Наталья Шилова
Программа Спартианских игр в детском саду. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Работая в детском саду- инструктором по физической культуре, я применяю разные технологии, такие как: степ- аэробика; фитбол-гимнастика; стрейчинг, и ога, квест-игры; беби фитнес. Каждая из них интересна и эффективна.
Но ещё моё внимание привлекла технология (В. И. Столярова, которая объединяет родителей, педагогов, детей с разными способностями и разными возможностями, а так же разной формой реализации.
Это Спартианские игры!
Публикация «Программа Спартианских игр в детском саду, Опыт работы» размещена в разделах
Это игры, организованные на интеграции спорта с искусством и другими творческими видами деятельности, которые содействуют возрождению и развитию доброты, великодушия, милосердия, интеллектуальных и творческих способностей в сочетании с физической силой и здоровьем. Как производное от англ слов: Sport-спорт и Apt- искусство.
Главной целью является:
- обеспечить активный творческий отдых и общение детей, родителей и педагогов;
- организовать соревнование участников игр, повысить их ориентацию на духовно- нравственные и эстетические ценности соревновательной деятельности, воспрепятствовать желанию победить любой ценой, проявлениям грубости.
Спартианские игры отличаются от других соревнований, в том числе спортивных, программой и она является обязательной. Участники игр соревнуются между собой не в какой- то одной узкой деятельности (например, в определённом виде спорта- в лёгкой атлетике, плавании, или в художественном творчестве- пении, танцах, интеллектуальной деятельности, а в разнообразных видах творческой и спортивной деятельности.
Поведение и общение участников имеет более важное значение, чем результат. " Красота действий и поступков дороже успеха! "
Программа Спартианских игр состоит из следующих элементов:
1. СПАРТИАНСКАЯ УВЕРТЮРА- это церемония открытия Спартианских игр. Она включает выступление организаторов игр, представление гостей, жюри. Команды поочерёдно входят в зал и под музыку демонстрируют заранее придуманные и изготовленные оригинальные карнавальные маски, одежду, украшения, которые символизируют разносторонние интересы участников, их увлечённость искусством, наукой, техникой, спортом. На церемонии открытия звучит гимн Российской Федерации и гимнСпартианских игр (который совместно с педагогами мы сочинили).
2. СОРЕВНОВАНИЯ И КОНКУРСЫ.
Они подобраны таким образом, чтобы на их основе можно было сравнить и оценить параметры как физического, так и духовного развития участников игр: их физическую подготовленность, спортивное и художественное мастерство, творческие способности, юмор, знания
Комплекс соревнований и конкурсов называется - спартианский агон (агон- по гречески- борьба, состязание, турнир). Программа игр включает в себя один или несколько спартианских агонов.
Так же подбор игр зависит от тематики, от контингента и возраста участников (родители, дети, сотрудники, от возможностей и состояния здоровья (дети с ОВЗ).
Итак в своей практике я использую следующие агоны:
а) Спарт- визитка.
Каждая команда представляет свою " визитную карточку", но не обычную, а " спартанскую" : демонстрирует разнообразные увлечения и способности, физическую подготовленность, спортивное и художественное мастерство, ораторское искусство.
б) Спарт- атлон.
Это конкурс фантазии, творчества, изобретательности, а также эстетики в демонстрации физических способностей и спортивного мастерства: каждый участник сам определяет, какие физические способности (силу, гибкость и т. д) или оригинальные физические упражнения и спортивные умения (прыжок, бросок, удержание на голове какого либо предмета и т. д, с помощью каких средств и каким способом он будет демонстрировать. Его задача состоит в том, чтобы при этом проявить как можно больше фантазии, творчества, изобретательности, юмора, эстетики. Демонстрация может быть индивидуальной или в паре.
в) Спарт- орхестрика.
Участники соревнуются в искусстве движений- чувство ритма и музыки в движениях, красота и пластика, способность в движениях выражать чувства, переживания, вызываемые музыкой.
3. НЕСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ.
В которых отсутствует разделение участников на победителей и побеждённых, акцент смещается с результата на процесс игры, придумывание игр, юмор, творчество. Несоревновательные игры проводятся в промежутках между различными соревнованиями и конкурсами, чтобы объединить, сблизить участников, снять у них напряжение. К участию в этих играх привлекаются так же зрители, члены жюри, все присутствующие на играх.
Помимо соревнований, конкурсов и игр, в программу Спартианских игр мы включаем встречи участников с известными спортсменами, для демонстрации достижений в спорте. Где участники сами пробуют проявить свои физические и творческие способности.
Одна из наиболее важных и вместе с тем сложных проблем- оценка участников, определение победителей, выбор формы их поощрения. При решении этих задач главным является следующий общий спартианский принцип : призы и другие формы поощрения вручаются не просто за "участие" в Спартианских играх, а за определённые достижения. По номинациям: например: за лучшую визитку, за оригинальную пантомиму, за ловкий бросок мяча, за творческий подход к движениям, за самого смелого, сильного, и т. д.
4. ЦЕРЕМОНИЯ ЗАКРЫТИЯ ИГР.
Обязательные элементы этой церемонии:
- объявление результатов выступления участников, награждение;
- объявление закрытия игр.
Каждой Спартианский игре предшествует большая подготовительная работа с детьми, направленная на формирование у них тех знаний и умений, связанных с физической культурой, спортом, искусством, которые необходимы для успешного выступления в различных соревнованиях и конкурсах, включённых в программу игр. Предусматривается активное участие в этой подготовке и родителей, их помощь в физическом и духовном совершенствовании детей.
Совместно с педагогами был придуман герой " Спартиашка"(снежный барс)- талисман Спартианских игр- 2024.
Сильный, здоровый, весёлый, умеющий отлично играть в футбол, волейбол, теннис, и другие спортивные игры, красиво танцевать, петь, рисовать.
С детьми проводятся беседы, что всеми указанными качествами Спартиашка обладает потому, что он активно и регулярно занимается физкультурой, спортом, искусством, много читает. Особое внимание обращается на спартианское поведение Спартиашки в играх и соревнованиях: он никогда не пасует перед трудностями, действует активно, настойчиво, мужественно, уважительно относится к соперникам, никогда не хвастается своими победами, достойно переносит поражение.
После апробирования Спартианских игр, нами в детском саду был организован Спартианский клуб, в который вступили родители воспитанников старших групп. Были проведены Спартианские игры с участием детей и родителей, которые получили от этого мероприятия большое удовольствие и массу впечатлений. Проведение таких игр не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях педагогов и родителей.
Главное значение Спартианских игр состоит в том, что на основе включения ребёнка в специально организованные игры, соревнования мы постепенно создаём специально организуемую развивающую среду, которая не только побуждает личность к самосовершенствованию на основе гармоничного и разностороннего развития, но и создаёт все условия для сохранения и укрепления здоровья, на физическое, психическое и духовно- нравственное совершенствование, разностороннее развитие и проявление своих способностей, творческих достижений, культуру соперничества и ярко выраженное стремление к сотрудничеству.
Таким образом, Спартианские игры в полной мере соответствуют реалиям сегодняшнего дня. Они учитывают общую тенденцию гуманистического, духовно- нравственного обновления современного общества.