МААМ-картинки

Образовательная технология «Модель трех вопросов» как способ индивидуализации дошкольного образования

Елена Агаева - Хохлова
Образовательная технология «Модель трех вопросов» как способ индивидуализации дошкольного образования

«Модель трех вопросов»

Образовательная технология «Модель трех вопросов» актуальна в условиях ФОП, так как позволяет реализовать на практике индивидуализацию дошкольного образования. Цели и задачи образовательной технологии, содержание практических материалов показывают, как осуществляется интегрированный подход в педагогическом процессе, как предъявляется образовательное содержание ребенку в условиях нового стандарта.

Публикация «Образовательная технология „Модель трех вопросов“ как способ индивидуализации дошкольного образования» размещена в разделах

Образовательная технология «Модель трех вопросов» выступает как способ разработки проектов. Благодаря ей педагог получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей и помогает ориентироваться в способах получения информации. Действуя по данной технологии в разработке проектов, мы создаем условия для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.

Суть этой образовательной технологии заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса :

1. Что мы знаем?

2. Что мы хотим узнать?

3. Как узнаем об этом?

Сам процесс деятельности состоит из четырех этапов:

1. Выбор темы.

2. Планирование.

3. Реализация проекта.

4. Завершение проекта с дальнейшей презентацией.

Каждый этап основывается на результатах предыдущего, а итог становится основой для планирования индивидуальной работы с детьми.

С чего начинается работа? В создании проекта модель трех вопросов можно разделить на три пункта: план, дело, анализ.

1. План — это утренний групповой сбор.

2. Дело — это работа в центрах активности.

3. Анализ— это ежедневный небольшой итоговый сбор.

Следуя пунктам в создании проекта посредством модели трех вопросов, педагог начинает работу с детьми с плана, то есть с Утреннего сбора.

Утренний сбор — это разговор на вольную тему, где каждый имеет право на суждение, свой выбор. Взрослый направляет детей на самостоятельность, самоорганизацию.

Структура Утреннего сбора состоит из приветствия, обсуждения новостей, обмена информацией и далее переходит в реализацию этапов модели трех вопросов :

1-й этап — выбор темы

Исходя из опыта работы по данной образовательной технологии, выбор темы целесообразно осуществить в конце недели, по завершении предыдущего проекта. Таким образом, к началу рабочей недели материалы, необходимые в центрах активности, будут готовы к использованию детьми в процессе образовательной деятельности.

Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворяются интересы и потребности ребенка, запросы родителей, воспитатель — инициатор. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задачи.

2-й этап — планирование

Воспитатель помогает в решении задачи, используя модель трех вопросов, а также используя метод составления «Паутинки», в которой отражаются виды деятельности, направленные на реализацию проекта в соответствии с возрастом детей. Воспитатель задает вопросы, инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении.

По мере того, как дети отвечают на вопрос, задача воспитателя — зафиксировать их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Можно фиксировать ответы всех детей схематично или записывать печатными буквами и обязательно указывать рядом их имена. Для этого также можно привлечь помощника воспитателя или приглашенного родителя. Затем воспитатель задает вопрос : «Что мы хотим узнать о -O-» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы Можно заранее придумать с детьми символы сбора информации в картинках или использовать картинки с изображением методов по образовательной технологии «Методика проведения исследований в детском саду» А. И. Савенкова, в которой представлены основные методы исследования с детьми: подумать самостоятельно, спросить у специалиста / взрослого, посмотреть / прочитать в книге, узнать в интернете / компьютере, понаблюдать, провести эксперимент. Важно отметить, что наряду с изображением методов необходимо указывать название каждого метода на картинке с его иллюстрацией.

Таблица, составленная по модели трех вопросов, — основа для планирования деятельности, несущая информацию о первоначальном запасе знаний каждого ребенка. Таким образом, уже на этапе планирования ребенок является непосредственным участником образовательной деятельности.

3-й этап — реализация проекта

Следующим шагом перед реализацией проекта является создание условий для осуществления задач, поставленных самими детьми. На данном этапе важно правильно организовать развивающую среду. Воспитатель обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, помощниками выступают родители.

В процессе реализации проекта решаются такие важные задачи, как возможность самостоятельного выбора детьми вида деятельности и максимальная реализация образовательного пространства группы, в работе с которым они формируют специфические знания, умения и навыки. Педагог организовывает деятельность детей в центрах активности (Центр литературы, Центр математики и манипулятивных игр, Центр песка и воды, Центр сюжетно-ролевой игры, Центр строительства, Центр кулинарии, Центр науки, Центр искусств и т. д., названия, количество и содержание центров активности могут варьироваться, направляет и контролирует осуществление проекта, то есть выступает как организатор, помощник, но не лишает детей самостоятельности.

Каждый ребенок самостоятельно выбирает центр, в котором будет работать. Таблица — «Паутинка» с видами запланированной деятельности всегда доступна ребенку, с ней знакомятся родители, специалисты детского сада, оказывая необходимую помощь.

И заключительный, 4-й этап — это завершение проекта

Его можно рассматривать как основу для дальнейших действий. Здесь можно использовать авторский метод ПИН Розы Хачатрян (что в ходе реализации проекта узнали полезного, интересного, нового). Ответы можно зафиксировать в таблице, анализ которой позволяет планировать дальнейшие действия, например, в индивидуальной работе с детьми, работе с родителями. Завершив проект и его рефлексию, педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Дети представляют зрителям или экспертам конечный продукт деятельности.

Работа по основной образовательной программе и использование в ней образовательной технологии «Модель трех вопросов» предполагает индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей, основанный на убеждении в том, что все дети особенные и обладают уникальными задатками и способностями, которые необходимо учитывать при обучении. Каждый ребенок развивается в своем, присущем только ему темпе и обладает определенными склонностями и интересами. Педагоги должны использовать свои знания об особенностях развития детей, а также свой опыт взаимоотношения с дошкольниками и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие воспитанников в каждой группе детского сада и учесть уникальные потребности и возможности каждого ребенка.

Для эффективной работы по данной технологии важно соблюдать следующие условия:

1. Доступность и разнообразие материалов в центрах активности.

2. Поддерживать интерес к работе в центрах активности.

3. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

4. Активно вовлекать родителей в образовательный процесс.

Основное предназначение данной образовательной технологии — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей, то есть она дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Образовательная технология «Модель трех вопросов» в условиях внедрения ФОП актуальна, эффективна, интересна и обладает огромным потенциалом. Данная технология отвечает назначению федерального государственного образовательного стандарта — модернизировать дошкольное образование в России, сделать его современным и повернуть лицом к ребенку и его семье, продвигает ценность развивающего вариативного дошкольного образования и фактически закладывает основу для модернизированного проекта.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Образовательная технология «Модель трех вопросов» как способ индивидуализации дошкольного образования
Опубликовано: 29 января 2024 в 20:55
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД