Получи документы

Нумикон как эффективный метод развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Рассказова Елена Александровна
Нумикон как эффективный метод развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

«Нумикон как эффективный метод развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»

Дети способны научится многому,

главное - вовремя ввести новый опыт!

Не секрет, что обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует особого подхода. В силу особенностей своего развития, дети с особыми образовательными потребностями сталкиваются с ощутимыми трудностями при изучении математики. Это связано с тем, что математические действия требуют довольно высокого уровня абстрактного мышления, хорошей кратковременной памяти и способности оперировать несколькими понятиями одновременно. Ребятам нужно хорошо понимать причинно-следственные связи, относительность понятий, уметь осуществлять сравнение, а также пользоваться «математическим языком». Все это вызывает затруднения у детей с ОВЗ.

Публикация «Нумикон как эффективный метод развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Математическая подготовка детей с ОВЗ имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации. Ни один вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, у детей с ограниченными возможностями здоровья не развивается полноценно без специального обучения. Мой опыт работы показывает, что эти дети могут овладеть математическими представлениями при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи.

Большинство воспитанников нашего отделения ОРНОУФВЗ «Можайского социально-реабилитационного центра» дети дошкольного возраста. К нам поступают дети с различными нозологиями. Большинство детей с нарушением интеллекта. Это сложный, своеобразный контингент, результаты их воспитания и обучения мы ждем достаточно долго. С такими детьми не установить «обратной связи», как с их нормативно развивающимися сверстниками. И для того, чтобы «почувствовать результат», учителю – дефектологу приходиться комбинировать в своей работе различные методы и приемы, как традиционные, так и нетрадиционные. Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционно-развивающей работы нашего отделения является совершенствование процесса обучения детей с ОВЗ в целях обеспечения оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешной подготовки к обучению в школе и социальной адаптации.

В коррекционно-развивающем процессе особую роль мы отводим формированию элементарных математических представлений. Овладение математическими представлениями является эффективным средством коррекции недостатков умственного развития. Наш опыт работы показывает, что поэтапное формирование математических знаний оказывает корригирующее воздействие на слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной деятельности в целом.

На протяжении последних двух лет мы успешно используем пособие «Нумикон». Это программа для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста математическим навыкам, испытывающих трудности при изучении математики. Здесь используется мультисенсорный подход и набор наглядного материала, разработанный в Великобритании.

Мультисенсорный материал и программа Нумикон разработан так, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей – способность обучаться на практике, способность обучаться, наблюдая и запоминать, а затем узнавать стандартизованные образцы или шаблоны. В отделении ОРНОУФЗ уже не первый год обучение детей с особыми образовательными потребностями ведется с помощью пособия Нумикон.

В этой статье я хочу познакомить вас с системой Нумикон, которая предназначена для детей с целью изучения чисел и счету. Возрастная категория детей с ОВЗ от 3 лет.

В нашем случае учить ребенка с помощью Нумикон очень удобно. В игровой форме дети с интересом осваивают счет. Как оказалось, очень важно для ребенка держать фигуры руками, крутить их в разные стороны, разглядывать со всех сторон, не боясь, что что-то сломается или порвется, как это часто бывает с картонными карточками. Что же такое Нумикон?

Нумикон, давайте познакомимся поближе:

Система Нумикона разработана с целью, помочь ребенку увидеть связь между числами. Как правило, дети очень быстро замечают визуальные закономерности и последовательности. Индивидуальный вид фигурок Нумикона помогаем детям увидеть связи между числами. Эти связи задают твердую основу для понимания детьми математики а, в особенности, их способность делать вычисления в уме.

