Ирина Мельникова
«Мир на кончиках пальцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила: Мельникова Ирина Евгеньевна воспитательтель МАДОУ «Волшебница»
Рука - это вышедший наружу мозг человека.
И. Кант
Проблема развития мелкой моторики у детей является актуальной на данный момент, так как мелкая моторика благоприятно влияет на развитие всех психических процессов. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Многие ученые рассматривали проблему развития мелкой моторики.
Публикация «„Мир на кончиках пальцев“» размещена в разделах
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Проводимая ежегодно диагностика показывает, что у детей плохо развита моторика рук. Они не умеют пользоваться ножницами, плохо рисуют карандашами и красками, с трудом держат ложку и вилку. Дети робкие и застенчивые, неуверенные в своих силах.
К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом, тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.
В современных образовательных программах описано достаточное количество различных игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики, создано множество авторских программ, но основная проблема заключается в том, что ввести эти программы в образовательный процесс, не перегружая деятельность детей, крайне сложно, т. к. в основной образовательной программе итак насыщенное образовательной содержание. Как наиболее эффективно развивать мелкую моторику воспитанников, тем самым речь, познавательные процессы, чтобы в дальнейшем мои выпускники не испытывали трудностей в обучении?
Моя педагогическая гипотеза заключается в том, что если ввести данные игры и упражнения в образовательную программу, не нарушая целостности образовательного содержания, через интеграцию с различными видами деятельности, я смогу добиться эффективности в развитие мелкой моторики и тем самым повысить интеллектуальный уровень воспитанников, способствовать подготовке к школьному обучению.
Цель: Создать систему игр и упражнений по развитию мелкой моторики через интеграцию в различных видах деятельности с учетом требований основной общеобразовательной программы.
Для реализации поставленной цели определила следующие задачи:
1. На основе структуры и содержания упражнений для развития мелкой моторики, произвести группировку по видам деятельности, составить тематический перспективный план.
2. Произвести интеграцию игр и упражнений для тренировки пальцев с различными видами деятельности.
3. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
Что же представляет собой мелкая моторика рук?
Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями.
Пальчиковые игры и упражнения - развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность рук, развивают психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, совершенствуют двигательную память, развивают речемыслительную деятельность, мимическую мускулатуру, чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Новизна моей работы заключается во введении разнообразных групп упражнений по развитию мелкой моторики во все виды деятельности. Причем я стараюсь подобрать различные виды упражнений, используя творческий подход в их разработке, повысить интерес и желание старших дошкольников к выполнению этих заданий. Например, игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ; При проведении экологических опытов и наблюдений использую данные упражнения.
При математическом развитии обязательно использую выкладывание из счетных палочек геометрических и других фигур по схемам, выкладываем ответы на загадки, решаем головоломки.
Игры с пуговицами способствуют развитию мелкой моторики, овладению счётом, закреплению знания формы, цвета и размера предметов.
Ориентировка на листе бумаги «Укрась платочек», «Кто нарисует больше», развивает координацию движений, формирует внимание, глазомер.
Для сенсибилизации (повышения чувствительности) кончиков пальцев рук использую теплую воду. Непосредственно перед выполнением упражнения по развитию мелкой моторики мы с детьми выполняем данную процедуру. Дети опускают пальцы рук в тазик с теплой водой на несколько секунд. Кстати, это занятие способствует концентрации внимания и успокаивает нервную систему, останавливая процесс перевозбуждения.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных навыков и умений.
Для запоминания и закрепления базовых форм с детьми использую следующие игры и упражнения: «Преврати квадратик в другую форму», «Угадай, во что превратился квадратик?», «Где чья тень?», «Назови правильную форму», «Определи базовую форму» и др.
На занятиях оригами эффективно использовать сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием.
При использовании нетрадиционных техник в изобразительном творчестве (изо-нить) начинаю со шнуровки, показывая не только направления движения, но и обучая слышать словесную инструкцию при выполнении конкретного задания.
Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность. Чтобы не ограничивать возможности дошкольников в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Все упражнения объединены конкретными темами, связанными с тематическим планированием основной общеобразовательной программы. Тем самым соблюдается принцип интеграции и выполняется одно из важных условий в образовательной деятельности – не перегружать образовательным содержанием, выполняя основные требования программы.
Для достижения поставленных задач можно использовать следующие приемы:
• Массаж кистей рук с использование чистоговорок, скороговорок.
• Пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики.
• Дидактическая игра «Пальчиковый сухой бассейн»
• Конструирование из счетных палочек.
• Лепка из теста и пластилина.
• Сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги.
• Сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубок.
• Рисование картинок по силуэту ниткой.
• Плетение разноцветными шнурками.
• Перебирание и сортирование различных круп и семян (рис, горох, фасоль и т. д.).
• С помощью семян и плодов создаются узоры и пейзажи.
• Застёгивание и расстёгивание пуговиц.
• Всасывание пипеткой воды из стакана.
• Раскрашивание рисунков – штриховка.
• Графические диктанты (рисование по клеточкам).
• Игры с конструктором, мозаикой.
Как правило, приемы развития мелкой моторики и способы развития мелкой моторики базируются на игре. Это могут быть пальчиковые игры, типа «Мы капусту рубим, рубим…», «Молоточком я стучу…» или же игры со специальными развивающими игрушками, например играми - сортерами, пазлами, мозаикой, конструкторами. Не менее популярными для развития мелкой моторики руки ребенка являются игры-шнуровки, разработанные Марией Монтессори.
Большой вклад в работу по развитию мелкой моторики рук могут внести родители, ведь развивая пальчики ребёнка, родители тем самым помогают ему быстрее и успешнее овладеть речью. Совместная работа воспитателя с родителями также определяет общий успех обучения.
Для достижения этой задачи используются:
Консультации
Мастер-класс «Учим пальчики»
Семинар - практикум «Наши руки не для скуки»
Папки-передвижки
Индивидуальные консультации и беседы
Просмотр видеосюжетов из жизни детей в ДОУ
Привлечение к изготовлению пособий
Руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам - (от простого к сложному) : сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений. Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства.