Елена Лузина
Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Лузина Е. Ф, воспитатель, МБ ДОУ «ЦРР – Детский сад № 224» Кемеровской области, города Новокузнецка.
В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской образовательной политики, прописанной в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года - "развитие личности, способной к самоопределению и самореализации", а также значимости развития эмоционального мира ребенка работа нашего ДОУ направлена на оптимизацию художественно-эстетического развития дошкольников.
Публикация «Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Опыт работы, практика
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-пространственной среды. В нашей группе созданы условия для художественно-эстетического развития : имеются театральный уголок, музыкальный уголок, уголок изобразительной деятельности, в которых содержатся разнообразные материалы, пособия, игры, используются технические средства обучения.
Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
В детском саду система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в трех направлениях:
• организованная деятельность (занятия, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);
• совместная деятельность педагогов и детей;
• самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы : групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.
Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах; продолжают обучение в кружках и студиях.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.
Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:
• вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
В последнее время появилось новое направление работы – музейная педагогика, основанная на создании в ДОУ мини-музеев.
Это направление заинтересовало нас, так как создание мини-музея в группе способствовало развитию познавательного интереса у детей и приобщению родителей к творческой деятельности. Поэтому музейная педагогика стала одним из направлений нашей работы с детьми.
Основными задачами приобщения ребенка к музейной педагогике стали:
– воспитание у детей ценностного отношения к искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства;
– развитие художественного восприятия, словаря ребенка;
– формирование этнографической культуры дошкольников, изучение русских национальных традиций, устного народного творчества, предметов национальной культуры.
– воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю.
Чтобы выполнить эти задачи, воспитать в детях эстетические чувства, необходимо:
– организовать предметно-пространственную среду (мини-музеи);
– подобрать специальные художественно-дидактические пособия (репродукции, видеоматериалы, слайды и т. д.);
– профессионально и грамотно преподносить нужный материал детям.
С целью ознакомления с традициями, историей и культурой своего народа был организован мини - музей под названием "Светлая горница", в котором представлены предметы быта такие как: посуда, кухонная деревянная утварь, изделия из бересты и хохломы, картины. Экспонаты музея были собраны из разных уголков Сибири. Большая часть из них являются подлинными.
Был организован первый музейный праздник "Посиделки в Светлой горнице". Праздник прошел в форме обзорной экскурсии, включающей элементы театрализации, певческого и танцевального творчества, в ходе которого у детей были сформированы навыки музейных коммуникаций - правила поведения, ознакомление с экспонатами и их применением в освоении окружающего мира.
Нами был составлен ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ :
1. Знакомство с берёзой.
-Экскурсия к берёзе;
-Вечер чтецов стихотворений «О берёзе»;
2. Знакомство с берестяными изделиями.
-Беседа «Берестяной промысел»;
-Экскурсия в мини-музей;
-Создание коллажа из разных оттенков бересты;
3. Знакомство с историей возникновения хохломской росписи.
- Беседа «Золотая хохлома»;
- Показ презентаций;
- Рассматривание альбомов с элементами хохломской росписи;
- Консультации для родителей;
- Изготовление куклы в стиле «Хохлома»;
4. Быт русского народа.
-Презентация «Быт в старину»;
-Беседа с использованием альбома «Умельцами славиться Россия»;
5. Поделки в стиле хохломской росписи и бересты.
-Туеса берестяные;
-Картины;
-Тарелки в стиле хохломы;
- Создание альбома детских рисунков «Золотая хохлома».
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ – Подбор детской литературы, детских мультфильмов и наглядного материала (сюжетной картинки) .
–Проведение экскурсий для других групп детского сада
-На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.
Заключение.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии. Эстетическое воспитание — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. На формирование эстетического отношения детей к окружающему миру влияет развитие умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное. Так же следует воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Задачи дошкольного воспитания также направлены на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества. Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых. Для эстетического воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой он живет и развивается. Это и окружающие его вещи, и внешний вид людей, и красивые отношения между людьми. Но детям недостаточно видеть красоту вокруг себя в разных ее проявлениях, но и стоит привлекать их внимание к этой красоте.
Таким образом, взаимодействию детского сада и семьи по вопросам художественно-эстетического воспитания уделяется достаточное внимание с учетом комплексного подхода к решению данной задачи. Это направление является одним из мостиков, по которому идут вместе детский сад и семья, а затем и школа, чтобы вместе с ребенком быть счастливыми и активными членами общества, способными справиться с любой жизненной задачей.