Получи документы

Конспект урока литературы для 5 класса «Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Миронова Марина
Конспект урока литературы для 5 класса «Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Учитель русского языка и литературы : Миронова Марина Владимировна

Предмет: русская литература

Тема урока : Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Класс : 5А

Характеристика класса :

В классе 15 учащихся. Из них 8 девочек, 7 мальчиков. В целом класс по уровню обучения сильный, легко справляется с поставленными задачами. Все учащиеся довольно легко идут на контакт, активны, ответственны. Есть две ученицы (Наташа Р., Маша М., которые имеют уровень знаний ниже среднего, но и они стараются выполнить задачи, которые перед ним ставятся. Один ученик (максим Л.) не всегда правильно воспринимает информацию в силу своей несобранности. две ученицы (Даша Д., Настя П.) иногда теряются при выполнении заданий в силу своей стеснительности.

Публикация «Конспект урока литературы для 5 класса „Реальное и фантастическое в повести Н, В, Гоголя „Ночь перед Рождеством“» размещена в разделах

УМК: Литература, учебник для 6 класса общеобразовательных организаций в 2 частях. Автор-составитель Г. С. Меркин.

Раздел учебника: Из русской литературы XIX века

Количество часов в неделю: 5

Оборудование урока : компьютер, видеопроектор, экран.

Материалы к уроку, подготовленные учителем:

Презентация к разным этапам урока

Словарная работа

«Фантастическое и реальное в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Тип урока : урок изучения художественного произведения, урок - исследование.

Цель: - раскрытие своеобразия повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Результаты урока :

Предметные:

• сформировать у обучающихся знания о выразительных деталях, яркости и образности языка повести Н. В. Гоголя “ Ночь перед Рождеством”;

• проверить степень освоения текста данного произведения в единстве формы и содержания;

• закрепить навыки работы обучающихся с текстом;

• формировать умение давать характеристику литературным героям;

• познакомить с понятиями «реальное», «фантастическое»;

Метапредметные:

• развивать умения и навыки наблюдения, сопоставления, сравнения, анализа художественного произведения;

• развивать устную речь учащихся, читательскую наблюдательность, образное мышление и творческое воображение;

• развивать воображение обучающихся;

Личностные:

• развивать умение учащихся работать в группе, осознавая личную ответственность за коллективные результаты деятельности;

• корректно защищать свое мнение;

• воспитывать чуткость к слову, нравственные понятия «любовь», «верность», «самопожертвование».

• формировать любовь и уважение к литературным и музыкальным произведениям как к ценностям отечественной культуры;

• способствовать воспитанию у школьников интереса к народным традициям, национальной культуре.

Методические приемы: технология АМО, работа с таблицей, работа с учебником, характеристика героя.

Ход урока.

этап урока АМО цели этапа работа учителя работа учащихся

Инициация «Машина времени»

Организационный момент. представьте, что изобрели машину времени, которая может перемещать людей во времени и пространстве.

Как вы думаете, куда мы отправимся? На Украину, туда, где происходили события, описанные Гоголем в повести «Ночь перед Рождеством»

Погружение в тему «Билет» Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения,

целеполагание (предварительное) это будет путешествие. А все путешественники пускаются в путь для чего-то, ставят перед собой цели. Какие цели могут быть у путешествия?

для интереса, что-то узнать, познакомиться, пообщаться.

чтобы куда-то поехать, нужен билет. вот у меня билеты. все вы в одну машину не войдёте сразу. поедем по очереди. А зачем мы туда поедем? делятся на группы по цвету и названию билетов, садятся за парты.

на билетах пишут продолжение фразы

1. «туристы» : Я хочу познакомиться, узнать, увидеть.

2. «просветители» : я хочу показать значимость, донести информацию, сделать её понятной…

3: «исследователи» : я хочу сделать открытие, понять

4. «гастролеры» : я хочу применить, проявить себя…

Определение ожиданий и опасений «Билет» Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки

отрывается зона контроля на основной части билета записывают свои ожидания от урока

на зоне контроля записывают опасения

Закрепление изученного (домашнее задание) «чьи вещи» Контроль и коррекция ЗУН

музыкальный фон «звук машины времени»

по классу разложены вещи или их изображения:

черевики

люлька

монисто

мешок с углём

зеркало

месяц

звезды

хвост чёрта

метла

вареники

кисть и холст

Задание для

1гр. :

что это, кому принадлежит,

2гр. : в каком эпизоде встречается

3гр: словарная работа

Парубок –

Дивчина –

Жинка –

Козак –

Хата –

Малевать –

Енерал –

Черевики –

Люлька –

Шинок –

Монисто –

Миряне-

4гр: сыграть сцену с одним объектом дети рассаживаются по партам -- 4 группы

поиск и объяснение находки:

выполнение заданий

А что из этих предметов в жизни нам не может встретиться? хвост чёрта

какие эпизоды не могут быть описанием реальной жизни?

ответы по тексту

Инпут

выведение темы, сообщение нового материала

чтобы нам вернуться из нашего путешествия в реальность, нам надо не перепутать, что настоящее, а что нет. Значит что мы должны разграничить? реальность и фантастику

тема: реальность и фантастика

помогут нам в этом разобраться те, кого мы здесь встретим. называют героев

Проработка содержания темы

«знакомство»

Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК 1гр. : какими вы увидели героев

2гр. : разделите героев на две группы по отношению к реальности-нереальности и охарактеризуйте их

3гр: как Гоголь вводит внутрь реальности фантастику?

4гр: сравните описание нечистой силы у Гоголя и по тексту стихотворения «Бесы» Пушкина Почему они такие разные? описывают по тексту

---

характеристика по отношению к людям, внутреннему миру, чем занимаются

---

фантастика и реальность переплетены, примеры эпизодов (фантастика выглдит как реальность в эпизоде Вакула у царицы)фантастика выглядит, как обыденное, обычное, а реальность наоборот : Петербург- тридевятое царство, фантастический герой Чёрт вместе с реальными персонажами живет и действует, в жизни реальных людей присутствует фантастика

---

выразительно читают стихотворение «Бесы»(фон «Вьюга»)и ответ на вопрос

Эмоциональная разрядка

(разминка) «коляда»

Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии калядки 4гр. проводит разминку, типа флэшмоба

что сейчас прозвучало?

что это такое?

колядки, как и когда проходили колядки

Проработка содержания темы

(прдолжение) из ваших ответов стало понятно, что Гоголь искусно переплетает не только реальность и фантастику, но народные традиции, берущие своё начало в язычестве с христианскими традициями

Бог Коляда и Бог православный.

Откуда же Гоголь взял такой сюжет?

ответы учащихся:

история о полёте монаха на черте

«автобусная остановка» когда люди колядуют, они ходят от дома к дому и поют свои колядки, прославляя праздник Рождества, желая добра хозяевам. каждая из групп сейчас тоже пойдёт по дворам, с пожеланиями и с целью выполнить задание. Нам же надо с вами отчитаться перед современниками, что мы узнали в путешествии.

4 плаката с таблицей (см. прил)

учитель «руководит движением», комментирует ответы каждая группа по очереди вписывает свои ответы, сначала изучив, что написано, дополняя их, но не исправляя. возвращаются к своим плакатам, изучают всё, что написано. выбирают то, что по их мнению правильно. один зачитывает.

для чего Гоголь вводит фантастику в произведение?

-интереснее читать,

-показать, что в нашей жизни могут случиться чудеса

-любую цель можно достигнуть, если к ней стремиться

-что добро побеждает зло, если вовремя понять, что есть добро, а что есть зло Я желаю…

Рефлексия

«книга отзывов и предложений»

Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения вам как людям воспитанным и благодарным, предлагается написать свои впечатления о путешествии в книгу отзывов и предложений. Вы напишите, что вам дало это путешествие, чтобы вы хотели пожелать себе и всем здесь присутствующим. 1. во время путешествия я увидел, узнал.

Я желаю…

2. в процессе подготовки к путешествию я узнал., понял, научился… Надеюсь, что сумел донести всё это местным жителям

Я желаю…

3 во время путешествия я сделал вывод о, понял… Я желаю…

4 во время путешествия я сделал вывод о, понял, попытался представить… Я желаю…

«обратное путешествие» Нам пришло время возвращаться. У вас есть обратные билеты, чтобы попасть назад, изобразите смайлик того настроения, которое вы получили от путешествия. изображают смайлики, показывают всем

д/з На обратной стороне «смайлика» напечатано домашнее задание:

1. «Туристы» : дневник путешественника

2. «Просветители»сообщение о цикле повестей Вечера на хуторе близ Диканьки»

3. «Исследователи» : исследовательская работа: «как проявляется добро и зло в повести «Ночь перед Рождеством»

4. «Гастролёры» : Написать повесть «Предпраздничный вечер в посёлке»

Приложение

элементы произведения Черты реальной жизни

Черты фантастического присутствия

пейзаж Зимняя ночь, реальное время года и время суток

Месяц, звезды ведут себя как живые существа

герои Реальные люди : Оксана, Вакула, Екатерина, Чуб, Потёмкин и др.

Нечистая сила: черт, Солоха

Мистич. Герой: Пацюк

действия героев Любовь Вакулы к Оксане, колядки, запорожцы у Екатерины

Вакула достает черевички, но они уже не нужны Оксане.

Черт крадет месяц, Солоха собирает звезды, вареники сами прыгают в рот к Пацюку.

Путешествие в Петербург на чёрте

ключевые слова, объяснить с помощью них, как автор показывает реальность и фантастику

элементы обычной жизни

---

ученики должны сделать вывод, что реальность (дворец) представлена, как сказка олицетворение, внешний вид, эмоциональность

---

нереальность показана внутри обычной жизни и неотделима от неё

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт о картине «Перед Рождеством»Фотоотчёт о картине «Перед Рождеством» Уютного окончания недели всем, кто в этот вечер нашёл минутки для любимого сайта! Сегодня хочу вас познакомить с творчеством ещё одной талантливой.

Конспект интегрированного урока для 4 класса «Древнерусские воины-защитники» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДУБРОВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛ ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОИНЫ –ЗАЩИТНИКИ.

Конспект урока по математике для 3 класса Предмет Математика Класс 3 класс Автор учебника Н. Б. Истомина Тема урока: Деление любого числа на 1, само на себя. Деление нуля на число.

Конспект урока по математике для 3 класса «Квадратный дециметр»Конспект урока по математике для 3 класса «Квадратный дециметр» Цель урока: знакомство с новой единицей измерения площади, установление соотношения между единицами измерения площади: квадратным дециметром.

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса «Что такое погода?» Тема урока: «Что такое погода?» Тип урока. Урок изучения нового материала. Цели урока: 1. Дать общее представление о погоде и том, из.

Конспект открытого урока по музыке для 6 класса школы-интерната для детей с нарушениями речи «На фоне Пушкина»Конспект открытого урока по музыке для 6 класса школы-интерната для детей с нарушениями речи «На фоне Пушкина» Конспект открытого урока «На фоне Пушкина…» Интегрированный урок по музыке и литературе в 6 классе с использованием ИКТ и инновационных.

Конспект урока для 6 класса по русскому языку «Текст» Учитель русского языка и литературы – Назарова Н. А. МБОУ «Средняя школа №4 имени А. М. Горького» Петропавловск-Камчатского городского округа.

Конспект урока окружающего мира для 4 класса «Из книжной сокровищницы Древней Руси» Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») Класс: 4 «Б» Учитель: Ильюшкина М. К Тема урока: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Конспект урока по русскому языку для учащихся 4 класса «Три склонения имён существительных» Цели урока: дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с распознаванием типа склонения.

Конспект Урока мира в День знаний для учащихся 1 класса «Зачем человеку нужны знания?» Первое сентября - День Знаний! Цели: 1. Познакомить со значением слов МИР, СИМВОЛ, со значением цветов в государственной символике (Флаге,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока литературы для 5 класса «Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Опубликовано: 7 мая 2018 в 08:17
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД