МААМ-картинки

«Методы и приёмы ТРИЗ, которые я использую на занятиях по изодеятельности».

Светлана Гришаева
«Методы и приёмы ТРИЗ, которые я использую на занятиях по изодеятельности».
▼ Скачать + Заказать документы

В наше время, полное технических изысканий, требуются специалисты в разных областях, способные не только принимать важные умные решения, но и часто экстраординарные, необычные. Некоторые личности наделены такими способностями от природы, а некоторых, а их большинство, нужно обучать, развивая их творческий потенциал. Этому способствуют технологии ТРИЗ.

Публикация «„Методы и приёмы ТРИЗ, которые я использую на занятиях по изодеятельности“,» размещена в разделах

Методы и приёмы ТРИЗ охватывают множество областей учебной и воспитательной деятельности. Не обошли они стороной и изобразительную деятельность. Есть методы и приёмы, прочно вошедшие в структуру занятий и планирования по ИЗО, а есть такие, которыми мы можем при необходимости разнообразить детскую деятельность.

Цель введения методов приёмов ТРИЗ в изобразительную деятельность детей: воспитать творческую, эстетически развитую личность, способную к самовыражению через различные формы изодеятельности.

Основные задачи:

• Воспитать качества творческой личности;

• Формировать навыки творческой работы, включающей следующие компоненты: 1. развитие воображения,

2. оригинальность мышления,

3. способности ребенка приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации, умения рассуждать и делать выводы,

4. находчивости, внимательности и сообразительности;

ТПФ (типовые приёмы фантазирования)и РТВ (развитие творческого воображения)

• Оживление или антропоморфизм. Когда очеловечиваем природные объекты.

Например, в далёкой стране жил злой волшебник, который очень не любил людей. В одно далеко не прекрасное утро ему надоело слушать смех и гомон людей, он взял и превратил всех людей в деревья. У вас есть возможность расколдовать их, но с условием, если вы отгадаете, какого человека в какое дерево волшебник превратил. Дети рассматривают картинки с изображением деревьев и вносят предположения, какой человек, в какое дерево был превращён. Дуб представляется богатырём, тяжелоатлетом, даже культуристом, спортсменом, потому что он большой, кряжистый, сильный. Рябина – хозяюшка, потому что кормит птиц зимой ягодами, или модница, потому что наряжается в яркие бусы. Ёлку в последний раз назвали Золушкой, потому что в жизни она простая, а на Новый год её наряжают, как принцессу.

Оживление времён года. Такое занятие как «Образ Весны», «4 сестрицы». (Б. Неменский «Изобразительная деятельность для 0 калассов»)

• На что похоже.

1. Кляксография – когда на мокрый лист бумаги капает краска, расплывается, а дети должны увидеть и назвать, на какой образ она похожа. И дорисовать.

2. Геометрические фигуры – на что они похожи. Необходимо придумать как можно больше объектов для схожести. Самое лучшее, если эта фигура будет мелкой частью образа. Например, обычно треугольник ассоциируется с частью дома – крышей. Но лучше, если дети придумают более мелкую деталь – часть геометрического узора на платье. Затем происходит усложнение, когда на листе предоставлены несколько геометрических фигур и из них нужно составить композицию.

У Комаровой («Изобразительная деятельность в детском саду») есть тест по изодеятельности на развитие творческого потенциала детей посредством дорисовывания 6 кругов. Такой тест с нами проводила Сякина Т. В.

3. Волшебные линии. Дети находят сходство линий с предметами и дорисовывают. Усложнение – из множества линий создать законченную композицию.

4. Продолжает эту тему «Волшебный островок» (Доронова программа «Радуга»). На лист приклеивается произвольной формы лоскуток или кусочек цветной бумаги и предлагается придумать, что это может быть и дорисовать или доклеить – сделать аппликацию.

5. Точка путешествует. Ставят точку, она отправилась в гости к, потом в магазин, затем в… (проводят линии-траектории движения точки). Затем рассматривают рисунок со всех сторон, определяют на что похоже и дорисовывают образ.

6. Монотипии сложением, нитками, каплями…

7. Отпечатки ладонями, спичечными коробками и т. д.

• Дизайн своей буквы, вещей…

• Ассоциации.

• Противоположности.

1. Классификация по тонам: тёплый-холодный, светлый-тёмный, бледный-насыщенный. Усложнение: зелёный цвет может быть холодным – изумрудным и тёплым – салатовый. По цветовой гамме: однотонный-разноцветный.

2. Контрасты: белый-чёрный, синий-жёлтый, фиолетовый-оранжевый.

• Соединение техник и материалов. Например, рисование мелками и акварелью, мелками и карандашами; использование кисти и тычка; монотипии и традицион-ного рисования. И. А. Лыкова «Цветные ладошки».

«А что было потом». Например «Колобок», вместе вспоминаем сказку и предлагаю детям её продолжить: что произошло потом? Кого встретил колобок в лесу? Что он сказал? Что сделал? И прошу дорисовать сказку в соответствии с детской выдумкой.

• Один объект – разные материалы. Предлагается сделать солнышко, используя разные материалы (диски, пластилин, бросовый и природный материал). Можно включать в рисование.

Эмпатия.

Приём вживания в образ. «Если бы я был существом с другой планеты…». Не только словесно передать облик и характер персонажа, но и изобразить доступно для понимания других детей. При рисовании цветов и деревьев: «Ты семечко, ты растёшь, что чувствуешь? Каким ты вырастишь и почему? (ухаживали - сильным, красивым, не ухаживали - чахлым, блёклым)», «Я - кот».

• Злые персонажи становятся добрыми. «Баба Яга приглашает в гости». Придумать и нарисовать Кощея Бессмертного, Лешего, Водяного и Бабу Ягу добрыми.

Приём вхождения в картину. Что ты чувствуешь? Как себя ощущаешь? Что бы ты изменил – убрал, добавил.

Примеривание образа на кого-то: «Мама - сказочная героиня», «Папа-богатырь», «Люди-животные».

• Моё настроение. Беспредметное рисование – цветом передаём своё настроение.

• Рисование эмоций.

Игровое задание:

- нахмурься, как осенняя туча, как грозовое облако;

- улыбнись, как солнышко, как теплый ветерок;

- позлись, как гром, вихрь, ураган;

- испугайся, как человек, увидевший молнию;

- устань, как человек, идущий сквозь вьюгу;

- отдохни, как птичка на ветке, как кораблик на волнах.

Словесные приёмы :

Загадки-обманки:

• Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?

• Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?

• Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?

Во дворе трещит мороз — Шапку ты одень на…

(не на нос, а на голову)

• Просит бабушка Аркашу

Из редиска скушать…

(не кашу, а салат)

Перепутанные сказки: «Крошечка-шапочка», «Красная ховрошечка», «Гуси-поросята», «Три лебедя». Нужно дать правильное название сказкам. На иллюстрации персонаж удалён, изменён, добавлен. Найти, кто лишний или кого не хватает.

Что нового использую. Кружковая работа.

• Решаем триззадачи. На сайтах полно тризовских задач. Даже есть возможность поучаствовать в их создании и в конкурсе на лучший ответ.

Рубин и волшебник по сказке о мумми-троллях. В гости к мумми-тролям пришли Тофсла и Вифсла. У них в чемодане был спрятан Королевский рубин, краше которого нет на всём свете. А с Луны спустился волшебник, который 300 лет собирал рубины и в его коллекции не хватает только Королевского рубина. Он предлагает жителям исполнить по одному желанию, но взамен просит отдать Королевский рубин. Все хотят исполнения желаний, но Тофсла и Вифсла не отдают рубин. Что делать? Сначала ответы сводились к тому, чтобы обмануть волшебника – пусть выполнит все желания, а мы ничего не дадим. Денис сказал, что с волшебниками шутки плохи – может не только все желания назад отобрать, но и превратить во что-нибудь. Тогда решили, что нужно рубин у хозяев отобрать. На что Маша ответила: нет, я бы не хотела, чтобы у меня отбирали мои вещи. Владик спросил с сомнением: а волшебник всехние желания исполняет? Тогда пусть он загадает, чтобы рубинов стало 2. Один останется у Тофслы и Вифслы, а второй заберёт себе волшебник.

Первые предложения решение задач всегда основываются на применении силы. Только после раздумий, предлагается «бескровный вариант». Детям не хватает умения слушать текст. А ещё у них маленький личный опыт, мало знаний.

Пример для решения.

Повадился Змей Горыныч деревни разорять да людей умыкать. Опустел край. В одном селе так и вовсе остались только старые да малые. Однажды зимним вечером унес Змей двоих детей — брата и сестру — и посадил в темницу — подрастут, мол, до весны, тогда и съем. Но дети оказались смекалистые. Подняли они такой крик и визг, что потерял Горыныч покой и сон, а главное — аппетит, все семь голов заболели. И решил Змей Горыныч обхитрить детей.

— Выпущу я вас на волю, — сказал он, — если принесете мне живой воды, чтобы омолодиться. Но вот вам условие: воду принести — без посуды!

Делать нечего — согласились дети.

Вопрос: и как же детям принести воду и уцелеть?

• Как мне повезло, что Я…. Подсолнух, потому что дарю людям семечки, из них делают масло, халву, потому что я всегда слежу за солнышком…

• Мозговой штурм. Называется слово. Например, гроза. Нужно подобрать слова на ассоциацию. Например, молния, гром, дождь, свет, тучи, страх, сверкание…

• Преобразование. Что нужно сделать с котиком, чтобы он стал волшебным. И нарисовать.

• Хорошо-плохо. Дождь-это хорошо или плохо. Почему вы так считаете? (хорошо - напоит цветы, траву, деревья, смоет грязь, станет чище воздух; плохо - мокро, грязно, сыро, может случиться наводнение). Много - мало. Много конфет - хорошо или плохо…Большой маленький. Усложнение – цепочка:

- есть мороженое - это хорошо, потому что вкусно, но может заболеть горло.

- горло болит – это плохо, потому что больно глотать, но хорошо, потому что можно сидеть дома, смотреть телевизор.

- сидеть дома – это плохо, потому что не выпускают на улицу, но хорошо, потому что можно позвать друзей….

• Антонимы

1. Высокий - низкий

2. закончить самим народные пословицы, например:

Ученье свет, а неученье. ./тьма/,

Знай больше, а говори. /меньше/.

Корень учения горек, да плод…/с л а д о к/.

Не бойся врага умного, бойся друга …/глупого/.

Лучшая вещь-новая, лучший друг…/старый/.

3. противоположные по назначению/ функции:

Волк /злой/ – бабушка /добрая/

Карандаш /пишет/ – резинка /стирает/.

Книга /дает знания/ – ребенок /берет знания/

4. находят предмет, который несё т в себе противоречия:

Горячий – холодный – утюг, солнце, ребенок (горячий когда болеет)

Темный – светлый – тельняшка, черно-белый телевизор и т. д.

• Специализация. Перед новым годом подарить ёлочки людям разных профессий, но такие, чтобы эти люди сразу поняли, что ёлочка именно для них. Первое предложение – украсить ё лки профессиональными принадлежностями: для водителя – колёсами, рулём, запчастями. «и ёлочка завалится» - засмеялся Денис. Владик долго думал, пока дети упражнялись в словотворчестве, чет ещё можно ёлку украсить, а потом и говорит: «Я бы бабушке подарил очковую ёлку. Она будет из очков». Мы сначала не поняли, о чём он. Пришлось Владику рисовать. Детям этот вариант больше всего понравился. Практически такое же занятие «Духи для сказочных персонажей». Перед 8 марта.

• Придумать новые волшебные предметы. Например, подушка-усыплялка.

Новый способ применения предмета: свечи, соли, грунта аквариумного, салфеток. Трудность, что у детей мало знаний и опыта. Боятся дать неправильный ответ. Со школьниками более интересно проводить такие разминки.

Вещи как люди: у нас есть глаза и у… фонаря, машины и т. д.

• Сказка по кругу. В течении нескольких минут дети рисуют по желанию на листочках, по сигналу пересаживаются на соседнее место и продолжают начатый соседом рисунок. Так несколько раз. Затем составляют рассказ о полученном изображении.

• Вместо кругов Луллия. Дети выбирают фон, набирают предметы, реально относящиеся к фону, и составляют рассказ. Усложнение: на фон выбирают предметы, не относящиеся реально к фону, и составляют рассказ. Усложнение: дети выбирают фон и предметы и передают его соседу. Составляют рассказ.

Публикации по теме:

Пчелки, осы и другие насекомые.Пчелки, осы и другие насекомые. Сейчас очень часто используются "контейнеры" (даже не знаю, как их правильно назвать) от "Киндер-сюрпризов". Вот и мы нашли им такое приенение:.

Педагогические технологии В блоге светланы Логиновой Педагогические технологии. Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Методы и приёмы ТРИЗ, которые я использую на занятиях по изодеятельности».
Опубликовано: 22 августа 2012 в 17:20
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Методы и приёмы ТРИЗ, которые я использую на занятиях по изодеятельности».» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Гришаева (УИ 8278) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД