Конспект урока литературы для 5 класса «Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Миронова Марина
Конспект урока литературы для 5 класса «Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Учитель русского языка и литературы : Миронова Марина Владимировна

Предмет: русская литература

Тема урока: Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Класс: 5А

Характеристика класса:

В классе 15 учащихся. Из них 8 девочек, 7 мальчиков. В целом класс по уровню обучения сильный, легко справляется с поставленными задачами. Все учащиеся довольно легко идут на контакт, активны, ответственны. Есть две ученицы (Наташа Р., Маша М., которые имеют уровень знаний ниже среднего, но и они стараются выполнить задачи, которые перед ним ставятся. Один ученик (максим Л.) не всегда правильно воспринимает информацию в силу своей несобранности. две ученицы (Даша Д., Настя П.) иногда теряются при выполнении заданий в силу своей стеснительности.

УМК: Литература, учебник для 6 класса общеобразовательных организаций в 2 частях. Автор-составитель Г. С. Меркин.

Раздел учебника: Из русской литературы XIX века

Количество часов в неделю: 5

Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран.

Материалы к уроку, подготовленные учителем:

Презентация к разным этапам урока

Словарная работа

«Фантастическое и реальное в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Тип урока: урок изучения художественного произведения, урок - исследование.

Цель: - раскрытие своеобразия повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Результаты урока:

Предметные:

• сформировать у обучающихся знания о выразительных деталях, яркости и образности языка повести Н. В. Гоголя “ Ночь перед Рождеством”;

• проверить степень освоения текста данного произведения в единстве формы и содержания;

• закрепить навыки работы обучающихся с текстом;

• формировать умение давать характеристику литературным героям;

• познакомить с понятиями «реальное», «фантастическое»;

Метапредметные:

• развивать умения и навыки наблюдения, сопоставления, сравнения, анализа художественного произведения;

• развивать устную речь учащихся, читательскую наблюдательность, образное мышление и творческое воображение;

• развивать воображение обучающихся;

Личностные:

• развивать умение учащихся работать в группе, осознавая личную ответственность за коллективные результаты деятельности;

• корректно защищать свое мнение;

• воспитывать чуткость к слову, нравственные понятия «любовь», «верность», «самопожертвование».

• формировать любовь и уважение к литературным и музыкальным произведениям как к ценностям отечественной культуры;

• способствовать воспитанию у школьников интереса к народным традициям, национальной культуре.

Методические приемы: технология АМО, работа с таблицей, работа с учебником, характеристика героя.

Ход урока.

этап урока АМО цели этапа работа учителя работа учащихся

Инициация «Машина времени»

Организационный момент. представьте, что изобрели машину времени, которая может перемещать людей во времени и пространстве.

Как вы думаете, куда мы отправимся? На Украину, туда, где происходили события, описанные Гоголем в повести «Ночь перед Рождеством»

Погружение в тему «Билет» Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения,

целеполагание (предварительное) это будет путешествие. А все путешественники пускаются в путь для чего-то, ставят перед собой цели. Какие цели могут быть у путешествия?

для интереса, что-то узнать, познакомиться, пообщаться.

чтобы куда-то поехать, нужен билет. вот у меня билеты. все вы в одну машину не войдёте сразу. поедем по очереди. А зачем мы туда поедем? делятся на группы по цвету и названию билетов, садятся за парты.

на билетах пишут продолжение фразы

1. «туристы»: Я хочу познакомиться, узнать, увидеть.

2. «просветители»: я хочу показать значимость, донести информацию, сделать её понятной…

3: «исследователи»: я хочу сделать открытие, понять

4. «гастролеры»: я хочу применить, проявить себя…

Определение ожиданий и опасений «Билет» Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки

отрывается зона контроля на основной части билета записывают свои ожидания от урока

на зоне контроля записывают опасения

Закрепление изученного (домашнее задание) «чьи вещи» Контроль и коррекция ЗУН

музыкальный фон «звук машины времени»

по классу разложены вещи или их изображения:

черевики

люлька

монисто

мешок с углём

зеркало

месяц

звезды

хвост чёрта

метла

вареники

кисть и холст

Задание для

1гр.:

что это, кому принадлежит,

2гр.: в каком эпизоде встречается

3гр: словарная работа

Парубок –

Дивчина –

Жинка –

Козак –

Хата –

Малевать –

Енерал –

Черевики –

Люлька –

Шинок –

Монисто –

Миряне-

4гр: сыграть сцену с одним объектом дети рассаживаются по партам -- 4 группы

поиск и объяснение находки:

выполнение заданий

А что из этих предметов в жизни нам не может встретиться? хвост чёрта

какие эпизоды не могут быть описанием реальной жизни?

ответы по тексту

Инпут

выведение темы, сообщение нового материала

чтобы нам вернуться из нашего путешествия в реальность, нам надо не перепутать, что настоящее, а что нет. Значит что мы должны разграничить? реальность и фантастику

тема: реальность и фантастика

помогут нам в этом разобраться те, кого мы здесь встретим. называют героев

Проработка содержания темы

«знакомство»

Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК 1гр.: какими вы увидели героев

2гр.: разделите героев на две группы по отношению к реальности- нереальности и охарактеризуйте их

3гр: как Гоголь вводит внутрь реальности фантастику?

4гр: сравните описание нечистой силы у Гоголя и по тексту стихотворения «Бесы» Пушкина Почему они такие разные? описывают по тексту

---

характеристика по отношению к людям, внутреннему миру, чем занимаются

---

фантастика и реальность переплетены, примеры эпизодов (фантастика выглдит как реальность в эпизоде Вакула у царицы)фантастика выглядит, как обыденное, обычное, а реальность наоборот: Петербург- тридевятое царство, фантастический герой Чёрт вместе с реальными персонажами живет и действует, в жизни реальных людей присутствует фантастика

---

выразительно читают стихотворение «Бесы»(фон «Вьюга»)и ответ на вопрос

Эмоциональная разрядка

(разминка) «коляда»

Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии калядки 4гр. проводит разминку, типа флэшмоба

что сейчас прозвучало?

что это такое?

колядки, как и когда проходили колядки

Проработка содержания темы

(прдолжение) из ваших ответов стало понятно, что Гоголь искусно переплетает не только реальность и фантастику, но народные традиции, берущие своё начало в язычестве с христианскими традициями

Бог Коляда и Бог православный.

Откуда же Гоголь взял такой сюжет?

ответы учащихся:

история о полёте монаха на черте

«автобусная остановка» когда люди колядуют, они ходят от дома к дому и поют свои колядки, прославляя праздник Рождества, желая добра хозяевам. каждая из групп сейчас тоже пойдёт по дворам, с пожеланиями и с целью выполнить задание. Нам же надо с вами отчитаться перед современниками, что мы узнали в путешествии.

4 плаката с таблицей (см. прил)

учитель «руководит движением», комментирует ответы каждая группа по очереди вписывает свои ответы, сначала изучив, что написано, дополняя их, но не исправляя. возвращаются к своим плакатам, изучают всё, что написано. выбирают то, что по их мнению правильно. один зачитывает.

для чего Гоголь вводит фантастику в произведение?

-интереснее читать,

-показать, что в нашей жизни могут случиться чудеса

-любую цель можно достигнуть, если к ней стремиться

-что добро побеждает зло, если вовремя понять, что есть добро, а что есть зло Я желаю…

Рефлексия

«книга отзывов и предложений»

Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения вам как людям воспитанным и благодарным, предлагается написать свои впечатления о путешествии в книгу отзывов и предложений. Вы напишите, что вам дало это путешествие, чтобы вы хотели пожелать себе и всем здесь присутствующим. 1. во время путешествия я увидел, узнал.

Я желаю…

2. в процессе подготовки к путешествию я узнал., понял, научился… Надеюсь, что сумел донести всё это местным жителям

Я желаю…

3 во время путешествия я сделал вывод о, понял… Я желаю…

4 во время путешествия я сделал вывод о, понял, попытался представить… Я желаю…

«обратное путешествие» Нам пришло время возвращаться. У вас есть обратные билеты, чтобы попасть назад, изобразите смайлик того настроения, которое вы получили от путешествия. изображают смайлики, показывают всем

д/з На обратной стороне «смайлика» напечатано домашнее задание:

1. «Туристы»: дневник путешественника

2. «Просветители»сообщение о цикле повестей Вечера на хуторе близ Диканьки»

3. «Исследователи»:исследовательская работа: «как проявляется добро и зло в повести «Ночь перед Рождеством»

4. «Гастролёры»: Написать повесть «Предпраздничный вечер в посёлке»

Приложение

элементы произведения Черты реальной жизни

Черты фантастического присутствия

пейзаж Зимняя ночь, реальное время года и время суток

Месяц, звезды ведут себя как живые существа

герои Реальные люди: Оксана, Вакула, Екатерина, Чуб, Потёмкин и др.

Нечистая сила: черт, Солоха

Мистич. Герой: Пацюк

действия героев Любовь Вакулы к Оксане, колядки, запорожцы у Екатерины

Вакула достает черевички, но они уже не нужны Оксане.

Черт крадет месяц, Солоха собирает звезды, вареники сами прыгают в рот к Пацюку.

Путешествие в Петербург на чёрте

ключевые слова, объяснить с помощью них, как автор показывает реальность и фантастику

элементы обычной жизни

---

ученики должны сделать вывод, что реальность (дворец) представлена, как сказка олицетворение, внешний вид, эмоциональность

---

нереальность показана внутри обычной жизни и неотделима от неё

Прикреплённые файлы:

prezentacija-k-dokladu_u294i.ppt | 963 Кб | Скачан: 32
 
Публикации по теме:

Фотоотчёт о картине «Перед Рождеством»Фотоотчёт о картине «Перед Рождеством» Уютного окончания недели всем, кто в этот вечер нашёл минутки для любимого сайта! Сегодня хочу вас познакомить с творчеством ещё одной талантливой.

Конспект интегрированного урока для 4 класса «Древнерусские воины-защитники» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДУБРОВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛ ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ –ЗАЩИТНИКИ.

Конспект урока по математике для 3 класса Предмет Математика Класс 3 класс Автор учебника Н. Б. Истомина Тема урока: Деление любого числа на 1, само на себя. Деление нуля на число.

Конспект урока по математике для 3 класса «Квадратный дециметр»Конспект урока по математике для 3 класса «Квадратный дециметр» Цель урока: знакомство с новой единицей измерения площади, установление соотношения между единицами измерения площади: квадратным дециметром.

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса «Что такое погода?» Тема урока: «Что такое погода?» Тип урока. Урок изучения нового материала. Цели урока: 1. Дать общее представление о погоде и том, из.

Конспект открытого урока по музыке для 6 класса школы-интерната для детей с нарушениями речи «На фоне Пушкина»Конспект открытого урока по музыке для 6 класса школы-интерната для детей с нарушениями речи «На фоне Пушкина» Конспект открытого урока «На фоне Пушкина…» Интегрированный урок по музыке и литературе в 6 классе с использованием ИКТ и инновационных.

Конспект урока для 6 класса по русскому языку «Текст» Учитель русского языка и литературы – Назарова Н. А. МБОУ «Средняя школа №4 имени А. М. Горького» Петропавловск-Камчатского городского округа.

Конспект урока окружающего мира для 4 класса «Из книжной сокровищницы Древней Руси» Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») Класс: 4 «Б» Учитель: Ильюшкина М. К Тема урока: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Конспект урока по русскому языку для учащихся 4 класса «Три склонения имён существительных» Цели урока: дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с распознаванием типа склонения.

Конспект Урока мира в День знаний для учащихся 1 класса «Зачем человеку нужны знания?» Первое сентября - День Знаний! Цели: 1. Познакомить со значением слов МИР, СИМВОЛ, со значением цветов в государственной символике (Флаге,.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Тело, организм, эмоции
  • Сказочные существа
Автор публикации:
Конспект урока литературы для 5 класса «Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Опубликовано: 7 мая 2018 в 08:17
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

20 октября. День пиццы на МААМ

Пицца знаменита на весь мир, ее можно заказать практически в любом уголке планеты. Такая популярность этого итальянского блюда объясняется не только ее замечательным вкусом, но и доступностью...

Фотоотчёт о деятельности, проведенной к международному Дню мира в средней группе
Каждый раз тушу я свет на кухне, И тотчас же зажигаю яркую свечу, Энергосберегающую лампу Я себе уже давно купить хочу. Чтобы больше не было проблем,...
Конспект занятия по коллективному рисованию в нетрадиционной технике «Осень — чудная...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО КОЛЛЕКТИВНОМУ РИСОВАНИЮ В НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКЕ «ОСЕНЬ – ЧУДНАЯ ПОРА! » во второй младшей группе. Цель: расширять знания...
Фотоотчёт о подготовке к выставке «Осенние фантазии»
В нашем детском саду, как и во многих других, каждую осень, по традиции, проводится выставка – конкурс на тему «Осенние фантазии». На выставку –...