Занятия по системе Нумикон, стимулируют детей к визуальному восприятию чисел, и пониманию взаимоотношений между ними. Система Нумикона подразумевает одновременное восприятие несколькими органами чувств. Благодаря зрительному восприятию и имеющийся возможности потрогать, покрутить, повертеть предметы ребенок будет изучать, как детали Нумикона сопоставляются одна с другой. Складывая фигуры из деталей Нумикона, создавая из них различные формы, а также играя с тактильной сумочкой, ребенок научится формировать числа руками и глазами. С предметами Нумикона можно придумать разнообразные игры. Формы можно доставать из песка, из воды, или «волшебного мешочка». Их легко обрисовывать, раскрашивать через отверстия, делать отпечатки на глине или тесте, а так же взвешивать на весах. Их, возможно, составлять в ряд, закреплять на специальной доске (типа «Лего», из них можно выкладывать рисунки на плоскости и составлять из них любые узоры. Разнообразные предметы можно скреплять входящими в набор штырьками, выстраивать пространственную конструкцию, составлять пространственные модели больших чисел. Ориентируясь на форму, цвет и величину, ребёнок легко запомнит образ числа, соответствующей форме Нумикона.

В системе Нумикон все числа имеют зрительный и тактильный образ – они представлены в виде цветной пластмассовой пластинки определенного размера, с определенным количеством отверстий. Диаметр этих отверстий чуть больше толщины пальца ребёнка.

Фигуры Нумикона имеют особенную систему. Мы видим, что отверстия в предметах Нумикона устроены определенным образом, в соответствии числам от 1 до 10. Для каждого числа отверстия организованы довольно простым способом – парами. Когда фигуры Нумикона расставлены в порядке возрастания, дети сразу замечают важные связи между числами. Каждое последующее число на 1 больше чем предыдущее и, соответственно, на 1 меньше чем следующее. Так, на своих занятиях, чтобы решить пример 2 + 1, мы берем синюю форму («двойку», прикладываем к ней сверху оранжевую форму («единицу») и получаем некоторую фигуру, по форме напоминающую «тройку». Чтобы проверить результат, брали желтую «форму» («тройку») и накладывали сверху. И точно были уверены, что получилось три.

Несмотря на то, что занятия на первый взгляд просты и легки, с их помощью дети знакомятся с важными математическими идеями, являющимися основой для дальнейшего понимания чисел. Важным является то, что дети учатся употреблять знакомые слова «перед» и «после» в математическом контексте, в котором значение может быть несколько иным. Подход Нумикона является только частью практики детей с числами. Важно, что в дополнение к упражнениям с Нумиконом, мы разговариваем с ребенком о счете, практикуем его, а также тренируем различать цифры. Просим ребенка считать различные предметы вокруг, включая отверстия фигур Нумикона. Привлекаем внимание ребенка ко всем изображениям чисел вокруг нас в повседневной жизни – номера домов, страниц, телефонов, чисел на дорожных знаках, поздравительных открытках, игрового счета (например, в футболе) и так далее.

Не забудьте самое главное, что самый легкий и быстрый процесс обучения достигается в игре

На занятиях важно не торопить ребенка в прохождении упражнений Нумикона. Более того, нужно быть готовым к тому, что многие дети будут экспериментировать, придумывать свои собственные игры и в целом забавляться фигурками, трубочками и доской. Если ребенок с головой погрузился в свои эксперименты с элементами пособия Нумикон, мы уверены, что ребенок учится чему-то ценному.

Показывайте примеры

Показывая новое упражнение с Нумикон, я начинаю с примера. Затем разрешаю ребенку продолжить самостоятельно, когда он поймет, что я делала. Я называю это «моделированием». Нельзя заставлять ребенка осваивать материал слишком быстро. Нужно дать ему возможность многократно повторять действия, которым он уже научился. Постарайтесь, чтобы ваши переживания об успехе всего мероприятия не передавались ребенку, поскольку этим достигнете только обратного эффекта. Всем нам нравится повторять действия, которые у нас хорошо получаются. Дети в этом плане – не исключение. Необходимо разделять радость детей, и поощрять их, когда они повторяют то, что у них хорошо получается.

Давайте детям играть с фигурами Нумикона самостоятельно, в то же время постепенно следуя обучающим упражнениям

На начальных этапах дети в игровой форме учатся сопоставлять название числа с соответствующим шаблоном, а затем с помощью этих шаблонов выполняются различные арифметические задания. Таким способом, у детей формируются собственное представление о числах, о соотношениях между ними и об арифметических операциях.

Постепенно дети начинают все лучше и лучше понимать, что такое числа, и образы чисел перестают быть привязанными только к шаблонам. С помощью штырьков, входящих в комплект «Нумикон», можно проделывать упражнения, устанавливая соответствие между числом, формой и количеством.

«Нумикон» помогает наглядно усвоить сложение и вычитание, поразрядное представление чисел, удвоение и деление пополам, приблизительное оценивание, в дальнейшем деление, умножение и многое другое, в том числе проценты, дроби, десятичные числа.

Детям нравится выполнять арифметические задачки благодаря привлекательным, ярким и разноцветным шаблонам «Нумикон», будь то индивидуально или в группах. Визуальный, аудиальный и кинестетический подходы, подходят для разнообразных форм обучения. Дети составляют из шаблонов разнообразные сооружения и конструкции, играют в игры с использованием специального «волшебного» мешочка, в котором фигурки можно распознать только на ощупь. При этом как глаза, так и руки помогают понять, как разные числа соотносятся друг с другом. Кроме того, в процессе таких занятий формируются яркие образы, которые могут стать подспорьем для ребенка, имеющего трудности в освоении программы по математике.

За время использования пособия у детей видны определенные положительные результаты. Благодаря привлекательным, ярким и разноцветным шаблонам дети научились:

-производить арифметические действия;

- составлять из шаблонов разнообразные сооружения и плоскостные изображения (дорожки, домики, машинки, животных);

-конструировать по схеме, образцу, по замыслу;

-выполнять задания по сортировке, сериации и классификации предметов, по величине (большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, по цвету (основные и оттеночные цвета);

-выбирать заданный предмет по вербальной инструкции, содержащий два-три признака (размер, форма или цвет);

-самостоятельно называть два и более признака предметов, определять величину, форму и цвет паттерна;

-сравнивать объекты по качественным признакам;

-определять пространственное расположение штырьков относительно себя, на вертикальной и горизонтальной плоскости, на белой доске во всех направлениях;

-произносить числовую последовательность до 10;

-пересчитывать паттерны и подводить итог в пределах 10;

-соотносить числа и множества в пределах 5 (некоторые - в пределах 10);

-сравнивать множества по количеству элементов, используя приемы наложения и приложения.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что «Нумикон» стал хорошим дополнением в работе по формированию математических представлений у наших детей. При оценке знаний и умений мы учитываем факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе.

Можно с уверенностью сказать, что, применение пособия «Нумикон» дает возможность развивать : математические представления, конструктивную деятельность, графический навык, творческие способности, речевую активность детей с особыми образовательными потребностями, имеющими различные нозологии: РДА, ОНР, синдром Дауна, ДЦП, ЗПР и т. д.

Рассказова Елена,

учитель-дефектолог

отделения реабилитации детей с ОРНОУФВЗ

«Можайского социально-реабилитационного

центра для несовершеннолетних».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мультстудия как инновационный метод развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ МУЛЬТ-СТУДИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОУ Галина Николаевна Винник, воспитатель,.

Сопровождение надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения «Сопровождение надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения» Содержание специального.

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому.

ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития.

Клуб как форма организации работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Родители (законные представители) несовершеннолетних.

Мультстудия как инновационный метод развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ В наше современное время, время технического прогресса, в обычную и профессиональную жизнь все больше и больше входят компьютерные технологии.

Рисование песком как эффективный метод развития детей дошкольного возрастаРисование песком как эффективный метод развития детей дошкольного возраста Метод песочной терапии «Рисуем песком на стекле». Песочная терапия. Целебные, развивающие, психотерапевтические свойства этого материала.

Синквейн как эффективный метод развития образной речи дошкольников Синквейн - как эффективный метод развития образной речи дошкольников Мастер-класс для педагогов В Федеральном Государственном Образовательном.

Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья как важнейшее условие результативности В настоящее время основным направлением российского образования в соответствии с ФГОС является обеспечение доступности качественного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нумикон как эффективный метод развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 11 декабря 2018 в 12:02
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД