Музыкотерапия как инструмент терапевтической работы педагога-психолога в образовательном учреждении

Янина Богомолова
Музыкотерапия как инструмент терапевтической работы педагога-психолога в образовательном учреждении

В лечебных целях музыку применяют с давних времен, так как приятные эмоции, вызываемые мелодиями, повышают активность коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. При этом в активную нервную деятельность вовлекаются дополнительные нервные клетки, которые снимают нагрузку с уже работающих звеньев этой системы. Под музыку выстраивается ритмика организма, при которой физиологические реакции протекают наиболее эффективно.

Известный французский отоларинголог А. Томатис исследовал влияние звуков на психику человека. Он показал, что человек не просто слышит: воспринимаемые им колебания воздействуют на нервы внутреннего уха и, преобразуясь там в электрические импульсы, направляются в мозг. Некоторые попадают в слуховые нервы и воспринимаются как звуки, другие в мозжечок, ответственный за сложные движения и чувства равновесия. Оттуда они передаются в лимбическую систему, контролирующую эмоции и выделение биохимических веществ в том числе гормонов, влияющих на организм. Электрический потенциал, создаваемый звуком, также поступает в кору головного мозга, регулирующую высшие психические функции человека, сознательное управление его поведением. И, таким образом, звук является одним из энергетических источников мозга и всего организма.

В конце двадцатого века музыкотерапия стала наиболее широко использоваться как метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

Как известно, основными функциями арт-терапии являются:

• катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний);

• регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);

• коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

При применении музыкотерапии возможна активизация почти всех составляющих этих трех функций.

Нами используются специальные занятия для снятия эмоционально-психологического напряжения, агрессивности и создания положительного психоэмоционального состояния у педагогов и воспитателей. Каждое занятие состоит из 3-х этапов:

• установление контакта;

• снятие напряжения;

• расслабление и заряд положительными эмоциями.

Каждый из данных этапов включает в себя характерные музыкальные произведения. Музыкальные произведения должны быть подобраны так, чтобы музыка соответствовала эмоциональному состоянию педагога. То есть, использование “изопринципа” - подобная эмоция лечится подобной музыкой. Таким образом, если мы имеем дело с эмоционально-возбужденными людьми, то и акцент следует делать на возбуждающую музыку.

На первом этапе, музыкальное произведение формирует определенную атмосферу для всего занятия, налаживает контакты между психологом и педагогом, готовит к дальнейшему прослушиванию. Как правило, это спокойное произведение, которое оказывает расслабляющее действие. Например, “Аве Мария”, Баха-Гуно, “Голубой Дунай”, Штрауса-мл.

На втором этапе, произведение - по характеру напряженное, динамичное, которое проявляет общее настроение и состояние педагогов, несет основную нагрузку, стимулирует интенсивные эмоции, дает эмоциональную разгрузку. В частности, “Лето. Престо” из цикла “Времена года”, Вивальди, “Маленькая ночная серенада”, Моцарта и др.

Произведение на третьем этапе снимает напряжение, создает атмосферу покоя. Оно обычно спокойное, релаксирующее, либо энергичное, жизнеутверждающее, дающее заряд бодрости, энергии и оптимизма. Например, “Менуэт”, Баккерини, “Ода к радости”, Бетховена, “Испанское каприччио”, Римского-Корсакова и др.

Ниже представлена матрица, исходя из которой, мы получаем следующие настроения, выражаемые различной по характеру музыкой:

• медленный темп + минорная окраска = настроения задумчивые, печальные, унылые, скорбные, трагичные;

• медленный темп + мажорная окраска = характер произведений созерцательный, спокойный, уравновешенный;

• быстрый темп + минорная окраска = характер напряженно-драматический, взволнованный, страстный, протестующий, мятежный, наступательно-волевой;

• быстрый темп + мажорная окраска = музыка радостная, жизнеутверждающая, веселая, ликующая.

Таким образом, мы можем определить комплекс музыкальных произведений, соответствующих сходному эмоциональному состоянию. (см. Табл. 1).

Схема 1.

Матрица кодирования эмоциональных состояний через музыку

Таблица 1. Музыкальные произведения, отражающие сходное эмоциональное состояние

основные параметры музыки основное настроение литературные определения названия произведений

Медленная

Мажорная Спокойствие Лирическая, мягкая, созерцательная, элегическая, напевная, задумчивая, нежная А. Бородин – ноктюрн из струнного квартета; Ф. Шопен – ноктюрны фа-мажор, ре-бемоль мажор, крайние части; Ф. Шуберт – “Аве Мария”; К. Сен-Санс – “Лебедь”; С. Рахманинов – концерт № 2, начало II ч.

Медленная

Минорная Печаль Сумрачная, тоскливая, трагическая, печальная, унылая, скорбная П. Чайковский – начало Пятой симфонии, финал Шестой симфонии; Э. Григ – “Смерть Озе”, “Жалоба Ингрид из сюиты “Пергюнт”; Ф. Шопен – Прелюдия до-минор; Марш из сонаты си-бемоль минор, Этюд до-диез минор; К. Глюк – “Мелодия”.

Быстрая

Минорная Гнев Драматическая, взволнованная, тревожная, беспокойная, гневная, злая, отчаянная Ф. Шопен – Этюды № 12, 23, 24; Скерцо № 1; прелюдии № 16, 24; А. Скрябин – Этюд № 6, соч. 8; П. Чайковский – Увертюра “Буря”; Р. Шуман – “Порыв”; Л. Бетховен – финалы сонат: 14, 23.

Быстрая Мажорная Радость Праздничная, ликующая, бодрая, веселая, радостная Д. Шостакович – “Праздничная увертюра”; Ф. Лист – финалы венгерских рапсодий № 6, 10, 11, 12; В. Моцарт – “Маленькая ночная серенада”(I и IVч.); Л. Бетховен – финалы симфоний № 5. 6, 9.

Помимо пассивной формы музыкотерапии (обычного прослушивания музыки) на занятиях можно использовать и множество активных приемов. Музыкотерапия хорошо сочетается с физическими упражнениями. Ведь здесь суть занятий не в совершенствовании мышц, а в регуляции психического и физического состояния человека.

Любые физические упражнения будут более полезны, если их делать так, как нравится, а не так, как предписано спортивной наукой. Главное - это получить удовольствие и счастье от процесса. В музыкотерапии надо идти вслед за движением, вслед за музыкой, надо стараться больше думать не о теле, а обращать внимание только на наслаждение внутри себя. В определенный момент вы почувствуете, что уже не вы идете за музыкой, а музыка несет вас. Какая музыка? Та, что родилась в вас самих. Когда человек под влиянием музыкотерапии овладевает способностью двигаться изнутри, это всегда очень приятно. Извне становится заметно, что этого человека направляет что-то прекрасное, делающее его более тонким, сильным и красивым, что-то, что одновременно руководит им и дает ему свободу. Именно поэтому мы практикуем раз в неделю занятия по снятию психоэмоционального напряжения при помощи музыкальной терапии, совмещенной с комплексами йоги.

Очевидно, что музыкотерапия в синтезе с другими коррекционными методами способна значительно, и на длительный срок, снизить проявления агрессивности, уменьшить негативизм, конфликтность, застенчивость и другие эмоциональные и поведенческие нарушения.

Раздатка.

Музыкальные произведения, отражающие сходное эмоциональное состояние

основные параметры музыки основное настроение литературные определения названия произведений

Медленная

Мажорная Спокойствие Лирическая, мягкая, созерцательная, элегическая, напевная, задумчивая, нежная А. Бородин – ноктюрн из струнного квартета; Ф. Шопен – ноктюрны фа-мажор, ре-бемоль мажор, крайние части; Ф. Шуберт – “Аве Мария”; К. Сен-Санс – “Лебедь”; С. Рахманинов – концерт № 2, начало II ч.

Медленная

Минорная Печаль Сумрачная, тоскливая, трагическая, печальная, унылая, скорбная П. Чайковский – начало Пятой симфонии, финал Шестой симфонии; Э. Григ – “Смерть Озе”, “Жалоба Ингрид из сюиты “Пергюнт”; Ф. Шопен – Прелюдия до-минор; Марш из сонаты си-бемоль минор, Этюд до-диез минор; К. Глюк – “Мелодия”.

Быстрая

Минорная Гнев Драматическая, взволнованная, тревожная, беспокойная, гневная, злая, отчаянная Ф. Шопен – Этюды № 12, 23, 24; Скерцо № 1; прелюдии № 16, 24; А. Скрябин – Этюд № 6, соч. 8; П. Чайковский – Увертюра “Буря”; Р. Шуман – “Порыв”; Л. Бетховен – финалы сонат: 14, 23.

Быстрая Мажорная Радость Праздничная, ликующая, бодрая, веселая, радостная Д. Шостакович – “Праздничная увертюра”; Ф. Лист – финалы венгерских рапсодий № 6, 10, 11, 12; В. Моцарт – “Маленькая ночная серенада”(I и IVч.); Л. Бетховен – финалы симфоний № 5. 6, 9.

Прикреплённые файлы:

bogomolova-ja-yu_o2okq.ppt | 3830,5 Кб | Скачан: 27
 
Публикации по теме:

Анализ работы педагога-психолога за 2015 2016 учебный год Работа велась по намеченному рабочему плану на 2015 /2016 учебный год. МБДОУ ДС «Алёнка» Баяшкина Оксана Николаевна В текущем учебном.

Годовой план работы педагога-психолога Цель: Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях ДОУ. Задачи педагога – психолога на 2016.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении. Добиться успеха не означает,.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Организация кружковой работы «Smartовичок» по обучению компьютерной грамотности в дошкольном образовательном учреждении Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и.

План работы педагога-психолога ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 «Сказка» УТВЕРЖДЕНО МБДОУ №22 «Сказка» От «___».

Применение мандалатерапии в опыте работы педагога-психолога ДОУПрименение мандалатерапии в опыте работы педагога-психолога ДОУ Применение мандалатерапии в опыте работы педагога-психолога ДОУ[/b] Мандала (Mandala) –в переводе с санскрита означает «круг, диск, колесо,.

Связь музыкально-эстетической работы с другими образовательными областями в дошкольном образовательном учреждении Музыкально эстетическая работа в дошкольном образовательном учреждении непосредственно связана с другими образовательными областями. Рассматривая.

Организация учебно-методической работы в образовательном учреждении Эссе на тему: «Организация учебно – методической работы в образовательном учреждении» Старший воспитатель МБДОУ ДС № 26 «Ивушка» Пелих Анна.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Музыкотерапия как инструмент терапевтической работы педагога-психолога в образовательном учреждении
Опубликовано: 2 февраля 2017 в 21:30
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Воспитательное мероприятие для воспитанников 1 класса «Доброе слово, что ясный день»
Воспитательное мероприятие для воспитанников 1 класса по теме: «Доброе слово – что ясный день ». [/b] Цели и задачи: • расширить знания школьников о...
Фотоотчет о подарке маме на 8 марта «Роспись кухонной дощечки-хохлома» в старшей группе
Фотоотчет: Подарок маме на 8 марта! « Роспись кухонной дощечки- хохлома» старшая группа. Одним из самых старинных промыслов художественно-прикладного...
Фотоотчёт «Подарок для мам»
Вот и пришла долгожданная весна, которая принесла нам отличное настроение, море положительных эмоций и замечательный женский праздник – 8 марта! В этот...
Консультация для родителей «Развитие речи в дошкольном возрасте»
Развитие речи дошкольников — процесс объёмный: маленький человек постоянно учится, как же выразить приобретаемые им в процессе жизни знания, возникающие...
Фотоотчёт о наблюдениях за изморозью на ветвях деревьев
Изморозь, которую мы наблюдали в то теплое утро, после морозной ночи, напомнила нам морозные узоры на зимних расписных окнах, чудные кристаллы были похожи на...