Лучший педагог года

Нетрадиционные техники рисования в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста (2 фото)

Елена Богданова
Нетрадиционные техники рисования в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Статья

«Нетрадиционные техники рисования в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

В статье раскрывается опыт педагогов дошкольного образования, прослеживающих влияние обучения практическим навыкам рисования детей дошкольного возраста на развитие мелкой моторики и общее развитие детей.

Публикация «Нетрадиционные техники рисования в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Воспитатель логопедической группы

Богданова Елена Александровна

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно - двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели. Художественная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе.

В дошкольном возрасте (5-7 лет) наряду с игровой деятельностью од-ним из важнейших факторов интеграции к реалиям окружающего мира становится изобразительная деятельность. По результатам исследований Т. С. Комаровой, в этом возрасте дети способны создавать до двух тысяч рисунков в год. Через изобразительную деятельность идет закрепление и уточнение представлений и знаний об окружающем мире, отражение впечатлений из пережитого опыта, выражение эмоций. Изобразительная деятельность положительно влияет на различные сферы развития ребенка, такие как: эстетическая, нравственная, патриотическая, сенсорная, умственная, творческая, служит важнейшим фактором подготовки ребенка к школе.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, для все-стороннего гармоничного развития детей, решили провести с детьми углубленную работу в этом направлении, используя нетрадиционную технику рисования.

Целью работы стало: проследить динамику развития мелкой мото-рики у дошкольников при использовании нетрадиционной техники рисования и влияние обучения изобразительной деятельности на общее развитие детей.

Работа проходил на базе МДОУ д/с №8 «Белочка". На начало учебного года в логопедической группе было 11 воспитанников. Возраст детей варьировался от 5 до 7 лет. Работу осложняла адаптация детей к новым воспитателям и новым требованиям, так как полностью сменился педагогический состав.

Первые занятия были отведены изучению уровня изобразительных возможностей всей группы и художественных умений каждого ребенка. Нами была проведена диагностика изобразительной деятельности детей по методике Т. С. Комаровой. Мониторинг включал в себя анализ детских работ (продуктов деятельности) и процесса деятельности.

При диагностике изобразительной деятельности учитывалось:

• содержание изображения;

• передача формы предметов;

• строение и соотношение частей;

• пропорциональность изображения;

• компоновка листа;

• цветовое решение.

Критериями для анализа процесса деятельности выступали:

• характер линий;

• отношение к деятельности;

• уровень самостоятельности;

• проявление творчества.

На начальном этапе нами был отмечен достаточно низкий уровень изобразительных способностей в целом по группе среди всех воспитанников независимо от их возраста. Многие изобразительные умения оказались не развиты. На первом занятии детям было предложено нарисовать то, что хочется. Это задание вызвало недоумение некоторых воспитанников. Они ждали указаний, что именно надо изобразить. Для активизации творческого процесса этим ребятам было предложено нарисовать, что самое удивительное они видели летом. По окончании, на взгляд детей, работы, многие рисунки остались незавершенными. В большинстве из них сложно было угадать изображаемый предмет. Лишь после объяснения ребенка можно было смутно представить, что он хотел изобразить. Двое детей совсем не смогли раскрыть содержание своей работы. На вопрос: «Что это?» - прозвучал ответ: «Не знаю». Одна девочка вовсе не захотела показать свой рисунок, а просто сложила его и спрятала в карман. Лишь в нескольких работах можно было «прочитать» изображение без разъяснений автора. Причем одна из них представляли собой интересные композиции. Лиза А. довольно искусно нарисовала дерево с облетающими листьями в ветреную погоду, с очень характерной передачей движения. Костя Г. изобразил свои летние впечатления в виде сложной многофигурной композиции наподобие комикса.

На первых порах дети были очень «зажаты», скованы в проявлении творчества, проявляли малую низкую самостоятельность, постоянно требовали подтвердить правильность своих действий. Отсутствие образца для копирования, при наличии достаточно большого количества наглядного материала, вызывало растерянность. Часто на занятиях звучали вопросы: «А у меня правильно?», «А так можно?». У значительной части детей цвет в рисунке не соответствовал реальной окраске предметов. Особенно это проявилось при изображении осенних листьев, когда листья были раскрашены всеми цветами радуги, включая синий, черный и фиолетовый. Также наблюдались значительные искажения формы и пропорций предметов. На первых занятиях большинство детей не старались во время работы, рисовали быстро неаккуратно, формально выполняя требования воспитателя. Карандашные линии у многих были так же неаккуратные, рисунки закрашены небрежно, штрихи лежали неровно, в разных направлениях, либо не доходили до контура, лишь частично закрашивая изображение, либо наоборот заезжали за край изображаемого предмета.

У Родиона Р. (6 лет) занятия по рисованию вызывал отрицательные эмоции. Ребенок не желал рисовать, не доводил замысел до завершения, бросал неоконченную работу. На предложение закончить работу он отвечал отказом. Мы предположили, что такое поведение у воспитанника может быть связано с предыдущим оценочно-негативным опытом изобразительной деятельности. Другим фактором мог выступать низкий уровень художественного развития, и, как следствие - недовольство продуктом собственной деятельности, так как в силу возрастных особенностей, дошкольники уже способны критически оценивать свои возможности и результаты. В ходе работы с этим ребенком выяснилось, что у него плохо развиты моторные функции и самокритично оценивает свои работы, либо неуверенные в собственных силах. В свободное время в группе наблюдалась низкая творческая активность, единичные случаи создания изображения цветными карандашами. Содержание рисунков было скудным, тематического разнообразия не наблюдалось. Основная масса детей просто «калякали» на листах. Краски, кисти, пластилин, цветную бумагу, ножницы, клей ребята в свободное пользование не брали вообще.

Изучив рисунки воспитанников за прошлый год, мы отметили их малое количество. Преимущественно работы были выполнены цветными карандашами, лишь несколько работ было выполнено акварелью на белом фоне. Работ, выполненных в других техниках, нами обнаружено не было.

После знакомства с изобразительными способностями воспитанников, перед нами остро встала проблема развития изобразительных навыков у детей, так как на будущий год одному из них предстоит поступление в школу. В связи с этим мы наметили перспективы в развитии изобразительных навыков у дошкольников.

В ходе работы предполагалось решение ряда задач:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;

2. Совершенствовать предметно - развивающую среду группы для развития мелкой моторики;

3. Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей при помощи нетрадиционной техники рисования;

4. Формировать умение выражать свои сенсорные ощущения, восприятия через использование нетрадиционного рисования.

5. Развитие специальных изобразительных способностей (эстетических чувств) - чувства цвета, формы, композиции.

6. Развитие в области практических умений и навыков, приобретение ручной умелости.

7. Формирование положительного эмоционального отношения к процессу изобразительной деятельности.

8. Развитие творческих способностей.

9. Формирование образного мышления и воображения.

10. Воспитание эстетического видения окружающего мира.

В процессе формирования изобразительных навыков у детей дошкольного возраста при изображении окружающего мира большое значение для нас имел выбор основополагающей темы, которая могла бы проходить стержнем через всю серию занятий в течение года. Для отслеживания динамики развития творческих художественных способностей воспитанников мы решили обратиться к изображению природы, в частности пейзажу. Обращение к данной теме предоставляет благоприятные возможности для развития изобразительных способностей дошкольников. Это обусловлено вариативностью изображения пейзажа, т. е. тем, что в течение года пейзаж может быть изображен в разных состояниях, в разное время года, в разное время суток, в разную погоду. В связи с этим наблюдения в природе, а также знакомство с творчеством художников-пейзажистов (И. Шишкин, И. Левитан, А. Саврасов) открывают дополнительные возможности для развития изобразительных способностей дошкольников.

Обращение к изображению пейзажа не исключало обращения к другим темам. Изучение данной темы шло в течение года и велось концентрами.

Мы посчитали целесообразным разбить тему на 4 блока – по временам года: «Воспоминание о лете», «Золотая осень», «Зимушка-зима», «Весна красна».

Нетрадиционные техники рисования в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Фото №1 Все материалы рисования детей дошкольного возраста на

Работая с детьми над изобразительной деятельностью, мы пришли к выводу, что оно тесно связано с другими видами искусства: музыкой и литературой. Синтез искусств помогает в развитии у дошкольников художественного вкуса и творчества. Так возникла идея организации музыкально-литературно-художественных гостиных «Времена года». Данные мероприятия стали итоговыми вечерами в конце каждого временного периода (времени года). Каждое коллективное занятие включало в себя: слушание музыкального произведения (П. И. Чайковский альбом «Времена года», рассматривание репродукций известных художников, чтение стихов любимых детских поэтов, фольклор. А в практической части мероприятия ребята создавали коллективную работу в нетрадиционной технике. В процессе взаимодействия педагога и детей сочетается групповая и индивидуальная работа. На специально организованной деятельности в нашей группе создаются благоприятные условия для общения друг с другом. Особенное значение для общения и доброжелательных взаимоотношений детей друг с другом приобретают наши коллективные занятия, в ходе которых дети создают общую картину средствами рисунка.

На занятиях дошкольники знакомились с разнообразными материалами, осваивали способы и приемы работы с кистью, красками, цветными карандашами, пастелью, мелом, сангиной, углем, восковыми мелками. В результате опытной работы с детьми нами установлено, что по сравнению со способом рисования карандашом, изображение кистью и нетрадиционными предметами, для развития творческих способностей имеет следующие преимущества:

• возможность сравнительно легкого получения цветового пятна;

• возможность меньшего физического напряжения;

• динамичность изображения, получаемого движением кисти;

• целостность композиционного решения;

• эстетическое удовлетворение результатом своей работы.

Практический опыт показал, что уже при наличии первоначальных навыков владения кистью и нетрадиционными предметами, дети могут успешно справляться с изображением природы во всех ее состояниях. Отзывы сотрудников детского сада и родителей показали, что в подобных работах дети проявили достаточно высокий уровень художественных способностей, которые раньше не были выявлены.

Приобретение детьми специальных художественных умений и навыков вселяло в них уверенность в собственных силах, повышало самооценку и уровень притязаний, настраивало на успех. Постепенно у воспитанников уходил страх потерпеть неудачу. Это в значительной степени сказывалось на раскрытии их творческих способностей.

Таким образом, нам удалось ярко пронаблюдать взаимосвязь овладения детьми практическими навыками и развитием их творческих способностей. В течение года на занятиях по изобразительной деятельности, на прогулках, проводились систематические наблюдения над природой. Изменение природы отмечалось также и в течение дня. Вместе с педагогом дети рассматривали строение деревьев, кустарников, форму цветов и листьев, отдельных травинок. Дети сравнивали между собой однородные природные объекты, классифицировали, находили сходства и различия, проводили ассоциации по форме, по цвету, старались дать образное сравнение состоянию природы, делали простейшие выводы. Тем самым у детей развивались интеллектуальные способности, образное мышление, воображение, а также формировалось эмоциональное отношение к природе, развивалось целостное эстетическое видение природы.

Особое внимание в процессе изобразительной деятельности уделялось развитию колористических способностей у детей, так как цвет управляет нашими эмоциями, формирует отношение окружающему миру, влияет на самочувствие. В процессе работы с детьми из рисунков достаточно быстро ушел не соответствующий действительности цвет. Дети стали лучше замечать и использовать реальные цвета окружающих предметов. Применение в рисунках цветов, соответствующих объективной реальности, положительно сказалось на восприятии дошкольниками продуктов собственного художественного творчества.

Повторный мониторинг уровня развития изобразительных навыков детей, проведенный во второй половине учебного года после цикла занятий, посвященных изучению и изображению пейзажа, выявил значительные сдвиги в развитии творческой деятельности дошкольников в сторону улучшения. Наблюдался общий подъем уровня изобразительных способностей детей. У воспитанников исчезла внутренняя зажатость, неуверенность в действиях, «боязнь чистого листа» из-за страха потерпеть неудачу. Появилась увлеченность изобразительным процессом, проснулся непосредственный интерес к его результатам. Большинство детей более точно и детально стали передавать форму предметов, их строение и пропорции. Изменилась эстетическая функция цвета. Дети стали свободнее обращаться с общим цветовым решением, подбирать цвет по принципу соответствия реальным объектам окружающего мира. Появилась продуманность композиции. Дети чаще стали самостоятельно задумывать образ и стараться воплотить замысел в рисунке. Расширилось тематическое содержание работ. Расширилась и речевая активность при обсуждении рисунков их содержания. В свободное время дети стали гораздо чаще обращаться к возможностям изобразительной деятельности - рисованию (как карандашами, так и красками, лепке, аппликации, конструированию из бумаги (оригами). В изобразительной деятельности дошкольники стали проявлять творческий подход. Во многих работах появилась детальность решения художественного образа, оригинальность, композиционные и колористические находки.

Планируем в дальнейшем продолжить работу с детьми по развитие мелкой моторики при помощи нетрадиционных техник рисования.

Список литературы:

1. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. Для работы с детьми 2-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2008.

2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Про-грамма и методические рекомендации. М. : Мозаика-Синтез, 2010.

3. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования : учебное пособие к Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М. : Мозаика-Синтез, 2007.

4. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. - М. : Педагогическое общество России, 2005.

Публикации по теме:

Использование техники квиллинг как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста План. 1. Теоретическая часть. - Влияние художественно-творческой деятельности на детей дошкольного возраста. - Знакомство с историей квиллинга.

Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста Изобразительное искусство включает в себя эмоциональную и интеллектуальную сторону жизни ребенка, дает необозримый простор для развития.

«Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста» Нетрадиционная техника рисования сравнительно новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка всесторонне. Нетрадиционная.

«Веселые бабочки». Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста в летнее время«Веселые бабочки». Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста в летнее время Лето чудесное время для творчества с детьми на открытом воздухе. Предлагаю свои идеи для занятий со старшими дошкольниками. Вам потребуется:.

Дипломная работа «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как условие развития мелкой моторики у детей 4–5 лет» Дипломная работа "Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как условие развития мелкой моторики у детей 4-5 лет в ДОО" Содержание.

Использование техники «квиллинг» как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возрастаИспользование техники «квиллинг» как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости её развивать. Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика развивается,.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Цель: Развитие у детей раннего возраста.

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Введение «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые.

Стенгазета «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»Стенгазета «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» Стенгазета «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» Стенгазета принимала участие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные техники рисования в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 ноября 2016 в 12:31
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД