Папки-передвижки

«Мир головоломок». Смарт-тренинг для дошкольников

Ольга Никольская
«Мир головоломок». Смарт-тренинг для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня мы с вами поговорим о МИРЕ ГОЛОВОЛОМОК СМАРТ-ТРЕНИНГЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В памяти взрослого человека особенно ярким воспоминанием остается детство. Время, когда рядом были взрослые и много забавных и умных игрушек. Одни ждали нас в детском саду, другие - дома.

Современное время поставило перед взрослыми ряд вопросов: чем заняться с ребёнком дома? А что он делал в детском саду? Какие игры помогут дошкольнику в интеллектуальном развитии и откроют ему дверь в успешное будущее?

Публикация «„Мир головоломок“, Смарт-тренинг для дошкольников» размещена в разделах

Сегодня научно доказано, что совместные занятия, общие интересы детей и взрослых укрепляют данный союз, а в семьях создают обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимого для формирования личности малыша.

Мы предлагаем вам познакомиться с увлекательным миром головоломок. Педагоги вместе с родителями, используя технологию смарт-тренинга, смогут организовать системные занятия, связанные с развитием интеллекта детей.

Головоломка - это один из наиболее интересных и доступных способов заниматься вместе с ребёнком «зарядкой для ума».

На первый взгляд может показаться, что это просто занимательная игра, способ провести время, но на самом деле она учит дошкольника анализировать информацию, воспринимать всю картину целиком и искать нестандартные решения, то есть мыслить смело, креативно и, вместе с тем, рационально.

Желаем представителям педагогического сообщества найти в игровом наборе «МИР ГОЛОВОЛОМОК» много интересных педагогических воплощений, а родителям - получить прекрасные моменты радости от совместного общения с детьми.

И ТАК, что же такое Головоломки и их значение для развития детей дошкольного возраста?

Благодаря играм-головоломкам, ребенок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач.

Головоломки позволяют решать одну и ту же задачу несколькими способами, что чрезвычайно полезно для формирования у детей гибкости, инициативности мыслительных процессов, способности переносить сформированные умственные действия на новое содержание.

В играх-головоломках развивается умение сосредоточенно думать, способность к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности, познавательный интерес и другие качества будущего школьника.

Игры-головоломки способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника.

Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.

Игры-головоломки учат детей усидчивости, умению решать проблемы, развивают воображение, логическое и образное мышление, а также зрительно-моторную координацию.

Не следует забывать и про ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Способы, которыми осуществляется мышление, называют способами умственных действий или операций логического мышления.

Развитие логического мышления ребенка представляет процесс формирования приемов логического мышления на эмпирическом уровне познания (наглядно-действенное мышление) и совершенствование до научно-теоретического уровня познания (логическое мышление, происходящее в деятельности.

С помощью методического пособия и набору игры МИР ГОЛОВОЛОМОК мы сможем организовать и провести смарт –трениг.

Давайте сначала определим, что же такое СМАТР-ТРЕНИНГ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ?

СЛОВО СМАРТ основное значение которого определяется как толковый, сообразительный, умный и находчивый. Расшифровка сейчас перед вами на экране.

Слово ТРЕНИНГ (в пер. с англ. обучать, воспитывать)

Под СМАРТ-ТРЕНИНГОМ мы будем понимать метод активного обучения детей, направленный на достижение поставленных целей, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости.

ТЕХНОЛОГИЯ СМАРТ-ТРЕНИНГА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ в методических рекомендациях будет представлена вам в следующем варианте. Вы видите её сейчас на экране. (Слайд)

Давайте попробуем сформулировать правила работы с методическими рекомендациями.

- Прежде всего нужно ознакомится с содержанием методического пособия.

- Выберите одно из направлений и руководствуйтесь следующими принципами (слайд)

• Чётко формулируйте цель

• Создайте мотивирующую среду

• Учитывайте уровень сложности

• Не бойтесь корректировать цель

• При оценке результата продумайте систему поощрения

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

ЗАДАЧИ:

• Познакомить детей с разными видами головоломок

• Учить понимать инструкцию и соблюдать её при решении головоломок

• Обучать способам и правилам решения головоломок, используя алгоритм

• Создать условия для развития психических процессов

• Воспитывать инициативность, самостоятельность, целеустремлённость

ЦЕЛЬ:

• Развитие творческих умственных способностей с помощью игр головоломок

ПРИНЦИПЫ:

• Активной позиции ребенка (нужно научить ребенка решать проблемы самостоятельно)

• Системности и регулярности (головоломки нельзя применять от случая к случаю, должна быть определенная система, от простого к сложному)

• Индивидуального подхода к ребенку (подбор заданий учитывает индивидуальные особенности ребенка)

• Использования адекватных по возрасту форм работы (также задания подбираются по возрасту, в игровой форме)

• Наглядности (легче воспринимать материал, опираясь на иллюстрации, схемы задания)

• Интеграции (включать в образовательную среду)

• Успешности (первый опыт должен быть положительным)

• Вариативности, новизны (на базе одной головоломки можно давать различные варианты заданий)

• Поддержки инициативы (не следует критиковать ребенка за неправильную попытку решения, избегать негативные оценки)

• Сотрудничество с семьёй (повышение активности родителей)

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ:

• Иметь личный интерес (взрослый)

• Подход к выбору головоломок (правильно подойти к выбору головоломки, первая должна быть самая простая)

• Количество игроков? (определиться сколько будет игрющих)

• Место размещение головоломок (в свободном доступе)

• Количество головоломок? (одна)

• Сменяемость (периодическую)

• Выбор первой головоломки (нужно показать пример решения)

• Желание ребенка

• Первое знакомство

• Что делать взрослому? (нельзя оставлять ребенка одного с головоломкой)

• Использование подсказки

• Избегать отрицательной оценки

ПРАКТИЧЕСКАЯ ГЛАВА

ВСЕЛЕННАЯ ГОЛОВОЛОМОК

Головоломки. С чего начать?

• Геометрические головоломки на плоскости

• Объёмные головоломки

Головоломки-лабиринты

• Словесные головоломки

• Приложение

ОТ ЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ К ГОЛОВОЛОМКАМ :

• Геометрическим на плоскости и объёмным

• Логическая игра-упражнение «ПО ОБРАЗЦУ»

• Логическая игра-упражнение «ПО ПАМЯТИ»

• Логическая игра-упражнение «ПО СХЕМЕ»

• Логическая игра-упражнение «ЗАВЕРШИ ОБРАЗ» (собери по схеме с элементами головоломки)

• Логическая игра-упражнение «СОЗДАЙ НОВЫЙ ОБРАЗ»

Smart (по-русски «умная») тренировка – это тренировка с умом.

Логическая головоломка Красноухова «Складушки»

Головоломка представляет собой набор из 9 квадратных фишек с нанесенными на них рисунками в виде круга, расположенных по углам, которые окрашены в три цвета.

Суть игры – в составлении рисунка путем соединения квадратных фишек так, чтобы углы или стороны совпали по цвету.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ГОЛОВОЛОМКИ НА ПЛОСКОСТИ. «СЛАГАЛИЦА»

Игра-головоломка «Слагалица» состоит из 7 игровых элементов и коробочки.

Суть игры:

1. Составление жанровых картинок.

2. Составление фигур по заданным силуэтам.

3. Составление фигур с заданными свойствами.

ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ

Предлагаемые упражнения рекомендуются детям старшего дошкольного возраста в качестве предварительной работы перед использованием игр-головоломок с Пуговицами.

При выполнении игр-упражнений произойдет первичное знакомство с данным набором пуговиц, дети запомнят, чем они отличаются друг от друга (цветом, количеством дырочек, чем похожи (формой, размером, материалом). Выполняя упражнения, дошкольники приобретут опыт выполнения заданий в соответствии с инструкциями, карточками-схемами и карточками–инструкциями. Предлагаемые задания будут способствовать развитию зрительного внимания и восприятия, мыслительных операций, мыслительной деятельности, что очень важно и необходимо при решении головоломок. Выполнения игры-упражнения дети смогут приобрести уверенность в себе и в своих возможностях выполнять любые хитрые задания.

ОБЪЕМНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ

Головоломка «Осенний кубик»

Представляет собой набор из 6 деревянных игровых элементов.

Суть игры – составление конструкций 2D и 3D моделирования.

Головоломка предполагает решение нескольких задач, для

выполнения которых нужно использовать все имеющиеся детали.

Головоломка «Гала-куб»

В состав головоломки "Гала-куб" входят:

деревянная коробочка и 8 рабочих элементов (это кубики и параллелепипеды). Перед вами две замысловатые задачи, которые нужно разгадать.

Суть игры – выполнить различные постройки из элементов набора.

Головоломка «Репка»

Представляет собой набор из 12 деревянных элементов разной конфигурации, уложенных в коробочку.

Суть игры – составление различных образов из элементов набора путем наложения, соотнесения с изображением на карточке и подбора недостающих элементов.

ГОЛОВОЛОМКИ-ЛАБИРИНТЫ

Методические рекомендации в работе с лабиринтами

Существует большое количество видов игр-головоломок, способствующих развитию детей. Одна из разновидностей таких игр – это игры-лабиринты.

Лабири нт (др. - греч.) – какая-либо структура (обычно в двухмерном или трёхмерном пространстве, состоящая из запутанных путей к выходу.

Игры-лабиринты могут использоваться для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Такие игры просты в использовании. Их могут проводить как в образовательной деятельности в детском саду, так и в досуговых играх дома.

Их мы разделили на 2 уровня сложности, учитывая принцип «от простого к сложному» :

1 уровень

2 уровень (повышенной сложности).

Цель: развитие наглядно-схематического пространственного, логического мышления.

Задачи: 1. Развивать мышление и умение выбирать оптимальный вариант нескольких выходов из лабиринта.

2. Развивать произвольное внимание, целостное восприятие, память, ориентировку на листе бумаги и зрительно-моторную координацию.

3. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, находчивость и способность к преодолению проблемных ситуаций.

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ-ГОЛОВОЛОМКИ

• ДА-НЕТКИ («Это число?»

Это число больше 10 (нет) Это число меньше 5 (нет) Это число больше 6 (да) Это меньше 9 (да) Какое число? Ответ:8)

• Шарады (Кошечкам очень ХОЛОДНО. Поменяем букву Х на Г, что получится? ГОЛОДНО)

• Загадки с подвохом (Курица снесла 5 яиц, а петух 2 яйца. Сколько всего стало яиц? (5 яиц)

В заключении своего доклада хочется процитировать Владимира Ивановича Красноухова (автора головоломок) :

«Самое замечательное свойство головоломок в том, что они доказывают человеку: безвыходных ситуаций не бывает. Выход всегда есть, и зачастую даже не один! Поэтому головоломки – это не только умное развлечение. Решение головоломок укрепляет веру человека в свои силы, в могущество своего разума, приучает искать выход из положений, кажущихся на первый взгляд безвыходными. И это особенно актуально в наше нелегкое время!»

Благодарю за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Мир головоломок для дошкольников»Фотоотчет «Мир головоломок для дошкольников» Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики настоящего.

Дыхательно-артикуляционный тренингДыхательно-артикуляционный тренинг Игры и игровые упражнения этого раздела используются на каждом занятии и являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания,.

Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ»Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» Фоторепортаж «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» 24 октября в нашем детском саду проходил семинар-тренинг для педагогов на тему «Поддержка.

Ко Дню головоломок на МAAM. Творческое использование и развитие популярных идей и их адаптация к работе с детьми с ОВЗКо Дню головоломок на МAAM. Творческое использование и развитие популярных идей и их адаптация к работе с детьми с ОВЗ Ко Дню головоломок на МААМ. Творческое использование и развитие популярных идей и их адаптация к работе с детьми с ОВЗ Головоломки – один.

Конспект занятия «Волшебная страна головоломок» для старшего дошкольного возраста! Тема: «Волшебная страна головоломок» Цель: - Посредством игровых заданий, проблемных ситуаций мотивировать детей на достижение цели..

Консультация для родителей «Польза пазлов-головоломок для детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Польза пазлов-головоломок для детей дошкольного возраста» Консультация для родителей "Польза пазлов-головоломок для детей дошкольного возраста" Пазлы - головоломки являются важным средством обучения,.

Новогодний тренинг для педагогов ДОУНовогодний тренинг для педагогов ДОУ Конец первого полугодия – время, когда у педагогов накапливается усталость, эмоциональное напряжение. Они тратят много сил и энергии на.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Тренинг для педагогов «Вы все сможете!»Тренинг для педагогов «Вы все сможете!» Тренинг для педагогов «Вы все сможете!» Подготовила: педагог-психолог Щеглова Ю. Ю. МБДОУ д / с № 60 “Крепышок” г. Ставрополь, 2021 г. Многочисленные.

Тренинг по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «В гости к нам пришла Матрёшка»Тренинг по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «В гости к нам пришла Матрёшка» Цель: Совершенствование умения дифференцировать эмоциональные состояния; соотнесение их со словесными зарисовками. Задачи. Образовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Мир головоломок». Смарт-тренинг для дошкольников
Опубликовано: 6 октября 2022 в 14:37
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Мир головоломок». Смарт-тренинг для дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Никольская (УИ 2823882) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД