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски,
Но родительный падеж
Не забуду, хоть зарежь.
Я – Винительный падеж,
Обвиняю всюду всех.
Нету никаких надежд,
Что не допущу огрех.
Слово вижу подставляй
И меня определяй.
У. Посмотрите на таблицу падежей. Какие предлоги употребляются с существительными в этих падежах?
Дети отвечают.
7. Творческая работа.
У. Так как наш урок посвящен празднику всех мам, то я думаю, что пришло время каждому из вас объясниться своей маме в любви. Ваша творческая работа будет начинаться с предложений, записанных на доске.
На доске:
Я очень люблю свою маму. Мама учит нас хорошим делам.
- Придумайте и запишите три-четыре предложения о том, какая ваша мама. Составьте предложение-пожелание маме в день Восьмое марта.
Дети записывают предложения. Две-три работы зачитываются вслух.
- Разберите первые два предложения по членам предложения и частям речи. Укажите, в каком падеже стоит в них слово мама.
8. Итог урока.
У. В заключении нашего урока – поздравления всем женщинам.
Дети исполняют песню-поздравление.
В таком красивом классе
Мы с вами собрались затем,
Чтоб наших женщин всех поздравить
В Международный Женский день.
В самый добрый день на свете,
В самый-самый светлый час
Ваши внуки, ваши дети –
Мы хотим поздравить вас!
Весны вам радостной и нежной,
Счастливых дней и розовой мечты!
Пусть дарит март вам, даже снежный,
Свои улыбки и цветы!