Папки-передвижки

Мини-музей как средство развития нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста (1 фото)

Анастасия
Мини-музей как средство развития нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 4 г. Кировска

Сообщение из опыта работы на тему:

«Мини-музей как средство развития нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила: Волова А. Ф.

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. К сожалению, сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Но именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Публикация «Мини-музей как средство развития нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 года говорится – «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; а так же

заявлено требование обеспечить - «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов». А Концепция национальной безопасности Российской Федерации обязывает государство обеспечить национальную безопасность РФ, включая защиту духовно – нравственного наследия, патриотических традиций и норм общественной жизни, а также формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, включая противодействие негативному

влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее и преданность. Поэтому детям необходимо знать историю своих предков и их культуру.

Наша русская земля издавна славится мастерами. Их умелые руки из века в век передают красоту родного края, любовь к русской культуре и окружающему миру. В своей работе использовали технологию музейной педагогики. «Музейная педагогика» сегодня - это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Эта тема сейчас очень актуальна. Создание мини-музеев приобщает детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувств патриотизма и духовности. Значимость данного опыта заключается в том, что в нем представлена система разнообразных средств, форм и методов.

В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот «мини-музей» вполне реально. Мини-музей в детском саду способствует полноценному развитию интегративных качеств воспитанников. В музее информация приобретает наглядность, образность, становится эффективным средством познания. При посещении мини-музеев дети – не просто гости, а они являются соучастниками образовательного процесса.

Особенностью создания мини-музея в детском саду является то, что в его создании участвуют дети, педагоги и родители.

В нашей группе работа по созданию мини-музея началась в сентябре 2023 года с опроса родителей. Было проведено анкетирование с целью — узнать, что родители знают о музеях, как часто посещают музеи с детьми и какие, что могли бы предложить для создания мини-музея в группе.

Цель мини-музея : «Создание условий для формирования нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Для реализации данной цели определены следующие задачи:

- Формирование у дошкольников представления о музее.

- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

- Развитие познавательных интересов и познавательной деятельности.

- Воспитание положительного отношения к культурно-историческим ценностям русского народа и чувство сопричастности нем.

- Развитие воспитательного потенциала семьи в патриотическом воспитании своих детей, активное привлечение к созданию мини-музеев.

- Осуществление нравственного и эстетического развития личности ребёнка.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

I этап – постановка цели перед воспитателем.

- Анкетирование

- Родительское собрание

- Консультации

- Индивидуальная работа.

II этап - выбор помещения.

Под мини- музей в нашей группе выделили стеллажи.

III этап - исследовательская работа.

Сбор экспонатов и регистрация их в паспорте мини-музея.

IV этап - оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

- Оформление уголка с учётом эстетических норм

- Соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

V этап – тематический.

Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

При оформления мини-музея мы использовали различные формы деятельности:

- Наглядность.

- Доступность.

- Динамичность.

- Содержательность

Формы работы которые мы используем в мини-музее :

• Беседы с детьми.

• Экскурсии для детей и родителей.

• Самостоятельное рассматривание экспонатов.

• Мастер-класс по изготовлению экспонатов с родителями.

• Работа с родителями по пополнению мини-музея экспонатами.

Свой мини музей мы разделили на небольшие зоны. Каждая зона представляет собой маленький отдельный кусочек, направленный на нравственно- патриотическое воспитание дошкольников.

На верхней полке мы расположили русских народных красавиц (расписные матрёшки, бумажные куклы в народных костюмах)

Далее на двух других полках располагается зона «Золотые мастера» - мы знакомим наших ребят с декоративно-прикладным искусством (посуда и статуэтки из гжельской и хохломской росписи). Создание этой зоны, как и предыдущей, помогает обогатить предметно-развивающую среду, знакомить детей с изделиями народных мастеров, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать эстетический вкус, расширять кругозор детей. Историю мы любим, её не забываем и промыслы народные тихонько изучаем. О наших декоративно-прикладных промыслах за пределами Родины, знают не по наслышке. Восхищаются не только созданными шедеврами, но и золотыми руками наших мастеров. О них говорят, как о сказочных героинях, эти промыслы настолько прекрасны и не забываемы «Что ни в сказке сказать, ни пером описать». Это национальная гордость, и наши ребята об этом знают.

На нижней полке нашего мини- музея располагаются изделия и поделки из дерева, бересты, солёного теста и глины, а также тряпичные куклы, куклы из мешковины, джутового шпагата.

К каждой зоне прилагаются лэпбуки и альбомы, такие как: «Русская матрёшка», «Традиции и обычаи русского народа», «Предметы народного быта», «История русского народного костюма», «Народные праздники», «Хлеб- всему голова» и «Игрушечная Россия».

К сожалению, из-за недостатка пространства мы объединили две зоны в одну: уголок Патриотического воспитания и зону «Россия – родина моя», в котором разместили куклы народов России», а также не забываем о региональном компоненте. Исключительно важное место занимает зона родного края, в которой находится карта Мурманской области с её достопримечательностями, собраны минералы Кольского полуострова, изготовлены куклы Саамы в национальных костюмах. К этой зоне прилагается лэпбук:«Наш Кольский край». Благодаря родителям в нашем мини-музее появились альбом с достопримечательностями нашего города Кировска и фото-альбом с профессиями предприятия нашего города.

Особенностью нашего мини-музея является участие в его создании не только педагогов, но и детей, и их родителей. Наши дети чувствуют причастность к общему делу. Родители охотно откликаются на наши просьбы и помогают в изготовлении и приобретении экспонатов.

Важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии. И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание мы уделяем подготовке юных экскурсоводов. Ребята с большим удовольствием приглашают младших дошкольников с нашего детского сада и рассказывают им о нашем мини-музее.

В работе с родителями используем разные формы: это не только приглашение в мини-музей группы но, и посещение нашего Краеведческого городского музея, библиотеки. Запланировано с родителями создать небольшую фильмотеку о городе и природе родного края, презентации для виртуальных путешествий.

Считаем, что воспитатель должен уметь использовать и ИКТ. Опыт показывает, что они являются дополнительным источником информации и наглядности, создают условия для поднятия эмоционального настроения, мотивируют родителей и тем самым ускоряют процесс достижения положительных результатов. Они помогают сделать наглядные материалы для родителей информационно ёмкими, зрелищными и запоминающими. Презентации помогают побывать в виртуальных путешествиях.

Мы настроены на дальнейший поиск и внедрение в практику наиболее эффективных способов, форм работы и методов по формированию нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Мини-музей как средство развития нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Публикации по теме:

Мини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возрастаМини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток! Музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы,.

Экскурсия как средство развития начала патриотических чувствЭкскурсия как средство развития начала патриотических чувств Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство – силою его патриотизма.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музей как средство развития нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 февраля 2024 в 13:36
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД