Папки-передвижки

Мотивация ребенка к творческой деятельности и развитию творческих способностей

Анна Инькова
Мотивация ребенка к творческой деятельности и развитию творческих способностей

Мотивация ребенка к творческой деятельности и развитию творческих способностей

Вступивший в октябре 2013г. ФГОС ДО разработан в контексте социокультурной политики и выстраивается как культура достоинства, а не культура полезности, при чем мотивация детства в нем рассматривается как самое ценное: ребенка ЦЕНЯТ, а не оценивают; ЛЮБЯТ НЕ ЗА ЧТО-ТО, а просто так. Помимо этого, Стандарт указывает на то, что РАЗВИТИЕ ребенка должно преобладать над контролем.

Публикация «Мотивация ребенка к творческой деятельности и развитию творческих способностей» размещена в разделах

В детском саду ребенку "должно быть приятно и комфортно", тогда и результаты формирования предпосылок универсальных учебных действий будут лучше, и личность будет развиваться более гармонично.

Стандарт рассматривает ребенка как - "семя", имеющее генетическую программу развития. Наша с вами задача рассмотреть, заложенный природой талант и развить его, опираясь на личностно - ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка.

Личностно - ориентированная образовательная модель понимается, как модель, выявляющая особенности воспитанника - субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические взаимодействия на основе субъектного опыта самого ребенка. Личностно - ориентированное образование обеспечивает развитие и саморазвитие личности воспитанника, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА - ОРГАНИЗАТОР, ПОМОЩНИК. К детям не с ответом, а С ВОПРОСОМ!

Перед вами образовательная область ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Основная цель которой - воспитание гармонически развитой личности.

Задачи художественно - эстетического развития: Становление эстетического отношения к окружающему миру; развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); стимулировать сопереживания персонажам художественных произведений.

Древняя мудрость гласит "Можно привести коня на водопой, но заставить его напиться нельзя". Мы можем усадить детей за столы и мольберты, добиться идеальной посещаемости и поведения, но без внутренней мотивации на основании знаний, умений и навыков в творческой деятельности вряд ли можно добиться успеха.

Что же такое мотив и мотивация? Мотив - в переводе с латинского (moveo) означает двигаю. Мотивация - побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека удовлетворять свои потребности.

Общеизвестно, что источником деятельности человека и предпосылкой его поведения является потребность. Именно потребности лежат в основе мотивации человека. Следовательно, задачей педагога (дополнительного образования, является создание таких условий, чтобы у воспитанников появилась потребность к творческой деятельности. Можно утверждать, что потребность к творческой деятельности появляется на основе интереса. Интерес имеет большое значение для развития различных видов деятельности и успешного усвоения знаний, умений и навыков. Понятно, что без наличия интереса, желания заниматься каким-то определенным делом ребенок не будет возвращаться к нему вновь и вновь, уделять ему значительное время, отвергать все многообразие других практических дел. Суммируя результаты проведенных учеными исследований, можем выделить следующие показатели наличия интереса к творческой деятельности: эмоционально-положительное отношение к деятельности, предпочтение художественного вида деятельности среди других, проявления обучающегося перед занятием и во время него, характер поведения на занятии, отношение ребенка к работе.

Интерес рождает потребность (возможна и обратная связь) и создает мотивацию деятельности. Мотив позволяет определить цель предстоящей деятельности. не имея конкретной цели невозможно представить конечный результат, а стало быть, стимулировать начало и развитие любой деятельности, в том числе и творческой. Цель помогает отобрать способы способы и приемы достижения цели и получить творческий продукт. Анализируя результаты деятельности, выраженный в творческом продукте, можно скорректировать цель, поднимая интерес и потребности на новый более высокий уровень.

В чем же специфика творческой деятельности, и каковы условия ее мотивирования? В науке существует около шестисот определений такого понятия как творчество. Мы же остановимся на более общем. Творчество - это процесс создания объективно нового продукта, имеющего социальную значимость. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах:

- продукт творчества - это то, что создано;

- процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.

Нас, в контексте нашего разговора, интересует процесс. В нем можно выделить основные этапы:

- определение проблемы (создание мотиводеятельности);

- определение цели предстоящей художественной деятельности;

- рождение замысла (создание набросков, эскизов и т. п.);

- планирование деятельности;

- определение приемов и способов деятельности, выбор средств воплощения замысла;

- анализ и оценка результата деятельности.

К условиям мотивации творческой деятельности можно отнести следующее:

- творческая среда учреждения;

- профессиональная компетентность педагога;

- организация процесса обучения;

- учет возрастных особенностей обучающихся;

- анализ и оценка результатов творческой деятельности.

Условия обеспечения творческой среды:

1. Интеллектуальные - создаются при наличии необходимости решения педагогом профессионально - творческих задач.

2. Психологические - возникают благодаря поддержке руководством образовательного учреждения творческих начинаний педагогов; способствует формированию чувства внутренней безопасности, раскованности и свободы.

3. Материальные - предполагают наличие определенных материально - технических условий для творчества.

Компоненты творческой среды образовательного учреждения:

1. Мотивационно-целевой - постановка цели, задач, мотивация к творческой деятельности, стимулирование.

2. Содержательный - организация жизненного пространства и предметного окружения.

3. Процессуальный - овладение технологиями, методами, средствами и использование их в работе.

4. Когнитивный - создании положительного настроя.

5. Контрольно-регулировачный - контроль эффективности деятельности.

6. Рефлексивно-оценочный - оценка качества результата деятельности.

Однако центральным звеном во всем творческом процессе в образовательном учреждении является педагог. Именно от его профессионализма зависит успешность творческого процесса. Профессионализм предполагает высокую степень сформированности профессиональных компетенций.

Функционально-содержательными компонентами профессиональной компетентности являются:

- общепрофессиональная компетентность (научные и исследовательские компетенции);

- общепедагогическая компетентность (образовательные, творческие компетенции);

- специальная компетентность (педагогические, художественно - творческие и др. компетенции).

Чаще всего педагоги дополнительного образования владеют основными дидактическими принципами организации занятий в студиях и объединениях. Однако, обучение творческой деятельности предполагает специфических подходов-использования, так называемых творческих заданий. В науке выделяют три основных вида творческих заданий, которые мы представим в их иерархической последовательности.

Творческие задания:

1. Первоначальная ориентировка в творческой деятельности.

2. Целенаправленные творческие действия.

3. Самостоятельные творческие действия.

Соблюдение выделенных условий, позволит наиболее эффективно создавать мотив творческой деятельности и представить высокохудожественные выставочные работы детей.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельностиРазвитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её.

Бумагопластика-путь развития творческих способностей ребенка Бумагопластика – путь развития ребенка, его творческих способностей. Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нём чувства.

Конспект НОД по приобщению к театрализованной деятельности и развитию творческих способностей «В гостях у Акварельки» Цель: • Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности; Задачи в обучении: • Закрепить знания детей о способах движения.

Родительское собрание «Развитие творческих способностей детей и формирование творческой личности» Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей и формирование творческой личности» Цель мастер-класса: повысить мотивацию родителей.

Развитие творческих способностей ребенка в изобразительной деятельности. Сегодняшняя действительность предъявляет все более высокие требования к темпу и уровню жизни. Естественно, что родители, не безразличные.

Роль сенсорных игрушек в развитии творческих способностей ребенкаРоль сенсорных игрушек в развитии творческих способностей ребенка Игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка,.

Занятие по развитию творческих способностей детей «Сказочный город»Занятие по развитию творческих способностей детей «Сказочный город» Цель: уметь сооружать постройки из подручный материалов, дополнять их новыми деталями. Задачи: - развивать творческие способности детей;.

Семейный клуб «В гостях у Флоры» как одна из форм развития творческих способностей ребенка и семьи В нашей группе был создан семейный клуб «В гостях у Флоры». Цель: укрепление семьи, возрождение семейных традиций в воспитании полноценной.

Влияние музыки на развитие творческих способностей ребенка КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА «Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное.

Значение интегрированных занятий в изодеятельности с элементами конструирования для развития творческих способностей ребенка Задачи всестороннего развития: Рисование, лепка и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное значение которой – образное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мотивация ребенка к творческой деятельности и развитию творческих способностей
Опубликовано: 27 декабря 2015 в 12:15
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД