Получи документы

Конспект занятия «Национальная культура в ДОО. Мы в Мордовии живем!»

Феоктистова Олеся Николаевна
Конспект занятия «Национальная культура в ДОО. Мы в Мордовии живем!»

Цель: знакомить детей с национальной женской одеждой, с названиями домашних животных на мордовском языке.

Задачи:

Обучающие:

-познакомить детей с национальной одеждой мордвы и особенностями женского платья;

-активизировать в речи детей и закрепить названия домашних животных;

-дать детям представление о том, что у мордвы есть свой язык.

Развивающие:

-развивать у детей познавательные интересы, речь, творческие способности;

Публикация «Конспект занятия „Национальная культура в ДОО, Мы в Мордовии живем!“» размещена в разделах

-расширять кругозор, обогащать жизненный опыт детей.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к родному краю, уважение к жителям коренного населения Мордовии;

- формировать чувство гордости и уважения к своему краю.

-воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Методы и приемы:

-наглядные: костюм куколки - мордовочки, макеты домашних животных;

-словесные: беседа, загадки, потешки;

-игровые: общая игра, физкультминутка, самостоятельное украшение пластилиновых платьев.

Материалы и оборудование: кукла в национальном мордовском костюме; макеты домашних животных: кошка, коза, корова, петух; сундучок для животных; заготовки из пластилина в виде платьев, бисер, блестки.

Предварительная работа: беседы о родном крае; рассматривание картинок с одеждой мордвы; отгадывание загадок, заучивание потешек, разучивание физминуток.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы познакомимся с вами с нашей республикой Мордовия, в которой мы живем. Людей, которые живут в нашей республике, называют мордвой. Сегодня я пригласила к нам в гости куколку-мордовочку, которую зовут Келу, что означает береза.

Выносится кукла в национальном мордовском костюме.

Кукла: Шумбрат эйкакшт. Шумбрат означает с мордовского - здравствуйте! Давайте с вами вместе поздороваемся по - мордовски.

Дети: Шумбрат!

Воспитатель: Келу, какая у тебя необычная одежда!

Кукла: Да, сейчас такую одежду редко встретишь. Это мордовский национальный костюм, который носили по праздникам наши бабушки и прабабушки. Она состоит из рубахи, которую называют панар. Панар подвязывают шерстяным поясом каркс с кисточками на концах или пулаем- это украшение, которое надевается на пояс и состоит из бисера, блесток, цепочек. (все элементы одежды воспитатель показывает на кукле). На голове у меня убор, который называется панго, он тоже красиво украшен бисером и блестками. Еще на моей одежде можно увидеть красивую вышивку. Это вышиты мордовские узоры. Из каких ниток вышит мордовский узор?

Дети: Красный, черный.

Кукла: Правильно. А на ногах у меня красные сапожки. Понравился вам мордовский костюм и почему?

Дети: Да. Он очень красивый, яркий, на нем много украшений.

Кукла: А теперь ребята, давайте поиграем.

Общая игра "Дом на горе"

На горе мы видим дом (сложить домик из ладоней)

Много зелени кругом (волнообразные движения руками)

Вот деревья, вот кусты (соединить ладони в вытянутый и круглый шарик)

Вот душистые цветы (сложить ладони в виде бутона чаши)

Окружает все забор (рисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)

За забором – чистый двор (погладить ладонями воздух)

Мы ворота открываем (раздвинуть две соединенные боками ладони)

К дому быстро подбегаем (двумя пальцами бежим)

В дверь стучимся: (стучать кулаками по столу)

тук-тук-тук.

Кто-то к нам идет на стук? (приложить ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)

В гости к другу мы пришли

И гостинцы принесли (вытянуть руки вперед, как будто что-то несете)

Кукла: А пришли мы с вами, ребята, в гости к домашним животным. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь их отгадать.

Кукла обращает внимание детей на деревянный сундучок и объясняет, что там спрятались отгадки к загадкам. Предлагает внимательно послушать и отгадать первую загадку:

-Мохнатенький, усатенький,

Молочко пьет, песенки поет.

(дети отгадывают - кот, котик)

Кукла: Правильно, кот. По- мордовски кот называется псака. Давайте, повторим (дети повторяют).

Воспитатель достает из сундучка игрушку- кота, дети радостно приветствуют его, гладят его шерстку и вместе с Куклой проговаривают потешку:

-Как у нашего кота – шубка очень хороша,

-Как у котика усы – удивительной красы,

Зубки белые, глазки смелые.

Воспитатель ставит котика рядом с сундучком и загадывает следующую загадку :

-Идет, идет рогами трясет, травки просит:

«Ме- ме-ме, дай-ка вкусной мне-е-е.»

(дети отгадывают – коза)

Кукла: А по - мордовски коза называется сея.

Дети повторяют.

Воспитатель достает из сундучка игрушку – козу и вместе с детьми проговаривает потешку:

-Идет коза рогатая за малыми ребятами,

Глазками - хлоп, хлоп; ножками- топ, топ.

Кто каши не ест, кто молока не пьет –

Забодает, забодает, забодает!

Поставив козу рядом с котиком, Кукла загадывает следующую загадку:

-Полем идет, травку жует, мычит :

«Му-у, му-у», -кто же это, не пойму?

(дети отгадывают – корова).

Кукла: А по- мордовски корова называется скал.

Дети повторяют.

Воспитатель достает из сундучка игрушку – корову, вместе с детьми радуется ей, говорит ласковые слова (хорошая, пригожая) и вместе с детьми поет коровушке песенку:

-Ты, Буренушка, ступай, в чистом поле погуляй;

А вернешься вечерком, нас напоишь молочком.

Поставив игрушку – корову рядом с остальными игрушками, Кукла загадывает последнюю загадку:

-Кто раньше всех встает, «ку-ка-ре-ку» поет?

(дети отгадывают – петушок)

Кукла: А по - мордовски петушок называется атякш.

Дети пытаются повторить.

Воспитатель достает из сундучка игрушку – петушка, все вместе любуются его ярким разноцветным хвостом и поют песенку:

-Петушок, петушок, золотой гребешок,

Маслена головушка, шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь, голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Кукла предлагает детям назвать всех, кто прятался в сундучке. Просит детей уточнить, какие это животные – дикие или домашние. Обязательно кто-нибудь из детей уточнит, что петушок- это птица!

Кукла: Что-то засиделись мы, ребята! А ну-ка, выходите да в кружок становитесь!

Физминутка «Петя, Петенька, петух» :

Петя, Петенька, петух, что за перья, что за пух!

(Дети стоят лицом в круг, поднимают руки вверх- вниз через стороны)

Разноцветный, расписной и кричит, как заводной :

(Дети идут по кругу друг за другом, руки - крылья – назад)

Ку- ка- ре-ку-у-у!

(Дети поворачиваются лицом в круг, машут руками – крыльями)

(Игра проводится два раза.)

Кукла: Молодцы, ребята. А теперь, давайте повторим, что мы с вами сегодня узнали.

Дети отвечают, что познакомились с куклой - мордовочкой, у которой красивый костюм, а еще узнали, как называются некоторые домашние животные на мордовском языке.

Кукла: Правильно. А теперь я вам предлагаю попробовать самим украсить мордовское платье из пластилина бусинами и блестками. Хотите?

Дети отвечают утвердительно, рассаживаются за столы.

Кукла: Ну а мне, ребята, пора! Вастомазонок! Что означает до- свидания!

Литература:

1. Акимова, Ю. Корни национальной памяти / Ю. Акимова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2007. - N 2. - С. 21-23.

2. Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности [Текст] / Ю. К. Бахтин // Молодой ученый. - 2014. - №10. -- С. 349-352.

3. Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева / Программа. : Учеб. -метод. пособие-2 изд., перераб. и доп. - СПб. : Детство-Пресс, 2015. - 304 с

4. Электронный ресурс: https://pcktun/ru./kostyumy-zhenshin-mokshanok-i-erzyanok-s-opisaniyem.php

5. Электронный ресурс

https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/05/30/konspekt_nod_russkaya_izba.docx

МАДОУ «Детский сад №76 комбинированного вида»

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе

на тему: «Национальная культура в ДОО :

мы в Мордовии живем

Выполнил: Феоктистова О. Н.

Саранск 2019г.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Мы живем в Осетии» Цель: формирование у дошкольников первых чувств патриотизма: Гордости за свою Родину, любви к родному краю. Задачи: Образовательные: закрепить.

Конспект занятия «История возникновения Мордовии» Тема: «История возникновения Мордовии». Цель: Воспитывать любовь к своей малой родине, прививать интерес к получению новых знаний о своём.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Мы в Мордовии живем» Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие». Цель: Способствовать формированию у детей чувства.

Конспект ООД «Бурятская национальная белая пища — Холисо» Конспект организованной образовательной деятельности по бурятскому языку ПДО – Цыбенжапова Д. Ц. Образовательная область: познание + коммуникация.

Конспект занятия на тему «Национальная деревня» Цель: этнокультурное развитие дошкольников посредством приобщения к культуре Оренбуржья. Задачи: Образовательные: • расширять представления.

Конспект билингвального занятия «Овощи и фрукты в Мордовии» Программные задачи: Расширить представление детей об овощах и фруктах, как о продуктах питания, учить узнавать их, используя различные.

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа «Мы живем в Крыму» Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа «Мы живем в Крыму» Цель: 1. Формировать интерес к изучению родного края. 2. Обогатить.

Конспект занятия «Край в котором мы живем Томь — река Кузбасс» Конспект интегрированного занятия по экологии «Край в котором мы живем Томь — река Кузбасса» Край в котором мы живем Томь — река КузбассСтаршая.

Национальная культура — важное условие воспитания подрастающего поколения в условиях ФГОС дошкольного образования Народные традиции они есть и всегда будут неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимы, веками проверенным фактором.

Конспект занятия «Край, в котором мы живем» Цель: Формировать эмоционально-положительное отношение к красоте и богатству малой Родины, обобщить и систематизировать знания детей о многообразии,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Национальная культура в ДОО. Мы в Мордовии живем!»
Опубликовано: 12 апреля 2019 в 10:23
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД