Ольга левкина
Нестандартное физкультурное оборудование
▼ Скачать + Заказать документы
Потребность в двигательной активности естественна для дошкольников. Чем младше ребёнок, тем в меньшей степени он владеет саморегуляцией. Поэтому частая смена деятельности включает в себя физкультурный компонент. В рамках социального заказа подготовки всесторонне развитой личности программа физического воспитания направлена на совершенствование двигательной деятельности ребёнка и формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.
Публикация «Нестандартное физкультурное оборудование» размещена в разделах
Предметно-пространственная среда группы состоит из центров детской активности и включает в себя спортивный уголок, обязательный для всех возрастных групп. Роль этого уголка состоит в обогащении набора подвижных игр: воспитатель объясняет правила, дети обучаются игре и вспоминают её в самостоятельной деятельности (в детском саду, на прогулке, дома). Насыщенность физкультурного уголка предметами для игр и тренажёрами развивает моторику и координацию движений у детей, способствуют укреплению мышц. Регулярное выполнение двигательных упражнений повышает выносливость организма и усиливает сопротивляемость сезонным заболеваниям.
Задачи спортивного уголка:
Первая и вторая младшие (1,5–4 года)
Развитие общей моторики и координации движений.
Развитие движений.
Обучение выполнять действия после показа воспитателем.
Создание интереса к самостоятельной деятельности в зоне двигательной активности.
Средняя (4–5 лет)
Формирование интереса к различным видам спорта, знакомство с их особенностями и правилами.
Воспитание способности радоваться успехам одногруппников.
Обучение подвижным играм с сюжетом (с использованием шапочек или масок).
Обучение заниматься в парах.
Старшая (5–6 лет)
Воспитание духа соревновательности.
Обучение командным играм.
Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.
Подготовительная к школе (6–7 лет)
Расширяются образовательные задачи по спортивной тематике:
Знакомство с сутью Олимпийских игр, их историей.
Изучение последних достижений российских спортсменов.
Формирование интереса к просмотру спортивных соревнований.
Включение специальной терминологии в активный словарь детей («подача», «мяч в ауте», «гол», «голкипер»).
Для младших дошкольников спортивный уголок выделяется в игровой зоне. Из предметов в общем доступе — мячи различных размеров (в т. ч. фитбол, ступеньки, горка, качалки и игрушки-каталки.
В средней группе активно расширяется дидактическая база спортивного уголка: для рассматривания подходят альбомы с картинками и плакаты на темы «Зимние виды спорта», «Игры на улице», «Игры с мячом», «Командные виды спорта». В свободном доступе хранятся наборы для спортивных игр: дартс (безопасный с мячиками, боулинг, городки и лапта.
Для старших дошкольников становится оформление физкультурного уголка материалами, иллюстрирующими события спортивной жизни в России и в мире: фотографии с прошедших чемпионатов, статьи о достижениях и новых рекордах. Воспитанники тренируются выполнять упражнения и вспоминать правила подвижных игр самостоятельно. Для этого в уголке вывешиваются схемы-напоминания (последовательность выполнения действий в картинках).
Требования к оформлению уголка по ФГОС
Безопасность. Поскольку уголок предполагает повышенную двигательную активность воспитанников, для него выбирается место, удалённое от окон, шкафов со стеклянными дверцами или бьющимися материалами внутри. Стены уголка не украшаются картинами в рамках, на острые уголки мебели прикрепляется мягкий материал (например, поролон) для избежания травм при случайном столкновении. Электрические розетки и электроприборы недоступны детям. Инвентарь и тренажё ры являются безопасными для жизни и здоровья детей: выполнены из нетоксичных материалов, не умеют травмоопасных элементов.
Оптимальная организация. Спортивный уголок достаточно освещён. Располагается рядом с игровой зоной, уголками ряжения и театральной деятельности (двигательная активность одних детей, не мешает занимающимся в малоподвижных центрах — книжном, речевом, опытно-экспериментальном).
Удобство и соответствие возрасту. Материалы для игр и упражнений предназначены возрастной категории детей и находятся в свободном доступе.
Эстетичность оформления. Уголок украшают картинки и игрушки любимых героев, инвентарь для детской активности яркий. Замечательно, если уголок будет оформлен символикой и эмблемой, выдержанными в одном стиле со всеми развивающими центрами группы.