«Мини — музей хлеба»

Ирина Чуркина
«Мини — музей хлеба»

Мини – музей в детском саду

Актуальность проблемы: дети в любом возрасте – «Любознайки» и «Почемучки». Они задают взрослым множество вопросов о том, что им кажется интересным и необычным.

Чтобы достойно отвечать на тысячи детских «почему», в нашей группе создан мини – музей.

Музей – эффективное средство познания системы ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение. Музей обладает уникальным потенциалом социально – воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение, и рукотворность, становится незаменимым помощником в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество.

Цель организации мини – музея:

• Обеспечение эмоционального благополучия ребенка и взрослого

• Прививать уважение к традициям и истории народной культуры

Задачи:

• Формировать интерес к подлинным предметам старины, народному искусству и способность извлекать информацию из первоисточника

• Развивать положительные эмоции, воображение и фантазию

• Воспитывать патриотизм, интерес к истории и культуре своего народа, уважение и бережное отношение к ценностям

Принципы руководства при создании мини – музея:

• Наглядности

• Доступности

• Достоверности

• Многофункциональности

• Психологической комфортности и безопасной деятельности в музейном пространстве

Основные требования к организации музейной деятельности

• Содержание и разнообразие тематики

• Постоянное включение музейных экспонатов во все формы работы педагогического процесса

• Максимальная активность детей на этапах подготовки экспозиций

• Сотрудничество друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации музея

Проект (краткосрочный) «Хлеб - всему голова»

Актуальность

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

"Хлеб всему голова!" -

В поле, в доме, в державе!

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его.Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.

Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается,о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами дошкольной группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Вопросы:

Основополагающий:

Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?

Что во главе стола стоит?

Вопросы проблемные:

Как люди выращивают хлеб?

Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?

Проблемы (темы)самостоятельного исследования:

- Значение хлеба

- Как солнце, вода и тепло помогают зернышку превратиться в сильный колосок

Гипотеза: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.

Участники проекта

Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Предшествующая работа:Рассматривание картин: «Рожь» Шишкина, «Уборка хлеба», картинок «Хлебобулочные изделия», «Зерновые культуры». Беседа о бережном отношении к хлебу, разучивание стихов, пословиц, поговорок.

Задачи проекта:

- Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку

-Систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря, агронома (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба)

-Продолжать работу по обогащению словаря

-Формировать умение строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение)

- Показать значимость сельскохозяйственной техники

- Воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда

- Формировать реалистические представления о природе

- Совершенствовать системы обследовательских действий

- Развивать основные психические процессы – память, внимание, образное и логическое мышление

-Помочь увидеть необыкновенное в обычном.

-Развивать эмоциональную сферу ребёнка.

- Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.

- Научить доводить порученное дело до конца

- Воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие

- Учить сотрудничать, уважать чужой труд

-Обогатить кругозор детей

Модель трех вопросов

Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Где мы можем узнать?

Реализация проекта

Март –Апрель:

Беседа о злаках с рассматриванием зерен ржи, овса, ячменя. Познакомить с зернами ржи, овса, ячменя; рассказать, какой длинный путь проходит зернышко к караваю; предложить проследить за превращением зерна в хлеб

Беседа «Что необходимо для роста растений?». Посадка зерен в горшочки Учить работать коллективно; учить проверять семена на всхожесть; прививать практические навыки посадки семян; расширить экологический кругозор

Занятие «Хлеб всему голова» Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба и к труду людей других профессий, связанных с выращиванием хлеба; познакомить с методами выращивания хлеба, с орудиями труда

Беседа, чтение стихов, пословиц и поговорок о труде Воспитывать трудолюбие, уважение к труду хлебороба; учить анализировать, устанавливать простейшие причино – следственные связи, делать обобщения

Посадка семян ржи, ячменя, овса Прививать практические навыки посадки зерен; приучать к коллективному труду; вызвать желание самим сажать семена

Наблюдение «Здравствуй, росток!»

Уход за всходами Вызвать интерес, что в земле все семена дают ростки; формировать желание ухаживать за растениями и наблюдать за их ростом

Рассматривание картинок «Как выращивают хлеб» Познакомить детей с орудиями труда для сбора урожая (серпом, косой, рассказать о современной технике на полях при сборе урожая. Напомнить о долгом пути зернышка к урожаю и вложенном труде взрослых

Беседа «Как превратить зерно в муку». Чтение русской народной сказки «Колосок», белорусской народной сказки «Легкий хлеб» Вспомнить сказки о хлебе, колоске; побеседовать о поведении мышат; воспитывать трудолюбие, бережное отношение к хлебу

Смолоть зерно в кофемолке Расширять кругозор; показать, как можно получить муку из зерна в домашних условиях

Итоговое занятие «В каждой крошке хлеба – труд»Подвести итоги: вспомнить долгий путь хлеба от зернышка до стола; совершенствовать навыки связного высказывания; развивать внимание, память, мышление; продолжать воспитывать бережное отношение к хлебу

Результат:

• Приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям

• Развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества, любознательности, познавательных способностей, удовлетворение индивидуальных склонностей, интересов

• Развитие стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи

• Побуждение желания интересоваться миром взрослых, их трудом, испытывать уважение к умелому человеку, стремление подражать ему

• Формировать реалистических представлений о природе

• Формирование у детей первоначальных навыков проекто - исследовательской деятельности

• Совершенствование системы обследовательских действий

Публикации по теме:

Фотогалерея мини-музеев нашего ДОУ.Фотогалерея мини-музеев нашего ДОУ. В нашем детском саду "Семицветик" - 26 групп и в каждой, есть мини - музей. Воспитатели творчески подошли к организации музеев, тематика.

Сказочный мини-музей «Добро и Зло»Сказочный мини-музей «Добро и Зло» В нашем детском саду проходил конкурс мини-музеев по сказкам. В каждой группе был создан свой мини-музей. Его название опиралось на возраст.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • День Победы, 9 мая
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
«Мини — музей хлеба»
Опубликовано: 21 апреля 2015 в 17:57
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 января. Праздник аквариумных рыбок на МААМ

Очередной тематический день посвящен одному из видов домашних питомцев — аквариумным рыбкам. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес к аквариумистике и...

16 января. День зимних деревьев на МААМ

За зиму деревья многократно преображаются, становясь необыкновенными и прекрасными. Укрытые снегом или инеем, в этом зимнем наряде они становятся похожими на заколдованную страну Снежной королевы. И это...

Логопедическое пособие для автоматизации звука [Л] «Новогодний крутящийся шар»
Предлагаю вашему вниманию пособие, которое я изготовила для работы по автоматизации [Л] в словах и предложениях. С помощью крутящегося шара можно провести...
В судоку играем — логику развиваем!
Игра своими руками на основе картинок из библиотеки МААМ. История создания судоку. Основу данной игры придумал знаменитый швейцарский математик...
Фотоотчет о развлечении в старшей группе «Святочные колядки»
Пришла коляда, Отворяйте ворота! Ворота отворяй И гостей принимай! Святки, или как их еще называют, Святые вечера – это зимний праздник, который...