Галина Тогочакова
«О правах — играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Центр развития ребенка детский сад «Тополек» является экспериментальной площадкой Территориальной избирательной комиссии Аскизского района по правовому воспитанию детей дошкольного возраста. Избирательной комиссией и Министерством образования и науки Республики Хакасия разработана программа становления основ гражданско-правовой культуры детей дошкольного возраста «Растим юного гражданина».
Публикация «„О правах — играя“» размещена в разделах
Опираясь на соответствующую Программу и технологии для работы с детьми дошкольного возраста, педагогическим коллективом Центра начата экспериментальная работа по знакомству детей с правами ребенка.
Все мы родом из детства и именно в детстве закладываются зерна истинного мира. Это время – как весну для посева – нельзя упустить, поэтому наши педагоги закладывают фундамент знаний у детей по правовому образованию. В ходе реализации Программы и статей Конвенции, была выбрана модель интеграции правового материала через ведущие для дошкольников виды деятельности – игровую (ролевые, театрализованные, дидактические игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, э –ии, коммуникативных навыков и умений, а также через проблемно – поисковую деятельность детей (решение различных ситуаций, разработка совместных с воспитателем проектов).
Синтез всех этих видов деятельности находит отражение в таких формах работы, как оформление выставок: «Кто я?», «Моя семья», «Моя малая Родина».
Раскрытию содержания Программы и статей Конвенции во многом помогает художественная литература. Именно художественная литература – благодаря всепроникающему слову, - дает представление об идеале, на примере жизни, в чувствах, мыслях, поступках. Вот почему мы можем сказать, что художественная литература дает детям всестороннее знание жизни, она учит как вести себя, показывает живые примеры того, как наши идеалы воплощаются в жизнь. С этой целью, мы решили ввести детей в проблему с помощью хакасской сказки. Необходимо было выбрать хорошо знакомую детям сказку, достаточно актуальную, в которой сюжет отражает – социальные явления. Этим требованиям не отвечала ни одна сказка, для этого пришлось составить новую сказку под названием «Хан Ереман», которую составила Тогочакова Галина Алексеевна – заместитель заведующей по воспитательно - образовательной работе Центра. Так появилась сказка «Хан Ереман», в которой государство осталось без правителя, и необходимо было провести выборы. Дети демократическим путем голосованием выбрали трех героев из сказки: Тимир-хан – Ярослав Чебодаев, Айсели – Катя Топоева, охотник Мирген – Рома Сидеев. Так, появилось на свет продолжение сказки «Хан Ереман», в которой три героя включились в выборную борьбу за хакасский трон.
Опираясь на ведущий в педагогике дошкольного детства принцип наглядности, мы стремились создать доступный восприятию детей агитационный материал с героями сказок, с помощью которого можно было бы обсудить и закрепить представление о каждом этапе Закона о выборах.
Педагогический коллектив Центра разработал сценарий выборов, избирательные бюллетени, протокол итогового голосования, списки избирателей, составили предвыборные программы, выбрали доверенных лиц кандидатов, подготовили и оформили зал и национальные костюмы.
Итогом работы проекта «Моя малая Родина с правовым направлением» стало проведение игры «Выборы», так как и игра – сфера самостоятельной творческой деятельности детей. Организованная на заключительном этапе проекта игра «Выборы» охватывала нравственные элементы, являлась средством формирования личности ребенка. Принимая на себя роль Тимир-хана, Айсели, охотника Миргена, ребенок в процессе игры подчинял свое поведение правилам и требованиям, вытекающих из роли, искренне переживал чувства изображаемого героя сказки. Каждый ребенок, принявший участие в игре «Выборы», совершил прыжок в мир высших форм человеческой деятельности, мир морали. В игре «Выборы» впервые возникало соподчинение мотивов, появились мотивы социального содержания.
В. Г. Белинский утверждал: «…воспитание – великое дело, им решается участь человека…» Поэтому мы убеждены, что по-своему воспитывая в детях общие и вечные для всех людей и народов духовно-нравственные и обще-человеческие ценности, приобретенные в такой игре как «Выборы», ребенок получил основу для восприятия мира и понимания своего отношения к нему, поведения в этом мире. Получив эти знания, такой ребенок с возрастом будет ценить культурные ценности как сферу духовной жизни человека.
Главная воспитательно-образовательная задача этого проекта заключалась в том, чтобы приобщить детей к основам правовой культуры, умению взаимодействовать и сотрудничать в коллективе в процессе этой игры, воспитывать уважение к своим оппонентам, развивать воображение и игровое творчество, воспитание гражданственности.
Мы ставили своей целью раскрыть некоторые аспекты работы по правовому воспитанию Центра. Проведенная работа показала, что поставленные задачи в ходе проекта были достигнуты.
Таким образом, приобщая детей к истокам правового образования, мы развивали личность каждого ребенка, который, надеемся в будущем будут знать свои права и будут юридически грамотными гражданами нашей страны.