Лучший педагог года

Менеджмент взаимодействия школы и семьи в формировании нравственных качеств детей младшего школьного возраста

Юлия Мажега
Менеджмент взаимодействия школы и семьи в формировании нравственных качеств детей младшего школьного возраста

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Выполнила: студентка 3 курса, заочного отделения

Группы ППО-3М-3 Мажега Юлия Анатольевна.

Научный руководитель: к. п. н., доцент,Квитковская А. А.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей псевдонаукой “валеология”, идеями “безопасного секса” и “планирования семьи”; отсутствие патриотического воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей; резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий при полной неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к формированию вредных привычек у детей.

Публикация «Менеджмент взаимодействия школы и семьи в формировании нравственных качеств детей младшего школьного возраста» размещена в разделах

На современном этапе развития общества приоритетными становятся проблемы нравственной культуры как основы социального воспитания подрастающего поколения. Социально-нравственное воспитание может быть организовано достаточно эффективно только в условиях взаимодействия школы и семьи. Однако работ, касающихся содержания и организации социально-нравственного воспитания детей в условиях взаимодействия школы и семьи, сравнительно немного. Отдельные аспекты этой проблемы отражены в исследованиях А. С. Белкина, Л. С. Выготского, Г. М. Дульнева, В. П. Кащенко, В. Ф. Мачихиной, В. М. Мозгового, Т. И. Пороцкой, Б. П. Пузанова, В. Н. Синева, А. Н. Смирновой, В. В. Ткачевой, Е. Д. Худенко и др.

Методологические основы теории нравственного развития школьников освещены в трудах Н. И. Болдырева, В. Е. Гмурмана, Н. К. Гончарова, Л. Ю. Гордина, Ф. Ф. Королева, Б. Т. Лихачева, А. С. Макаренко, И. С. Марьенко, Э. И. Моносзона, В. А. Сухомлинского, И. Ф. Харламова, В. Т. Чепикова, С. Т. Шацкого и др.

Теоретические и методические аспекты формирования нравственности содержат работы М. Д. Виноградовой, Б. Э. Вульфова, А. Ю. Гордина, А. В. Зосимовского, Д. В. Колесова, В. М. Коротова, В. О. Кутьева, В. С. Леднева, А. А. Люблинской, А. В. Мудрика, М. М. Поташника, В. А. Сластенина, Д. И. Фельдштейна, М. И. Шиловой и других педагогов и психологов.

Психолого-педагогические проблемы нравственного развития применительно к младшим школьникам рассматриваются в исследованиях Ш. А. Амонашвили, А. Р. Батыршиной, Л. Д. Бобылевой, О. С. Богдановой, Г. И. Веденеевой, А. Е. Дмитриева, В. В. Зайцева, А. В. Киричука, Н. А. Кудровой, В. А. Ситарова, Н. М. Трофимовой, Л. Г. Шемчук; применительно к подросткам и старшеклассникам – в исследованиях М. Н. Аплетаева, Е. В. Бондаревской, З. И. Васильевой, Д. М. Гришина, А. И. Дулова, О. Л. Калининой, Г. А. Мусаелян, В. И. Петровой, Н. Е. Щурковой, В. А. Яковлева. Они рассматривают роль и значение, цели и содержание нравственного воспитания школьников, выделяют и характеризуют его источники и факторы. Ученые предлагают различные критерии и методики диагностики нравственной воспитанности, ими получены конкретные положительные результаты нравственного воспитания учащихся в учебной, игровой, краеведческой, общественно полезной, внеклассной и других видах деятельности.

Сложившаяся практика взаимодействия школы и семьи характеризуется противоречием между возрастающими требованиями общества к социально-нравственному воспитанию детей и снижением родительской грамотности, ответственности в сфере семейного воспитания. Актуальность проблемы, её практическая значимость, недостаточная теоретическая разработанность определили выбор темы исследования: «Менеджмент взаимодействия школы и семьи в формировании нравственных качеств детей младшего школьного возраста».

Проблемой исследования является теоретическое осмысление и обоснование социальных условий, обеспечивающих социально-нравственное развитие и воспитание младших школьников в процессе взаимодействия школы и семьи.

Цель исследования: изучить проблему необходимости и технологии взаимодействия школы и семьи в формировании нравственных качеств детей младшего школьного возраста

Объект исследования: организация взаимодействия школы и семьи в формировании нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: технология взаимодействия школы и семьи в формировании нравственных качеств детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования заключается в том, что нравственное воспитание младших школьников будет более успешным если в ходе совместной работы школы и семьи будет организовано их эффективное взаимодействие.

В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:

1. Осуществить аналитический обзор литературных источников, уточнить содержание понятия «социально-нравственное воспитание младших школьников»

2. Провести исследование особенностей развития нравственных качеств младших школьников

3. Изучить и проанализировать условия социально-нравственного воспитания в школах и в семьях

4. Разработать рекомендации по социально-нравственному развитию младших школьников в условиях взаимодействия школы и семьи и проверить ее эффективность.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Национальные интересы современной России, заключающиеся в духовном обновлении общества при сохранении его нравственных ценностей, определяют роль семьи и задачи деятельности образовательных учреждений Наиболее сензитивным для воспитания нравственности является младший школьный возраст;

2) Воспитание духовно-нравственной культуры младших школьников предполагает не только формирование у них нравственных представлений о духовности, о нравственности, о правилах поведения и общения, о качествах человека и т. д., не только приобщение к ценностям, побуждение быть духовным, нравственным, культурным, воспитание эмоциональной устойчивости, эмоциональной отзывчивости, культуры поведения и культуры общения;

3) Семья является одним из важнейших социальных институтов, участвующих в формировании нравственных качеств у детей младшего школьного возраста;

4) Школа, на ряду с семьей обязана принимать активное участие в формировании нравственных качеств у детей младшего школьного возраста;

3) Семья и школа должны тесно взаимодействовать в формировании нравственных качеств у детей младшего школьного возраста;

4) Исследование сформированности нравственных качеств у детей младшего т школьного возраста с помощью разработанной методики, основанной на учете особенностей развития мышления, словесной речи, эмоциональной сферы, дает возможность оценить уровни их развития

Теоретическая значимость исследования. 1) предложенные понятия «нравственность» и «нравственное воспитание» с учетом их трехкомпонентной семантической структуры дают возможность для теоретико-методологического обоснования и моделирования нравственного воспитания и как целостного поэтапного процесса, и как локальной системы интенсивного педагогического воздействия; 2) расширение научных представлений о развитии нравственных качеств детей младшего школьного возраста в условиях взаимодействия школы и семьи позволяет осмыслить дополнительные возможности осуществления нравственного воспитания личности.

Практическая значимость исследования - заключается в том, что результаты исследования могут послужить практическим пособием для формирования критериев нравственного воспитания младших школьников.

Базой исследования является Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 1416.

Таким образом, логика исследования определила следующую структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Создание среды, способствующей духовно-нравственному воспитанию во 2 младшей группеСоздание среды, способствующей духовно-нравственному воспитанию во 2 младшей группе Вопрос духовно- нравственного воспитания является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в.

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Менеджмент взаимодействия школы и семьи в формировании нравственных качеств детей младшего школьного возраста
Опубликовано: 5 сентября 2014 в 11:38
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД