МААМ-картинки

Мини-музей как средство ознакомления с народными промыслами рязанского края

Елена Федянина
Мини-музей как средство ознакомления с народными промыслами рязанского края

Пояснительная записка.

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это

составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины

малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Детство – это пора

интенсивного становления ребенка как личности. В этом периоде закладываются основы его мировоззрения, отношения к окружающему миру. Ребенок дошкольник еще не разбирается в политических, социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, знать ее историю.

Публикация «Мини-музей как средство ознакомления с народными промыслами рязанского края» размещена в разделах

Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть будущего. Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от предыдущей: другие ценности, идеалы, правила. Но из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу. Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.

Оптимальным решением построения целостного пространства, на мой взгляд, выступает музейная педагогика. Известно, что приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Именно музейная педагогика является помощником в решении многих проблем воспитания культурной личности ребёнка, помогает заложить нравственные основы, которые делают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учат их правилам общения и умению жить среди людей.

Любовь к родному краю, дому, городу невозможно воспитать без

определённых знаний о нём. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются наиболее доступными средствами формирования

положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к

разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным создание

такой системы работы, которая бы наиболее успешно способствовала

развитию познавательного интереса детей к знаниям о родном крае, чувство

гордости и бережного отношения к нему, и, как следствие, воспитанию

чувства патриотизма и любви к малой родине. Оформляя выставки в «мини-музее» подбираются наиболее яркие, образные, конкретные, вызывающие интерес эпизоды. Экспонаты должны быть доступны детям, ведь чем больше органов чувств задействовано в изучении традиционной культуры, тем глубже она усвоится. Важная особенность музейных элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Принося из дома экспонаты, дети чувствуют свою причастность к мини-музею. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции, причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Можно сделать вывод о том, что создание мини-музея является одной из актуальных форм осуществления воспитательной деятельности, а ее цель – приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре родного края посредством «музейной педагогики».

Цель: знакомить детей с народными промыслами Рязанской области

с помощью музейной педагогики, организовать «мини-музей» в группе.

Задачи:

1) формирование у дошкольников представлений о музее.

2) развитие у детей интереса к истории родного края, обычаям и традициям;

3) обогащение предметно-развивающей среды.

4) содействие повышению активности родителей как социальных партнеров в воспитании у ребенка любви к родному краю.

Формы работы с детьми: занятия, беседы; экскурсии, наблюдения,

чтение художественной литературы, взаимодействие с предметной средой музея и друг с другом.

Формы работы с родителями: организация фотовыставок, экскурсии в музеи города, консультации.

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические.

Приемы работы: показ, разъяснение, объяснение, рассказ.

Личностно-ориентированная модель взаимодействия ребенка с музейным объектом содействует проявлению разных чувств, восприятию образов и формированию индивидуальных представлений. Нахождение ребенка в музейной среде интересное и полезное занятие, это расширяет кругозор детей, обеспечивает развитие познавательных интересов и потребностей, духовно- нравственного становления. При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников использую следующие принципы: доступности, систематичности, воспитывающего обучения, последовательности, наглядности, активности.

Ожидаемые результаты:

- Дети будут знать народные промыслы родного края :

скопинская керамика, касимовская роспись, михайловское кружево, лозоплетение, вышивка рязанского края.

- Дети смогут рассказать о достопримечательностях родного города:

музей «ВДВ», центр народного творчества, площадь Победы, площадь Театральная, Соборная площадь, главная достопримечательность Рязани – Кремль.

Семьи примут активное участие в сборе экспонатов для мини - музея.

Программа рассчитана на детей 5-6лет. Количество детей – 10 человек.

В год проводится 8 занятий.

Возраст детей Продолжит.

занятия Периодичность в месяц Кол-во часов в месяц

5-6 лет 25 мин. 1 раз 25 мин

Содержание работы:

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. В работе используются различные методы и приемы. Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток и др. наглядных пособий). Словесный метод (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения). Проблемно-мотивационный метод (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Работа с родителями

- Анкетирование «Как вы относитесь к музею?»

Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Консультация для родителей: «Рязанские народные промыслы»

Папка-передвижка: «Я иду в музей»

Консультация для родителей: «Музей в жизни ребенка».

Памятка: «Я иду в музей»

– Помощь родителей в создании мини-музея

Список литературы

1. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое

воспитание дошкольников (Старшая группа) : Пособие для воспитателя ДОУ

/ Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

– 104 с.

2. Иванова Н. Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа: Пособие для воспитателя ДОУ/Сост. Т. В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.

3. Клиентов А. Е. Народные промыслы. / Л. Жукова. – М. : «Белый город», 2013.-47с.

4. Крижавских М. Ю. Музей как центр дополнительного образования. // Литературный квартал. – Екатеринбург, 2008. – №13.

5. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы / М. Трунова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 4. – С. 38-42.

Перспективный план работы

Дата Тема Программное содержание Участие родителей

Октябрь

ООД -«Скопинская керамика» Организовать познавательную деятельность детей направленную на получение знаний о скопинской керамике.

Создавать условия для формирования уважительного отношения к изготовлению предметов народного промысла. Сбор материала для мини-музея

Ноябрь ООД - «Знакомство детей с касимовской росписью».

Продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством. Рассказать им о мастерах касимовской росписи.

Учить детей находить и выделять элементы касимовской росписи (завиток, травка, листочки, ягодки и т. д.) особенности красок. Изготовление совместно с детьми работ на заданную тему.

Декабрь ООД - «Знакомство с Михайловским кружевом». Создать условия для деятельности детей по овладению знаниями о народных промыслах (Михайловским кружевом, их использовании в жизни. Сбор материала для мини-музея

Январь Презентация - «Лозоплетение». Проследить этапы изготовления предметов из лозы;

узнать, какое значение имеет сохранение народных промыслов на развитие культурной жизни русского народа Сбор материала для мини-музея

Февраль Экскурсия в музей «ВДВ» Формирования у детей патриотизма. Знакомство с новыми экспозициями. Сопровождение в музей, посещение музея.

Март Чтение Х/л «Вышивка Рязанского края» Вызвать у детей желание узнать историю возникновения вышивки, ее эволюцию от древности до наших дней. Развивать умение анализировать и сравнивать. Воспитывать бережное отношение к предметам быта. Чтение детям произведений о предметах старины.

Апрель Презентация - «Народные промыслы родного края» Обобщить знания детей о народных промыслах родного края. Познакомить с новыми видами промыслов. Сбор материала для мини-музея

Май ООД - «Рассказ о земле Рязанской». Обобщить и конкретизировать знания детей о родном городе, его достопримечательностях. Создание мини-музея : «Промыслы Рязанского края».

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с народными промыслами «Кукольный калейдоскоп» МБДОУ ЦРР РОССИЯНКА СНП «Чебурашка» «Кукольный калейдоскоп» Подготовил воспитатель первой кв. категории Толстова Ирина Николаевна. Цель:.

«Мы веселые матрешки». Конспект занятия в рамках цикла «Знакомство с народными промыслами» (вторая младшая группа) «Мы веселые матрешки» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ ЦИКЛА «ЗНАКОМСТВО С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ» (вторая младшая группа). Цель Познакомить с самой.

Фотоотчет «Знакомство с народными промыслами»Фотоотчет «Знакомство с народными промыслами» Уважаемые коллеги!В этом году наш детский сад работает по теме, связанной с народным творчеством, народными промыслами. Народное творчество.

Как знакомить детей с народными промыслами. (Из опыта работы) Знакомство с народными промыслами. (из опыта работы) Рассматривание и анализ образцов национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного.

Конспект занятия по ознакомлению с народными промыслами Конспект проведения занятия в старшей разновозрастной группе на тему: «Ярмарка» 1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса.

Краткосрочный проект «Знакомство с народными промыслами России» Краткосрочный проект «Знакомство с народными промыслами России» Автор: воспитатель Опалюк Татьяна Борисовна Участники проекта: дети средней.

Мини-музей как средство развития познавательной активности дошкольников В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определены условия необходимые для развития познавательной.

Мини-музей «Музыкальные инструменты» как средство развития музыкальных способностей МИНИ—МУЗЕЙ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. «Эмоциональная насыщенность восприятия- духовный заряд.

Ознакомление старших дошкольников с народными промыслами Меня всегда интересовало декоративно-прикладное искусство, а в частности художественные промыслы. Ведь Нижегородская область – одна из ведущих.

Познавательно-речевое развитие дошкольников в процессе ознакомления с художественными промыслами Донского края Группа оформлена в стиле казачьего жилища: Ситцевые шторки на окнах, занавески на «поставе». На открытых полках расставлена семикаракорская.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музей как средство ознакомления с народными промыслами рязанского края
Опубликовано: 30 ноября 2016 в 10:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД