людмила юрьева
Сценарий праздника «Мне все в краю любимом мило, мне все здесь душу веселит»
▼ Скачать + Заказать документы
«МНЕ ВСЁ В КРАЮ ЛЮБИМОМ МИЛО,
МНЕ ВСЁ ЗДЕСЬ ДУШЕ ВЕСЕЛИТ»
Программное содержание:
Дать представление о связи прошлого и настоящего в реальной действительности и в произведениях искусства различных видов: музыке, живописи, слове.
Учить детей воспринимать на слух звучание русских народных инструментов, песен. Поддерживать желание спеть самим.
Продолжать учить внимательно, рассматривать изображение на картине (календарь «Солнечный круг, вникать в её смысл, составлять рассказ об увиденном.
Учить проводить аналогию образов прошлого в искусстве и настоящего в современной действительности.
Публикация «Сценарий праздника „Мне все в краю любимом мило, мне все здесь душу веселит“» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Республика, область, край. Список городов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Воспитывать чувство уважения к русской национальной культуре, самобытности её обычаев и традиций.
Познакомить детей с обрядовыми песнями - закличками, потешками, пословицами.
Познакомить детей с игровым фольклором и вызвать эмоциональный отклик на музыку весёлого, задорного характера.
Воспитывать добрые чувства и вызывать стойкий интерес к русским народным играм.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА
1. Чтение художественной литературы о Тульском крае.
2. Рассматривание иллюстраций, открыток.
3. Экскурсии:
- к истоку реки Дон,
- к памятнику Дмитрию Донскому,
- в исторический музей,
- в археологический музей.
4. Комплекс занятий по ознакомлению с Тульскими промыслами.
5. Заучивание стихов.
6. Разучивание песен, хороводов, народных игр.
7. Знакомство с Тульскими мастерами.
8. Знакомство с русским бытом, русской избой.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Вступительное слово.
(беседа «Чем знаменит наш Тульский край», стихи, песня «Тульская сторонушка»).
2. Путешествие по времена года (календарь «Солнечный круг»).
1. Осень - беседа, хоровод «Осенины на Руси»,
- пальчиковая гимнастика «Я колю дрова»,
- изготовление пряников.
2. Зим а - беседа,
- зрительная гимнастика,
- работы детей (девочки вышивают, мальчики
изготавливают посуду,
- танец с балалайками и трещотками.
3. Весна - закликание,
- сюрпризный момент,
- танец с берёзками.
4. Лето - народные игры («Заря - заряница», игра с ложками).
3. Заключительное слово.
Песня «Тульские пряники». Угощение гостей.
Дети входят парами в зал и останавливаются полукругом.
Ведущий: Ребята, сегодня на нашем занятии присутствует много гостей, поприветствуем их.
К путешествию в старину приглашаем,
О Тульских обычаях и традициях узнаем Слушайте, пойте, рассказывайте,
запоминайте Игры весёлые затевайте.
Давайте вначале вспомним:
- Как называется край, в котором мы живём?
/Тульский/
- Главный город нашего края /Тула/.
- Чем знаменит наш Тульский край? /Тульскими
пряниками, самоварами, Тульскими гармонями,
- оружием, Одоевскими кружевами,
- филимоновской игрушкой, тульскими мастерами/
Вот какой наш Тульский край богатый и знаменитый, сколько в нём достопримечательностей. А сколько стихов сложено о нём, расскажите, кто знает.
1 ребё нок: Много сказочных мест у России
Городов у России не счесть
Может где-то бывает красивей
Но не будет роднее, чем здесь.
2 ребё нок: Край любимый светел от берёз
Рассмеются дети - и тепло в мороз
Полетишь ли на ракете,
Вдоль по морю поплывёшь
Ты нигде на целом свете
Лучше края не найдешь
З ребё нок: Край любимый нежен, как цветы
Я его подснежник и ромашка ты
Край, любимый весел от того,
Все: От того, что песен много у него
Ведущий: Славится земля Тульская своими традициями да преданиями.
Люди на ней живут умелые, душевные да работящие.
«Тульская сторонушка»
Исстари в нашем краю люди трудились, отдыхали, веселились. Давайте вспомним и расскажем, как жил тульский народ. А поможет нам в этом календарь.
(дети становятся полукругом вокруг календаря).
И так - открываем первую страничку.
- Кого вы здесь видите?
(Русские парни и девушки водят хоровод).
- А в какое время года это происходит? (осенью)
- Какое главное событие отмечалось в осенний период
на Руси
(собирали урожай, рано вставали - много трудились,
когда работа была закончена - весь народ и стар, и млад
/от мала до велика/ собирался на главных местах сёл и
городов - и от души веселился).
Ведущий: Сделал дело - гуляй смело.
И звучал привычный всем мотив.
«Осенины на Руси»
(хоровод) -
Ведущий: Кто из вас знает пословицы про осень? 1ребё нок: Сентябрь пахнет яблоком,
А октябрь - капустой. 2ребё нок: Осенью одна ягода,
Да и то горькая рябина.
3ребё нок: Весна красна цветами,
А осень - пирогами.
Ведущий: А наш Тульский край знаменит на весь мир
Тульскими пряниками.
Ребё нок: Уродилась пшеница, горох, чечевица.
На поле - снопы,
На столе - пряники!
Ведущий: Чем отличается Тульский пряник от других
пряников?
- Тульский пряник пропитывали мёдом со слоем повидла
внутри, называли печатным - делали пряники с помощью деревянных форм -трафаретов
- на пряниках изображали целые города с церквями и
башнями, фантастических птиц и зверей
- были даже пряники - буквари с алфавитом
- пряники выпекали не только для еды, а как
непременный сувенир к различным народным
праздникам.
Ведущий: А знаете, ребята, трафарет сделать было не просто.
Для формы нужна нижняя часть ствола берёзы или груши. Затем чурбачок следовало высушить - на это уходило от 5-ти до 20-ти лет. И только потом мастер наносил зеркальный узор. Так было много лет назад, так делают и современные пряничники. -
Попробуем и мы с вами пряничков испечь и посмотрим, что у нас получится.
- Возьмите фартуки и помогите друг другу их завязать
(завязывают).
Ведущий: Подготовили наши руки к работе.
«Я колю дрова»
(пальчиковая гимнастика)
Я колю, колю дрова б.
Я колю, колю дрова указ.
Я колю, колю дрова ср.
Я колю, колю дрова без.
Я колю дрова на чурочки Горит огонь в печурочке Гори, гори ярче печь
Будут детки пряник печь Пряники медовые Вкусные,сливовые
Ведущий. Из чего мы будем делать пряники?
(из теста)
- Что всем ещё для работы нужно? (трафареты)
- Для чего они нужны? (мы будем в него класть тесто
и приминать его).
- А теперь возьмёмся за работу (дети подходят к столам)
Я дам вам комочек теста, вы его согрейте в своих ладошках и нашепчите ему своё заветное желание. Оно потом обязательно исполнится (дети работают).
Мастера, скорей за дело
Тесто в руки бери смело
Составляй любой узор,
Чтобы радовал он взор
(выкладывают формы на противень, вытирают руки,
снимают фартуки, становятся полукругом).
1ребё нок: Пряники русские,
Мятные, сладкие
К чаю ароматному
Угощенье знатное
2 ребё нок: Очень нам понравилось
Пряничное дело
Справились с работою
Быстро и умело! (пряники уносят)
Ведущий: А пока наши пряники будут выпекаться, мы с вами посмотрим, что нам подскажет следующая страничка.
(подходят к мольберту)
- Чем были заняты люди в зимнюю пору? Что нам
об этом говорит листок календаря?
- Девушки занимались рукоделием: вышиванием,
вязанием, ткани ткали, одежду шили.
- Мужчины мастерили орудия труда, мебель,
кухонную утварь.
Ведущий: Правильно вы заметили. Длинными зимними вечерами никогда русская женщина не сидела праздно без дела. Ведь надо было и ткань соткать и одежду сшить.
О Тульском костюме говорили, что он как намоленная икона, потому что во время работы женщина молилась или пела.
Ребята, а мы тоже можем заняться этой работой, но сначала давайте подготовим глаза.
Зрительная гимнастика
Выбирайте себе дело по душе (девочки вышивают, мальчики шнурят.)
Ребята, работу мы с вами продолжим вечером и сделаем выставку.
«Делу время - потехе час», потрудились мы на славу, не грех и отдохнуть.
1 ребё нок: Я на балалаечку ленточку приделаю
Песню задушевную с нею заведу
Пусть звенит, звенит моя песенка чудесная
Пусть услышат люди балалаечку мою.
2 ребё нок: Балалайка, балалайка
Развесёлая играй-ка, Ты играй – играечка,
Да чудо - балалаечка.
Танец с балалайками и трещотками
(подходят к календарю)
Ведущий: После зимы люди с нетерпением ждали наступления весны. Вот следующий лист календаря и говорит нам о её приходе.
- Какие весенние праздники вы знаете?
(масленица, пасха, сороки, вербное воскресенье и другие)
- Весна сейчас в полном разгаре, давайте вспомним, как
мы с вами закликали весну.
Закликание весны
Ведущий: А в нашем краю ни один праздник не обходился без Тульской гармони. Мы сейчас и послушаем её.
«Вербочка»
(фольклорная группа с баянистом)
Ведущий: Весной оживала вся природа, а первые листочки появлялись на берёзке.
Как в наши дни на Новый год принято украшать ёлку, так в старину на Руси обряжали берёзку.
(девочки надевают венки и берут веточки).
Ребё нок: На поляне, на пригорке
Под окном среди полей
Белокурые берёзки - образ
Родины моей
Ты так мила мне
До любой росинки
В твоих просторах дремлет тишина Берёзовая русская Россия,
Ромашковая добрая страна
Танец с берёзками
Ведущий: Остался последний листок календаря. Вот и наступило благодатное время года - лето.
Чем люди занимались летом? (ухаживали за урожаем, косили траву, выращивали домашний скот.)
Но как мы уже говорили, русский народ любил трудиться, но и находил время для игр и потех.
- А какие вы знаете народные игры?
(«Горелки», «Заря-заряница», «Гори, гори ясно», «Золотые ворота», «Ручеёк».)
Давайте и мы с вами поиграем в игру «Заря-заряница». В неё любили играть в Тульской губернии.
«Заря - заряница»
(Ведущий стучит ложками)
Ребё нок: Наши ложки знает целый мир Наши ложки - русский сувенир
С ними мы сейчас сыграем
Всех гостей мы удивим.
Ведущий: Эту деревянную ложку передавайте друг другу, пока звучит музыка. Как только музыка остановится, тот, у кого в руках ложка, должен будет ответить на вопрос.
Вопросы:
1. Какая великая русская река берёт начало в Тульском крае? (Дон).
2. Какими историческими местами знаменит наш
Тульский край? (Ясная Поляна, Куликово поле,
Поленово).
3. Какие рисунки Тульской вышивки вы знаете?
(геометрические фигуры, растительный орнамент, на полотенцах - петухи, птицы, сюжетные картинки, инициалы мастериц).
4. Что часто изображали на гербах Тульской области
- траву
- в Богородицке - богородичная трава,
- в Крапивне - лечебная трава - крапива,
- в Епифани - огородное растение - конопля.
(из неё ткали холсты, шили одежду).
5. Кто знает Тульскую частушку?
6. Какие музеи есть в Туле? (краеведческий, музей оружия, музей самоваров, художественный музей).
7. Какой единственный музей в мире находится в Туле?
(музей пряников и пряничного дела)
Ведущий: Вот какой талантливый тульский народ!
Когда вы станете взрослыми, может быть кто-то и из вас тоже, сможет прославить наш край своим трудом и умением. А пока мы с вами пели и веселились, наши пряники поспели.
«Тульские пряники»
(угощение гостей)