Гатилова Юлия
Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю
▼ Скачать + Заказать документы
«Народное творчество как средство любви к родному краю»
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Публикация «Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. Духовный и творческий патриотизм нужно прививать с раннего детства. Но подобно хоть какому другому чувству, патриотизм обретается без помощи других и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом, сам, педагог не может и в ребёнке пробудить чувство любви к родине. Родная культура, как отец и мать, обязана стать неотъемлемой частью души дитя, началом, порождающей личность.
Сейчас к нам равномерно возвращается государственная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, народному творчеству, в которых люд оставил самое ценное из собственных культурных достижений.
Россия 21 века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески.
На современном этапе наша главная задача воспитание любви к родному краю через народное творчество. Нужно повернуться лицом к народному творчеству средствами народной музыки, народного фольклора, устного народного творчества, декоративно-прикладного народного творчества.
В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность : в них гармонически сочетается национальное и интернациональное. В этом аспекте ознакомление с народным творчеством есть введение ребёнка в мир общечеловеческой культуры, без познания которой не мыслим человек-патриот.
Наиболее специфические, своеобразные черты природы, труда, быта людей родного края издавна воплощаются в разнообразном творчестве народа. Произведения народного творчества помогают лучше узнать свой край, знакомят с его историей, особенностями жизни людей, способствуют воспитанию патриотических чувств. Так, историческая ценность фольклора, по мнению многих исследователей, в том, что, он является духовной биографией трудового народа, поэтической летописью его многовековой жизни и борьбы.
В произведениях народного творчества нет исторических дат, лиц, сложных событий, но образцы сказок, песен, пословиц и т. д., олицетворяющие вековые мечты людей о свободе и счастье, о победе добра над злом – всё это может стать основой для формирования в будущем понимания детьми сложных социальных явлений и исторических фактов. Каждое произведение народного творчества, не только устное, но декоративно-прикладное, вбирает в себя специфические особенности данного народа, которые проявляются в языке, в построении сюжета, в персонажах сказок, в мотивах, в цветовом и композиционном решении узоров.
Произведения народного творчества естественно входят в жизнь ребёнка с самого раннего детства. Из поколения в поколение передаются сказки, пословицы, предметы быта и др. Черты народного творчества живут в современном искусстве, обогащая и развивая его.
Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие черты народного творчества, определяющие его особое влияние на формирование начал патриотических чувств:
- народное творчество является частью общей культуры народа, выразителем его интересов, связующим звеном между прошлым и современностью;
- каждое произведение народного творчества представляет гармоническое сочетание национального общечеловеческого, что служит основой понимания его места и значения в жизни человека;
- произведения народного творчества наполнены конкретными образами, красками, звуками, доступными и интересными ребёнку, что способствует созданию положительного эмоционально-окрашенного отношения к ним.
Всё это определяет необходимость поиска путей использования воспитательных возможностей народного творчества как средства любви к родному краю.
Начиная с младшей группы я старалась приобщить детей народной игрушке (пирамидке, матрёшке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве, знакомила малышей с «малыми фольклорными формами» - потешки, загадки, считалки, короткие сказки.
В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», большее внимание уделялось народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Также в этом возрасте начинала приобщать к декоративному народному творчеству : на занятиях по художественному творчеству знакомились, а в последствии украшали дымковскими узорами силуэты игрушек (птички, козлика и т. д.) и разных предметов (блюдечко, рукавички).
Старших дошкольников на ряду с усложнением других видов устного творчества знакомила с более сложным фольклорным материалом – былинами, сказаниями.
С целью развития чувства любви, гордости к родному краю приводились беседы о том, что и в Татарстане (нашей родине) есть народные мастера, умельцы, которые вышивают, выжигают, чиканят национальные орнаменты на вещах, различных предметах.
На занятиях мы с детьми превращались в таких народных мастеров, умельцев и изготовляли свои творческие работы, например: украшали платочки, фартучки и в последствии дарили их бабушкам, мамам.
Так же широко использую в своей работе народные игры, песни, хороводы, тем самым привлекаю внимание воспитанников к мыслям о том, что у каждого народа есть свои национальные игры, песни их надо знать и уметь их использовать в повседневной жизни. Через эти игры, песни, хороводы детям прививаются такие понятия как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родному краю. Это такие известные всем игры, песни, хороводы как: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Кошки-мышки», «Жмурки», «Заинька», «Тень-тень-потетень», татарские народные игры «Лис и курочки» («Тельки хэм тавыклар», «Скок-перескок» («Кучтем-куч»).
Так как мы живём в республике где преобладают две национальности, не забываю и про календарные праздники двух народов : «Сабантуй», «Масленица», непременным атрибутом которых являются различные забавы, где дети опять же соприкасаются с национальными традициями.
Большое значение в знакомстве с национальным творчеством являются посещение музеев. С детьми младшего возраста мы посещали музей, который находится на базе детского сада в татарском кабинете. Воспитатель по татарскому языку в доступной для детей этого возраста рассказала и показала предметы, вещи, выпечку которыми пользовались в старину да и сейчас использует русский и татарский народ.
С детьми старшего возраста мы посещали городской музей народного творчества, где детям в форме представления были представлены экспонаты – это национальные украшения, одежда, утварь, монеты.
Ведётся и работа с родителями, им даю задание, например, обшить кукол в народные костюмы для национального уголка, так же родители приняли активное участие в конкурсе мини-музея «В гостях у сказки», где весте с детьми изготовляли персонажей из русских и татарских народных сказок.
В работе по данной теме использую наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий); словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть стихов, потешек, песенок, игр-забав); игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры); практический метод (изготовление поделок, творческих работ).