Наталия Стопкина
Беседа «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
«Моя малая Родина» (ХЛК)
- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
- обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.
- формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.
Хреновской бор.
Там, где раньше гуляли бураны,
Где на солнце желтели пески,
Зеленеют над нами вершины
Да весною поют соловьи.
Ой, вы, сосны – могучие сосны,
Ой, кудрявый лесной хоровод.
Здесь работал учёный Морозов –
Публикация «Беседа „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В мире самый большой лесовод.
Всюду слышатся звонкие песни,
Снова сосны красиво цветут.
В этом чудном и памятном месте
Лесоводы России растут.
Уведёт молодых по дорогам
Их большая подруга – судьба,
Но останутся в соснах надолго
Светлой памятью их голоса.
Поднимаются сосны всё выше
В голубой необъятный простор-
Величаво стоит наш любимый
Хреновской удивительный бор.
Ой, вы, сосны - могучие сосны,
Ой, кудрявый лесной хоровод.
Здесь работал учёный Морозов-
В мире самый большой лесовод.
Среди степных просторов соснового леса с чистым целебным воздухом, у реки Битюг с кувшинками, белыми лилиями и живописными берегами с раскинувшимися на них насаждениями Хреновского бора - жемчужины Воронежских лесов - расположился Хреновской лесной колледж имени Георгия Федоровича Морозова.
Государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования Воронежской области "Хреновской лесной колледж имени Г. Ф. Морозова" - это старейшее учебное заведение, которое прошло путь от низшей лесной школы до лесного колледжа. Основанный на базе низшей лесной школы в сентябре 1888 года, он более 120 лет успешно осуществляет свою образовательную и научно-исследовательскую деятельность, став яркой страницей истории возникновения и развития среднего профессионального лесного образования России.
Учебный городок лесного колледжа занимает значительную часть территории живописной опушки старинного Хреновского бора.
Он занимает площадь около 40 тысяч гектаров и узкой лентой (шириной до десяти километров, протянулся вдоль реки Битюг. Здесь проходит южная граница ареала сосны обыкновенной.
Многие века шумел зеленый остров в лесостепной зоне, отважно вел единоборство с наползающими на него песками и вышел непобежденным. Но в начале XVIII века земли Прибитюжья стали интенсивно заселяться, и красавицы сосны все чаще падали под Ударами топора. Когда бор стал владением графа А. Орлова, влиятельный граф распорядился строго охранять зеленый остров. За одно незаконно спиленное дерево следовало суровое наказание. Так продолжалось до начала XIX века. Затем бор снова застонал от бессистемных порубок, стал часто гореть. К 1845 году его площадь сократилась вдвое. Над ним нависла угроза гибели от надвигающихся с севера песков.
Лесной департамент в 1846 году направляет в Хреновое первого лесничего. Был положен конец хищническому истреблению леса, начали проводить лесокультурные работы: посев семян, посадку дичков и двухлетних сеянцев сосны с длинной корневой системой.
Борьба за восстановление бора продолжалась более пятидесяти лет. Лесоводов постигала одна неудача за другой. От летней жары и сухости почвы погибали не только сеянцы в питомнике, но и посаженные дички.
Лесничий Н. Д. Суходский и его помощник Г. Ф. Морозов в 1894 году стали вспахивать пустоши и на дно борозды сажать сеянцы сосны. Этот классический способ обработки почвы и уход за деревьями помогли в короткий срок создать замечательные сосновые насаждения.
На протяжении ста тридцати лет Хреновской бор служил предметом исследований лесоводов, ботаников, энтомологов, почвоведов. Его прошлое изучали виднейшие биологи и почвоведы: В. В. Докучаев, П. М. Сибирцев, А. А. Дубянский, К. Д. Глинка. Известные ученые Г. И. Танфильев, Г. Ф. Морозов, Б. А. Келлер описали в бору 350 видов растений. Преподаватель Хреновского техникума, автор учебника «Дендрология» А. И. Ванин добавил к этому списку еще 650 видов. Он составил перечень «Растения Хреновского бора с краткими указаниями их распространения, значения и применения», написал немало других научных работ, посвященных бору.
Все это говорит об уникальности бора. В ботаническом отношении он занимает промежуточное положение между лесостепной и степной зонами и служит немаловажным естественным препятствием на пути движения юго-восточных суховеев. Бор расположен в районе недостаточного увлажнения, но в целом климатические условия здесь достаточно благоприятны для роста и развития древесных пород. Люди берегут чудесный уголок природы.
Уникальность и ценность Хреновского бора, расположенного на левом берегу реки Битюг, притоке Дона, отмечена во многих энциклопедических и лесных изданиях страны. Являясь объектом многочисленных исследований в области лесного хозяйства, искусственного восстановления и разведения леса в условиях недостаточного увлажнения, Хреновской бор, как островной лесной массив на границе лесостепной и степной зон, имеет большое водоохранное, водорегулирующее, почвозащитное, санитарно-гигиеническое и эстетическое значение. Обширный лесной массив способствует сохранению экологической обстановки в целом в регионе.
Бор с его разнообразием лесорастительных условий используется как природная учебная лаборатория.
В Хреновском бору произрастает 26 видов деревьев, 33 вида кустарников, обитают пять видов копытных: лось, благородный и пятнистый олени, кабан и косуля европейская. В разные годы в бору отмечалось (в том числе на пролете) 200 видов птиц. Среди них - виды, внесенные в Красную книгу Российской Федерации. В реке Битюг, водоемах Хреновского бора по числу видов и численности доминируют представители семейства карповых. Все это хозяйство находится под непосредственным контролем и управлением ОГУ "Хреновское лесничество", руководители и специалисты которого уделяют много времени обучению и воспитанию будущих специалистов.