МААМ-картинки

Организация работы по самообразованию воспитателя

Ирина Цвикло
Организация работы по самообразованию воспитателя

«Моя работа по самообразованию».

Обмен опытом

Понятие «самообразование» состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине. В. А. Сухомлинский

Уважаемые коллеги, сегодня мне хотелось бы поделиться с вами своей работой по самообразованию. Буду рада, если мой опыт кому-то пригодиться или в чём-то поможет.

Публикация «Организация работы по самообразованию воспитателя» размещена в разделах

Мотив к совершенству есть у каждого педагога. Сегодня каждый учитель, воспитатель должен быть готов к творческой деятельности, так как это, прежде всего, залог его успешности. Одним из важнейших условий творческого саморазвития педагога является формирование у него потребности к самообразованию.

С чего я начинала свою работу?

Первый вопрос возник сам по себе: Как выбрать тему по самообразованию?

Тематикой самообразования может являться:

- одна из годовых задач ОУ;

- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Моя тема «Развитие речи детей дошкольного возраста» Она родилась из «проблемы, которая вызывает у педагога затруднение»

(4 года назад я набрала группу, где детки плохо говорили, а затем плавно перешла в «пополнение знаний по уже имеющему опыту» и приобрела более современную формулировку не «Развитие речи», а «Речевое развитие» по ФГОС, точнее - «Речевое развитие детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности».

Эта тема является одной из актуальных тем на данное время, т. к. в ФГОС дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» выделена как основная. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания и др.

Таким образом, моя тема была определена!

Над этой темой я работаю четвёртый год, постепенно накапливая материал и опыт.

Далее у меня возник вопрос:

Как написать план по самообразованию?

При написании плана я пользовалась таким алгоритмом:

* Тема самообразования

* Цель

* Задачи

* Ожидаемые результаты

- Для педагогов

- Для воспитанников

Своё планирование я решила оформить в виде таблицы.

(Таблица - это общепринятое методическое правило при любом планировании)

Я применила так называемое модульное планирование (оно сейчас очень актуально).

Таблица состоит из 4 модулей:

Модуль № 1. «Научно-методическое обеспечение»

Модуль № 2. «Психолого-педагогическое обеспечение»

Модуль № 3. «Условия реализации методической темы»

Модуль № 4. «Обобщение результатов»

В каждом модуле я расписала направления деятельности

по теме, содержание деятельности и сроки выполнения.

Если вас смущает это слово «модуль», то его можно заменить на слово «раздел». Многие фразы я брала из ФГОС и Профстандарта. Задачу №6 я вписала в соответствии с новыми требованиями. Для того, чтобы план имел более конкретный формат, я вставила названия мероприятий, которые планирую проводить в разные модули плана.

Добавлять план я буду в течение всех лет работы по нему – это можно и нужно!

Особое внимание сейчас обращают на игровую деятельность. (у меня прописано в задаче №3)

В плане я запланировала «разработать дидактические игры», и «создать картотеку» игр. В столбце «сроки» я пишу не только конкретную дату, но и просто месяц, иногда – два (н-р: октябрь-ноябрь, можно писать слово «постоянно», «в течение года».

В модуле №1 Запланировала разработать проект по развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности «Вместе весело играть» (Коммуникативные игры)

и разработать паспорт проекта. Сейчас требуют в обязательном порядке писать паспорт проекта, т. е. прежде чем писать этапы проекта и содержание, делают паспорт. Лучше его писать в виде таблицы.

Вот такой план у меня получился:

Общая тема на 4 года «Развитие речи детей в различных видах детской деятельности»

В 1 младшей группе (тема на год) «Развитие активной речи у детей раннего возраста посредством коммуникативных игр».

Во 2 младшей группе, на следующий год, продолжаю тему и планирую: «Речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества».

В средней группе: «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в игровой деятельности».

В старшей: «Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»

Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по речевому развитию детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития речевой активности детей дошкольного возраста.

2. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их речевого развития.

3. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.

4. Организовать и провести мониторинг по всем направлениям развития речи дошкольников: развитие ЗКР, обогащения словаря, формирования грамматического строя речи, развитие связной речи.

5. Создать условия для речевого развития детей дошкольного возраста, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.

6. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.

7. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам развития речи детей дошкольного возраста в процессе различных видов детской деятельности.

8. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

Ожидаемые результаты

Для педагога:

1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач речевого развития детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.

2. Разработан проект по развитию речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

3. Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, сенсорные игры, сюжетно-ролевые игры, речевые упражнения, проблемные и игровые ситуации, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.

4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.

5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребёнка с учётом его психологических возможностей и особенностей.

Для воспитанников:

1. Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.

2. Ребёнок осмысленно подбирает слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетает в предложении новые слова с уже знакомыми.

3. У ребёнка развит фонематический слух, речевое дыхание, громкость, темп, интонационная выразительность.

4. У ребёнка сформированы речевая инициатива и речевая творческая самостоятельность в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.

5. У ребёнка сформированы предпосылки грамотности.

План деятельности по теме самообразования.

Модуль № 1. «Научно-методическое обеспечение»

Направления деятельности по теме:

1. Обучение по теме самообразования.

Содержание деятельности:

- обучение на вебинарах, семинарах по теме

- изучение опыта других педагогов по данному направлению :

интернет-источники: Живайкина Светлана Васильевна «Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

- Изучение материалов по теме на сайтах: «Детство Гид»,

Международный образовательный портал МААМ. RU,

Всероссийский образовательный ПОРТАЛ ПЕДАГОГА.

- Работа с периодическими изданиями «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание»

Сроки: постоянно

2. Ознакомление с научной и методической литературой по теме

Содержание деятельности:[/b]

- изучить методические пособия: 1) Лепская Н. И. Основные направления в изучении онтогенеза речи. (Электронный ресурс);

2) Цветкова Т: Речевое развитие ребенка. – М: Издательство «Сфера», 2016.

- изучить и проанализировать современные подходы к речевому развитию дошкольников из книг:

1) Ушакова О. С. Закономерности овладения родным языком. - М: Издательство «Сфера», 2014.;

2) Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Стародубова. – М. : Издательский центр «Академия», 2009.

- разработать дидактические игры на основании методических пособий:

1) Арушановой А. Г., Рычаговой Е. С. Игры-занятия со звучащим словом. – М. : ТЦ Сфера, 2012;

2) Гуськова А. А. Речевое развитие детей средствами загадки. - М: Издательство

Сроки: в течение года.

Октябрь – ноябрь

3. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

Содержание деятельности:[/b]

1. Разработка проект по развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности «Вместе весело играть» (Коммуникативные игры)

2. Разработка учебно-методического комплекта, включающего:

-картотеку «Игры с использованием русского народного фольклора, направленные на развитие речи»;

- картотеку «Словесные игры для младшей группы»;

- авторские и модифицированные дидактические игры: сенсорные игры

сюжетно-ролевые игры

3. Разработка конспекта НОД по речевому развитию в 1 младшей группе (для открытого просмотра в ДОУ)

4. Развлечения, праздники:

Театрально игровое развлечение во 2-ой младшей группе по сказке «Репка»

- рекомендации и консультации для родителей и педагогов:

Памятки для родителей: «Заучиваем стихи с малышами», «Играем всей семьей», «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками»,

«Игры с использованием русского народного фольклора направленные на развитие речи»; «Влияние пальчиковых игр на уровень развития речи детей раннего возраста»; «Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр»

- буклеты, папки-передвижки «Как развить речь ребёнка», «Развивающие игры для детей на кухне»

Сроки:

Декабрь

В течение года

Февраль

Март

В течение года

4. Проектирование деятельности.

Содержание деятельности:[/b]

- разработка паспорта проекта, этапов и содержания проекта по развитию речи в игровой деятельности;

- разработка перспективного плана по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами;

Сроки:

Декабрь

Сентябрь

5. Мониторинг деятельности

Содержание деятельности:[/b]

- проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов;

- обработка полученных данных;

- отслеживание промежуточных результатов;

- соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами

Сроки:

Сентябрь

Январь

май

Модуль № 2. «Психолого-педагогическое обеспечение».

Направления деятельности по теме:

1 Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды[/u]

Профстандарт

Содержание деятельности:

- проведение ситуаций позитивного общения - оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников;

- поддержка доброжелательных отношений воспитанников друг к другу;

- поддержка взаимодействия воспитанников друг с другом в разных видах деятельности;

- ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка;

- поддержка инициативы и самостоятельности воспитанников;

- применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Сроки: постоянно

2. Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования.

Содержание деятельности:[/b]

1)Участие родителей в совместных проектах:

- «Ребёнок и книга»;

- «Мой родной город».

2) Развлечение «Праздник вежливых слов».

3) Участие в проекте по развитию речи «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности» ;

4) Помощь в изготовлении дидактических игр и пособий; помощь в оформлении выставок.

5) Участие родителей в развлечениях и досугах

- «Совместное сочинение рассказов и сказок дома»

Мастер – класс «Играя, развиваем речь детей».

консультаций, рекомендаций, собраний:

Консультация «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»;

Сроки: в течение года.

Модуль № 3. «Условия реализации методической темы».

Направления деятельности по теме:

1. Создание развивающей предметно-пространственной среды,

обеспечивающей проявление самостоятельности и творческой инициативы каждого ребёнка.

Содержание деятельности:

- оформление развивающих зон в группе;

- оснащение пространства группы пособиями, атрибутами к различным играм и другим оборудованием;

- создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по теме самообразования;

- подбор специальных пособий, книг, альбомов, энциклопедий;

Сроки: постоянно

Модуль № 4. «Обобщение результатов».

Направления деятельности по теме:

1. Описание и обобщение деятельности по теме самообразования.

Содержание деятельности:

представление опыта в форме:

- портфолио по обобщению опыта работы «Влияние пальчиковых игр на уровень развития речи детей раннего возраста»;

- проект «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»

- презентация «Пальчики играют - речь ребёнка развивают»

- выставка «Чем полезно чтение художественной литературы»

- выставка художественной литературы

и дидактического материала для детей

- выступление с докладом на семинаре ДОУ: «Развитие активной речи дошкольников в различных видах деятельности»;

- проведения непосредственно образовательной деятельности «Петушок и его семья» в 1 младшей группе.

- публикации на педагогических сайтах, участие в конкурсах, онлайн-олимпиадах:

1) публикация МААМ. RU Мастер-класс «Речевое дыхание-основа правильной речи.

2) Участие в Международном творческом конкурсе «Победилкин»

3. Публикация проекта на Всероссийском образовательном портале ПОРТАЛ ПЕДАГОГА

Тема «Вместе с мамой, вместе с папой»

4. Участие в ежемесячном международном конкурсе Портал МААМ. RU «Лучший сценарий праздника» Сценарий фольклорного праздника Святки.

Сроки: в течение года.

Работая по теме самообразования пытаюсь самостоятельно добывать знания из разных источников, использую эти знания в профессиональной деятельности.

Каковы же эти источники знаний, и где их нахожу?

• Семинары и конференции

• Курсы повышения квалификации

• Газеты, журналы

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Мастер-классы

• Мероприятия по обмену опытом

• Телевидение

• Платные курсы

• Интернет

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

• Путешествия

Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создаётся некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в моём личном плане самообразования уже есть список результатов, которые были достигнуты за определённый срок. Вот некоторые из них:

- Создание картотеки: «Пестушки, потешки, заклички, колыбельные народные песенки» для использования в работе с детьми раннего возраста.

- проект «Фольклор в развитии речи детей 2-3 лет» (долгосрочный)

- Создание картотеки «Игры с использованием р. н. фольклора»

- Разработка сценария фольклорного праздника «Святки» (моя конкурсная работа)

- Доклад на педсовете в ДОУ (из опыта работы) «Речевое развитие детей во 2 мл. группе»

- Разработка дидактических игр, наглядностей: «Сухой бассейн», «Найди заплатку», «Подбери ключ»

- Разработка и проведение открытых НОД

-Мастер-класс на педсовете ДОУ «Речевое дыхание – основа правильной речи» (конкурсная работа)

- Консультации для родителей,разработки родительских собраний с использованием интерактивных форм

- Применение инновационных технологий - пальчиковая гимнастика, которая удачно сочетается с народным фольклором, создание БАНКА пальчиковых игр (картотека). И другое.

Участие в конкурсах, онлайн-тестированиях, в онлайн-олимпиадах, публикации работ:

Хочу заметить, что общий уровень речевого развития детей за определённый промежуток времени повысился. Дети стали более общительными, легче идут на контакт со сверстниками и с взрослыми. С большим удовольствием участвуют в конкурсах. Мои дети были победителями в конкурсе чтецов «Славим Победу».

Изменилось и отношение родителей к проблемам речевого развития детей дошкольного возраста в целом. Многие родители стали активными помощниками в создании развивающей среды.

Самообразование даст положительные результаты в том случае, если оно ведётся целенаправленно, планомерно и систематически.

«Образованный человек тем и

отличается от необразованного,

что продолжает считать своё

образование не законченным»

(К. Симонов)

Желаю всем творческих успехов!

Публикации по теме:

План по самообразованию воспитателя на 2014–2015 учебный год План по самообразованию на 2014 - 2015 учебный год. 1. Консультация для вновь поступивших педагогов «Требования, предъявляемые к содержанию.

Перспективный план по самообразованию воспитателя детского сада .

План по самообразованию на 2016–2917 уч. год воспитателя подготовительной группы Тема : «Воспитание патриотизма у старших дошкольников через знакомство с Малой Родиной». Цель: на основе интеграции ресурсов детского сада,.

План по самообразованию «Организация работы в разновозрастной группе» Актуальность Данная тема мало изучена и нас бы она тоже не заинтересовала, если бы не дети, разного возраста, которые пришли в нашу группу.

План по самообразованию воспитателя Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Чтобы не отстать от времени, педагог.

План по самообразованию воспитателя «Развитие речи детей в процессе работы над сказкой» «Развитие речи детей в процессе работы над сказкой» «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы.

План по самообразованию воспитателя «Полоролевая социализация детей в игре» Учебный год Проблема Тема Этап Содержание работы Результат/ форма отчётности 1-й год Дифференцированный подход к воспитанию детей Полоролевая.

План работы на год по самообразованию воспитателя. Утверждаю: заведующая МКДОУ «Детский сад №4» с. Александрия Евдакова С. Н___ План работы по самообразованию.

План работы по самообразованию воспитателя второй группы раннего возраста 1 этап. Подготовительный (выявление) № содержание работ сроки реализации 1 Тема: «Роль устного народного творчества в развитии 1 год работы.

План работы по самообразованию воспитателя МКДОУ План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики руки через продуктивные виды деятельности» Актуальность: Вопрос развития мелкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по самообразованию воспитателя
Опубликовано: 14 февраля 2017 в 19:34
+69Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 44.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД