Папки-передвижки

Мини музей как средство совместной деятельности педагогов и родителей в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Наталья Гавриленко
Мини музей как средство совместной деятельности педагогов и родителей в познавательном развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №48

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

«Мини музей, как средство совместной деятельности педагогов и родителей в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

Публикация «Мини музей как средство совместной деятельности педагогов и родителей в познавательном развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Составил:

Гавриленко Наталья Александровна

Кемерово 2019

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому педагоги и назвали их «мини- музеями». Это название в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини- музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини- музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и родители. Каждый мини- музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

«Мини- музей» расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире.

Цель создания мини- музея - это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.

Для достижения данной цели нам необходимо решить задачи, которые определяются темой, содержанием и назначением мини- музея.

Всю работу по созданию мини- музеев можно разделить на три этапа:

1. Подготовительный этап

2. Этап реализации проект

3. Обобщающий этап

Рассмотрим поподробнее каждый этап создания мини- музея. Подготовительный этап предполагает определенную схему построения проекта.

1. В начале работы необходимо определить тему мини- музея, например, «Музей Хохломы», «Музей часов», «Музей камней».

2. Разработать модель или схему будущего музея. Это не значит, что нужно привлекать профессиональных архитекторов или художников, это значит, что педагогам надо включить свою фантазию и, конечно, необходимо привлечь родителей и детей.

3. Выбрать место, в котором он будет находиться (групповое помещение, раздевалка, холлы, помещения для дополнительных занятий)

4. Определить содержание экспозиции: надо продумать, какое оборудование вы будете использовать при создании мини- музея, какие материалы вам пригодятся, какие экспонаты вы будете выставлять, на какие предметы обратите особое внимание и т. д.

5. Рассмотреть варианты участия в создании музея детей и родителей. Например, на первом этапе родители являются основными источниками организации музея; на втором – принимают участие в изготовлении новых экспонатов, организуют экскурсии вместе с педагогом, проводят беседы с детьми и т. д.

6. Определить перспективы развития. Например, в первую неделю необходимо внести в экспозицию те изменения и дополнения, которые помогли бы наиболее полно раскрыть тему и способствовали реализации поставленной цели. Во вторую неделю вы предполагаете рассмотреть вопросы, связанные с происхождением экспонатов, следовательно, необходимо и изменение содержания экспозиции.

Ведущей формой работы музея является экскурсия. Экскурсии могут быть

обзорные экскурсии. Они, как правило, предполагают ознакомление детей с достаточно широким кругом экспонатов.

• Тематические экскурсии предполагают знакомство дошкольников с определенной темой.

• Научно-просветительские экскурсии направлены на более углубленное изучение какой-либо темы.

Следующий этап - этап реализации проекта.

При организации мини- музея следует помнить, что содержание, оформление и назначение мини- музея обязательно должно отражать специфику возраста детей определенной группы.

Например, мы хотим создать мини- музей. Во-первых, мы определяем тему. Пусть будет мини- музей «Моя любимая книжка».

Далее определяем цель создания мини- музея : это знакомство дошкольников с различными книгами, историей их создания, значением в жизни человека, воспитание интереса к чтению.

Что мы можем сделать на первом этапе?

Можем ли мы быстро организовать музей?

Конечно, можем. Надо предложить детям

принести свои любимые книги, обратиться

за помощью к родителям.

Следующим нашим шагом будет создание экспозиции. Центром экспозиции может стать изображение книги и особым образом оформленная надпись с его названием. Вокруг композиционного центра на подставках и полочках можно расставить разнообразные виды книг и другие экспонаты. По ходу работы мини- музея экспозиция будет пополняться и расширяться. Это дает нам возможность познакомить детей с историей возникновения не только книги, но и самой письменности, узнать, на чем писали в древности, чем писали, как создавались первые книги, как делают книги сегодня.

А также в музее можно организовать «Библиотеку», «Книжкину больницу» и уголок самостоятельной деятельности «Сделай сам».

После того, как создан музей, необходимо подвести итоги:

Что было сделано?

• Что понравилось больше всего? (субъективный выбор ребенка)

• Что нового узнали?

• Что хотели бы еще узнать?

• С кем можем поделиться полученными знаниями?

При построении экспозиции мини- музея необходимо учитывать основные принципы:

Принцип научности: любая экспозиция должна строиться на научной основе.

Принцип предметности: основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельность людей и пр.

Коммуникативно-информационный принцип: дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась детьми различного возраста.

Принцип концентричности: только единичные экскурсии не могут приобщить детей дошкольного возраста к музейной культуре. При построении цикла необходимо учитывать этот принцип, т. е. каждый последующий этап подготавливается предыдущим и обеспечивает переход к более сложно последующему этапу.

Для того чтобы создать мини- музей нам необходимо определиться с местом его расположения. Не всегда в группе есть достаточно места для организации солидной выставки. Тем не менее, и в самых стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции. Даже картонная ширма-раскладушка, расположенная в раздевалке, поможет выделить место для маленького передвижного музея.

Рассмотрим несколько вариантов расположения музеев.

Во-первых, это групповые помещения. Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации.

Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком. Однако расположение мини- музеев в группах имеет и свои минусы: постоянный доступ к музею получают дети только одной группы.

Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея. Кроме того, родители детей других групп не имеют полного представления о работе детского сада.

Во-вторых, мини- музей можно организовать в раздевалке. Если позволяет площадь, то вариант размещения мини- музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и музей в групповой комнате. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея.

В-третьих, это могут быть помещения для дополнительных занятий. С одной стороны, помещения для дополнительных занятий идеально подходят для размещения некоторых видов мини- музеев. Например, в изостудии, на первый взгляд, вполне уместен мини- музей. Но любая изостудия и так насыщена предметами такого рода. И для того, чтоб музей не сливался с общим фоном, выделялся и привлекал внимание детей, педагогу необходимо проявить большие дизайнерские способности.

В-четвертых, это холлы. В этом варианте мини- музеи находятся в общедоступных местах, что дает возможность посещать их в любое удобное для воспитателя время. Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми. Мини- музей дает стимул для общения. В то же время открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов (да и не очень ценные, случается, пропадают).

Мини- музеи в детском саду позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты могут быть использованы для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта и эмоциональной сферы ребенка.

Конечно, при создании мини- музея мы можем столкнуться с определенными трудностями, такими как: недостаточная материальная база, высокие требования, предъявляемые к педагогу (а именно, воспитатель должен попробовать себя в роли дизайнера, художника, экскурсовода, музееведа и историка).

И, тем не менее, воспитательное и познавательно-развивающее значение данного вида работы нельзя недооценивать. Постоянное обогащение представлений об окружающем новыми впечатлениями и знаниями, умение работать в группе, находить компромиссные решения, практические навыки речевого общения, развитие любознательности и гордости за результаты своего труда перевешивают те трудности, с которыми мы можем столкнуться.

Публикации по теме:

Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Автор: Лузина Е. Ф, воспитатель, МБ ДОУ «ЦРР – Детский сад № 224» Кемеровской области, города Новокузнецка. В настоящее время в образовательном.

Мини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возрастаМини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток! Музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы,.

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.

Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.

Консультация для педагогов и родителей «Пение — исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Пение — исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов и родителей "Пение - исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста" ко Дню пения на.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Значение конструктивной деятельности в развитии детей младшего возраста. Консультация для родителейЗначение конструктивной деятельности в развитии детей младшего возраста. Консультация для родителей Конструктивная деятельность тесно связана с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей, а также средством всестороннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини музей как средство совместной деятельности педагогов и родителей в познавательном развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 марта 2020 в 14:08
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мини музей как средство совместной деятельности педагогов и родителей в познавательном развитии детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гавриленко (УИ 1999742) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД