Получи документы

Методика организации и проведения занятий по аппликации в младших группах детского сада

Наталья Бобошко
Методика организации и проведения занятий по аппликации в младших группах детского сада

Консультацию для воспитателей подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Бобошко Наталья Юрьевна МАДОУ ЦРР-дс №98 г. Калининград 2019г.

«Методика организации и проведения занятий по аппликации

в младших группах детского сада»

1. Организация занятий с учетом возрастных особенностей

детей 1 младшей группы

Публикация «Методика организации и проведения занятий по аппликации в младших группах детского сада» размещена в разделах

Занятие аппликацией с детьми 1 мл. гр. программой не предусматривается, но необходимо проводить подготовку к овладению этим видом изодеятельности. Для этого малышам предлагаются игры на основе плоскостной мозаики (из плотной бумаги вырезаются различные геометрические фигуры либо силуэты разных предметов и объектов, героев сказок и пр).

Примеры аппликативных игр-занятий :

- «Помоги яблочку найти свою половинку» - дети составляют целое яблоко из частей, плотно прижимая, их друг к другу.

- «Выложи дорожку для зайчика», «Цветочки на полянке», «Дорожки из листьев» -умение ритмично размещать элементы одной формы по всей поверхности основы (возможно разного цвета)

- «Путешествие шариков» - выкладывание кружков в одном направлении, от самого большого к самому маленькому).

- «Маленькие тучки по небу плывут» - малыши учатся располагать неправильные формы по всему пространству основы.

- сказка «Колобок», «Репка» - выкладывание героев какой-либо известной детям сказки в определенном порядке (в соответствии с текстом произведения)

- составление силуэта из двух или трех деталей (кукла просит построить для нее домик из квадрата, треугольника и квадратиков для окон).

- «Подбери чайнику крышку» : малышу предлагается несколько бумажных крышек разного цвета и размера, он должен подобрать нужную крышку к чайнику ( вариации: «Машина и колеса», «Нади половинку листочка» и пр).

Со временем, когда малыши освоят подобные игры, воспитатель предлагает наклеить детали на основу. Вначале педагог сам намазывает элементы клеем и вместе с малышом прижимает их к бумаге (управляет его пальчиками).

И уже позже, примерно со второго полугодия, под контролем воспитателя воспитанники первой младшей группы могут переходить к самостоятельному наклеиванию.

Дети знакомятся с бумагой, ее свойствами, учатся действиям с бумагой: отрывать, сминать, скатывать. Таким образом, формируется понятие, что бумага – материал, способный преобразовываться; имеет свои свойства и качества (мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая, разноцветная, мнется, рвется, разрезается, по-разному шуршит)

Тематика занятий по аппликации в 1 младшей группе

1. Знакомство с элементами (частями) аппликации рекомендуется начинать с круга - не требует от детей сложной пространственной ориентировки на листе бумаги: как не клади круг, он все равно ляжет правильно. Суть этой техники в том, что дети: - украшают кружками форму (шаблоны посуды, одежды, игрушки и пр.)

- складывают из этих фигур (одинакового размера) простой предмет или объект (бусы для мамы или куклы, гусеницу и пр.)

- выкладывание кружков (разного размера) от самого большого к самому маленькому)

- выкладывание кружков разного цвета (воспитатель наклеивает на основу красные, желтые, синие и зеленые ниточки, а ребенок подбирает соответствующий цвет и приклеивает строго над ниточкой (на первых порах приклеивает педагог).

Затем знакомим с геометрической формой – квадрат.

Темы по выкладыванию узора (из кружков, квадратиков) на готовой форме (полоска, круг, квадрат или силуэты) : «Коврик для щенка (котенка)», «Фартук», «Рукавичка-невеличка», «Шапочка», «Шарфик», «Платье в горошек для мамы (куклы)», «Новогодние шары», «Чашка», «Чайник», «Тарелочка», «Пакеты для новогодних подарков».

Требования к материалам:

-геометрические формы должны быть одного размера, чтобы дошкольники смогли составить из них гармоничный орнамент (к примеру, сторона квадратика соответствует по длине стороне треугольника).

- размер деталей, - недопустимо, чтобы они были слишком мелкими, поскольку у детей двух-трех лет для такой работы еще недостаточно развита мелкая моторика.

2. Темы по составлению предмета из готовых деталей (либо дополнение силуэта необходимыми элементами) : «Заборчик», «Бусы для мамы (куклы)», «Осенние ежики», «Первые весенние листочки» («Осеннее дерево», «Флажки», «Грибок», «Домик», «Цветочки для мамочки», «Паровозик», «Усы для котика».

3. Для малышей доступна техника -обрывная аппликация, которая похожа на выкладывание мозаики: ребята отрывают кусочки бумаги и заполняют ею нарисованный контур предмета (=яблоко).

Отметим, что педагог должен научить малышей правильно отрывать бумагу: ведь, часто они просто тянут ее в разные стороны и сминают. Ребенок должен аккуратно взять кусочек двумя пальчиками обеих рук и потянуть — одну ручку на себя, другую — от себя. Полученные фрагменты воспитатель намазывает клеем, а дошкольник приклеивает их к основе. Некоторые ребята могут наносить клей самостоятельно, к концу года при регулярных занятиях все дети должны овладеть этим навыком.

Темы для аппликации в обрывной технике (заполнение готового контура) : «Яблочко с листочком», «Груша», «Огурец», «Зайчик», «Кошка». Кроме того, можно предложить детям тему «Дождик» (аппликация из мятых салфеток).

4. Коллективные сюжетные композиции (размещение готовых силуэтов на большом пространстве) : «Катится колобок по дорожке», «Репка» (выкладывание героев сказки в необходимом порядке согласно тексту, «Цыплята на полянке», «Утята в пруду», «Рыбки в аквариуме», «Осенний листопад», «Чудо-дерево», «Накорми котят» (на большой основе педагог приклеивает силуэт миски, ребятам предлагаются силуэты котят. Приклеить домашних питомцев нужно так, чтобы их мордочки касались миски).

Требования к материалам:

- шаблоны силуэтов предметов и объектов живой природы должны быть выразительными и ясными. То есть у малышей не должно возникать сомнений, кто перед ними — утенок либо цыпленок, яблоко либо апельсин.

- вариация заданий также может заключаться в смене персонажей игры (разместить на основе вначале цыплят, а потом утят, работе на маленьком, а после на более большом пространстве листа.

Организация занятий с учетом возрастных особенностей

детей 2 младшей группы

Для детей младшего возраста большое значение имеет материал для работы

Материал для выполнения аппликации бывает настолько ярок, что нередко может отвлекать внимание детей от объяснений воспитателя. Поэтому в младшей группе, особенно первое время, готовые формы для наклеивания раздают каждому ребенку в специальном пакетике или тарелочке после объяснения задания. После того как объяснение педагога выслушано и формы для наклеивания розданы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием. Воспитатель проверяет правильность расположения элементов. Поэтому на первых занятиях в младшей группе клей ставят на столы только после проверки педагогом всех работ, непосредственно перед процессом наклеивания. Это позволит воспитателю следить за правильностью построения изображения и помочь детям в освоении техники наклеивания. В дальнейшем все оборудование, кроме цветных форм, можно подготавливать заранее.

Развитие двигательных функций руки у детей четвертого года жизни еще несовершенно, поэтому им недоступно пользование ножницами. Поэтому в основном - занятия с готовыми формами.

Тематика занятий по аппликации во 2 младшей группе

1. Декоративное изображение.

Закрепление наклеивания нескольких фигур в один ряд на полосе бумаги (умения располагать формы в горизонтальном ряду, навыка правильно намазывать клеем и приклеивать формы на нужном месте). Чтобы ребенок мог справиться с этим заданием, для наклеивания дают форму круга, которая одинаково симметрична по всему контуру, не имеет верха и низа и не меняется в зависимости от расположения; для размещения элементов предлагают узкую полосу бумаги, на которой иначе чем в ряд круги расположить нельзя; все формы имеют один цвет. Дети должны запомнить название формы, ее цвет и освоить технику наклеивания.

Процесс наклеивания содержит несколько этапов:

-правильно держать кисть, брать достаточное количество клея

-каждый элемент класть на клеенку нецветной стороной вверх

-хорошо смазывать клеем всю поверхность, класть кисть на подставку или клеенку

-осторожно перевернув смазанный элемент, прикреплять его на нужное место, клеем вниз, прикрыв сверху сухой салфеткой, не сдвигать

-прижимать ладонью салфетку, промокнув лишний клей.

На первых порах техника наклеивания полностью поглощает внимание детей.

Дальнейшие усложнения аппликации на полосе :

- изменение цвета кругов

- чередование кругов по цвету

- новая форма – квадрат, затем треугольник

Усложнение композиции: аппликация на квадрате (по углам) и на круге (по краю).

использование фигур по 2 признакам

Тематика:

«Коврик для щенка (котенка)», «Укрась тарелочку», «Платок для Матрешки», «Рукавичка», «Красивая чашка», «Нарядное платье», «Украсим сапожки», «Красивое полотенце», «Шапочка и шарфик».

2. Предметное изображение.

Подбирают предметы с симметричным расположением частей, с формами, близкими к геометрическим.

Усложнения:

- предметы из кругов разной величины

- большее количество деталей (2-4)

Мир живой природы: «Медведь», «Зайчик», «Ежик», «Лисичка», «Котенок» (как вариант — с клубочком, «Цыпленок», «Утенок», «Снегирь», «Синичка», «Воробей», «Бычок», «Рыбки в аквариуме», «Божья коровка», «Гусеница», «Бабочка».

Растительный мир: «Комнатное растение», «Грибочки», «Грибная полянка», «Корзинка с грибами», «Ромашка».

Овощи, фрукты, ягоды: «Большие и маленькие яблоки на тарелке», «Ягоды и яблоки лежат на блюдечке», «Консервируем фрукты», «Компот», «Борщ».

Игрушки и предметы обихода: «Пирамидка», «Большие и маленькие мячи», «Воздушные шары», «Бусы», «Неваляшка», «Шарики и кубики», «Зонтик».

Домики и мебель: «Домик для лесных зверей», «Будка для собачки», «Скворечник», «Стол и стул».

Транспорт: «Грузовик», «Самолет», «Ракета», «Кораблик», «Светофор», «Вагончики».

3. Коллективные сюжетные работы - часть работы делает воспитатель. Работы выполняют на большом формате (на обоях, лучше с фоном:«Хоровод вокруг елки», «Цыплята на траве», «Бабочка и одуванчики», «Рыбки плавают» восп-камушки, водоросли, «Магазин игрушек», «Цветочная поляна», «Зайчики на полянке», «Котята играют в мяч», «Слон – жонглер», «Мой город», «Летний луг», «Листопад», аппликации на тему «Дружба», «Семья».

Сказки: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Мойдодыр».

Зима: «Снежинка», «Снеговик», «Нарядная елка», «Снегопад», «Разноцветные огоньки в домиках».

Явления природы: «Дождь идет», «Радуга».

Патриотические темы: «Флаг России», «Мой дом», «Моя семья», «Мой город».

Усложнения в технике:

1. Закрепление техники обрывной аппликации, она становится более сложной: используются разные цвета бумаги, с помощью которых выкладывается определенный рисунок.

2. Мозаичная техника аппликации. Только здесь детали одинаковой правильной формы (кружки, квадратики, треугольники) предлагает ребятам воспитатель. Можно выкладывать мозаику из кружочков от дырокола (мелкая моторика)

3. Песочная аппликация (как вариант — используется манная крупа или мелкие древесные опилки). Педагог (малыши иногда могут помогать ему) рисует клеем-карандашом фигуры нужной формы, а дошкольники посыпают их песком. Излишек стряхивается с основы. В итоге получается интересное аппликативное изображение, которое дополняется бумажными деталями.

4. Аппликация из мятой бумаги. Достоинство этой нетрадиционной техники в том, что она позволяет получить объемное изображение, которое так нравится детям. Например, таким способом можно оформить грудку снегиря или синички, смастерить яркие пушистые клубочки для игривых котят.

Разные техники могут успешно комбинироваться в одной работе.

1. образ создаётся из обычных вырезанных воспитателем деталей и обрывных элементов.

2. разнообразные формы для основы (листок дерева из зеленого картона, на который нужно наклеить жучка или гусеницу).

3. аппликация с элементами лепки или рисования (наклеенной божьей коровке можно нарисовать черным фломастером усики и лапки. А точки на ее спинке можно оформить в виде пластилиновых шариков. Из пластилина также можно лепить глазки многим животным и птицам).

Использование разнообразного материала:

- компьютерные диски для основы (Педагог наклеивает в их середине картинку в форме сердечка, а ребята должны обклеить ее комочкам из салфеток).

- ватные диски (так можно оригинально изобразить снеговика).

- вата для поделок животных: она приклеивается по контуру зверька, в результате получается интересное объемное изображение. (Так можно красиво изобразить белого котенка, зайчика в зимней шубке, овечку, белого медведя. Отметим, что такой образ обычно дополняется бумажными или пластилиновыми глазками и носиком черного цвета).

Конечно, работа с ножницами в группе детей этого возраста невозможна по многим причинам, но первые ознакомительно-обучающие занятия с одним-тремя детьми, лучше проводить во второй половине дня вне занятия. Задачи: правильно держать ножницы и производить элементарные приемы: надрезание и разрезание

3. Методические приемы обучения

В процессе подготовки к занятию педагог применяет следующие методы : информационно-рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить) и репродуктивный (проведение упражнений в различении формы, цвета предмета, развитие конструктивно-изобразительных умений -умение наклеивать).

При проведении работы педагог обязательно учитывает разницу в развитии детей. Поэтому во время занятия обязательно должен использоваться индивидуальный подход.

Отметим, что, хотя индивидуальная деятельность дает высокий обучающий и развивающий эффект, но она не дает ребенку опыта совместных действий. Достоинства фронтального занятия в том, что у малышей вырабатывается выдержка, усидчивость, способность выслушать других.

В рамках индивидуального подхода воспитатель может использовать вариативные задания с одним и тем же операционным материалом. Так, одним детям следует предложить для аппликации кружки одного цвета. Более же сильные дошкольники могут вначале сделать сортировку по цвету — педагог просит их, к примеру, выбрать из общей массы только фигуры зеленого цвета, а затем украсить ими шаблон.

Вариация заданий также может заключаться в смене персонажей игры (разместить на основе вначале цыплят, а потом утят, работе на маленьком, а после на более большом пространстве листа

Занятие аппликацией в младшей группе имеет традиционную структуру, состоит из практической и теоретической части.

Поскольку детям раннего дошкольного возраста сложно долго концентрировать внимание на какой-то одной деятельности, воспитатель должен постараться максимально увлечь их аппликацией. Для этого у малышей должен быть мотив к творческому процессу. Занятие, как правило, начинается с сюрпризного момента, за которым следует рассматривание предмета изображения

При подготовке к занятию, важно развивать восприятие детей, умение видеть предмет, осязательный и зрительный анализ. Поэтому особая роль отводится детальному обследованию предмета ( тематика: «Красивый мяч» : «мяч – круглый, гладкий, окрашен в два цвета: половина в желтый, другая – красный цвет»). Воспитатель отчетливо называет малышам цвет предмета, обводит пальцами его по контуру, выделяя особенности. Таким образом, зрительный анализ дополняется осязательным. Причем, важно, чтобы дети тоже потрогали предмет изображения.

Д/игры на знакомство с формой, величиной, цветом предмета, игры с мозаикой, мелким однородным материалом

На занятии : непосредственное восприятие игрушки, предмета – рассматривание (форма частей, величина, цвет, строение, вопросы, образное слово, обрисовывающий жест.

Образцы – чаще в декоративной аппликации. Образец в младшей группе чаще всего показывают для точного повторения, копирования.

Также обязательная часть занятия — наглядная демонстрация приемов размещения деталей и наклеивания. Показ способов выкладывания и наклеивания. Педагог выкладывает элементы на фланелеграфе, мольберте или доске, перемещая их в случае необходимости, сопровождая словесными пояснениями. На последующих занятиях вместо воспитателя показ приемов наклеивания может продемонстрировать ребенок.

Перед непосредственно продуктивной деятельностью воспитатель всегда проводит физкультминутку или пальчиковую гимнастику, связанную по тематике с занятием.

Самостоятельная деятельность дошкольников начинается с раскладывания элементов на основе. Воспитатель проверяет правильность размещения у всех воспитанников.

Методика проведения аппликативного занятия во второй младшей группе предполагает использование различных форм индивидуального подхода: одному ребенку требуется помощь в составлении изображения, другому — в наклеивании и т. д. Но, уделяя внимание одному воспитаннику, педагог всегда должен видеть всю группу в целом : оценивать темп работы детей, учитывать, кому еще нужна помощь.

Отметим, что в рамках индивидуального подхода воспитатель предлагает воспитанникам второй младшей группы различные варианты практических заданий с одним и тем же материалом. Так, например, сильные дети могут придумать свой узор для составления бус, в то время как все остальные повторяют предложенную воспитателем тему.

Еще один вариант усложнения задания — предложить составить изображение предмета из большего числа элементов. Это касается таких композиций, как гусеница или вагончики поезда.

Индивидуальное обучение: показ, напоминание, совет, вопросы.

Занятие аппликацией в этом возрасте уже включает в себя анализ детских поделок. После окончания работы педагог предлагает малышам совместно рассмотреть все работы, полюбоваться ими. Внимание ребят направляется на изобразительные характеристики: красивое цветовое решение, выразительность образов. Например, рассматривая неваляшек, воспитатель предлагает показать веселых и грустных, сломанных. То есть дошкольники учатся замечать и неудачные моменты.

Со второй половины года педагог уже четко указывает детям на ошибки, например, неправильное чередование деталей по цвету или размеру. Также оценивается качество наклеивания: «чисто», «аккуратно» или, наоборот, «неряшливо». Постепенно к такому анализу привлекаются и сами дошкольники: они должны понимать, что делать в дальнейшем, чтобы избежать ошибок.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Творческий подход к декорированию стен в группах детского сада»Фотоотчёт «Творческий подход к декорированию стен в группах детского сада» «Творчество – это, прежде всего умение отказаться от стереотипов мышления, подходов к делу, только в этом случае можно создать что –.

Фотоотчет «Новогодние забавы в группах младшего дошкольного возраста детского сада»Фотоотчет «Новогодние забавы в группах младшего дошкольного возраста детского сада» "Елка новогодняя в комнате стоит И, блестя игрушками, с нами говорит. Вспоминает елочка с грустью зимний лес, Полный звонких песенок,.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 1 Эта консультация будет полезна молодым педагогам. Неумолимая статистика констатирует нам тот факт, что за последние годы педагогический.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 2 1 слайд: Продолжаю тему особенностей организации режимных моментов в младших группах. Теперь хочу предложить рассмотреть модель организации.

Консультация для воспитателей «Содержание и методика нравственного воспитания детей средней группы детского сада» От нравственного воспитания в детском саду и в семье зависят дальнейшие поступки, формируется облик личности человека. Нравственное воспитание.

Методические рекомендации по формированию игровой среды в группах детского сада с учетом современных требований Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 «Незабудка» общеразвивающего вида Методические рекомендации.

Методика проведения НОД по аппликации в младшей группе «Мчится ракета на другую планету»Методика проведения НОД по аппликации в младшей группе «Мчится ракета на другую планету» Цель: учить детей составлять изображение из деталей; правильно располагать предметы на листе бумаги. Задачи: закрепить умение различать.

Музыкально-спортивное развлечение в средних группах «Путешествие по Волшебному лесу», посвященное 23 февраля «Путешествие по волшебному лесу» (развлечение с подвижными играми, посвященное 23 февраля для средних групп) Цель: Развивать связную.

Некоторые аспекты организации занятий по правилам дорожного движения для младших школьников Автор: Цветкова Татьяна Евгеньевна. Тема методического материала: Некоторые аспекты организации занятий по правилам дорожного движения.

Семинар-практикум «Создание психологического комфорта в группах детского сада» Цель: Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе. Повышение педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика организации и проведения занятий по аппликации в младших группах детского сада
Опубликовано: 18 января 2020 в 19:21
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД