Получи документы

«Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни». Опыт работы по игровой деятельности старших дошкольников (5 фото)

Cветлана Вавилова
«Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни». Опыт работы по игровой деятельности старших дошкольников

Уважаемые коллеги!Представляю вам опыт своей работы по игровой деятельности старших дошкольников. Возможно мои идеи кому-нибудь пригодятся.

Вступление:

В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребёнка должна выполнять широкие общевоспитательные функции.

Публикация «„Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни“, Опыт работы по игровой деятельности старших дошкольников» размещена в разделах

В. И. Селивёрстов подчёркивает большое значение игры для физического и психического развития каждого ребёнка. А. К. Бондаренко раскрыл роль игры в формировании речи. Опыт работы педагогов – исследователей В. Я. Вороновой «Творческие игры старших дошкольников»; Н. Я. Михайленко «Формирование сюжетной игры у детей 6-го года жизни»; Д. В. Менджерицкой «Воспитание детей в игре» показал значимость полученных знаний и отражение окружающей действительности через игровую деятельность. Л. С. Выготский обратил внимание на значение игры для развития детского воображения, способности комбинировать, облекать в слова свои игровые замыслы.

Положения, выдвинутые Д. В Элькониным, стали классическими для понимания игровой деятельности дошкольников. Он многократно подчёркивал особую роль игры в сфере человеческих отношений, считая, что игра возникает из условий жизни ребёнка в обществе и отражает эти условия.

Содержание:

Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимости от взрослого. В процессе игры закрепляются соответствующие знания, вырабатываются умения, навыки и привычки.

Прежде всего, умение организовать собственную деятельность, вступать в контакт, действовать согласованно.

Также формируются основы нравственного воспитания – поведение со сверстниками и взрослыми группы.

Чтобы осуществить замысел игры, дети должны иметь достоверные сведения о реальных действиях взрослых с предметами, об их отношении к различным явлениям окружающей жизни, о труде людей и их взаимоотношениях. Но детям нужно иметь не просто какой-то запас знаний, необходимо осознанное усвоение и накопление практического опыта по их использованию. Это возможно в случае, если процесс приобретения детьми знаний затрагивает их чувства, пробуждает интерес к окружающей жизни.

Игра – способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Можно считать, что игра это подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуально для дошкольной педагогики является проблема использование игры в целях разностороннего воспитания и речевого развития.

В реализации игровых замыслов и создании игровых образов особенно велика роль слова. Оно помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров по игре. С помощью слова ребёнок создаёт образ, разыгрывает роль, подражает не только поступкам, действиям людей, но и их речи.

Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживает его на протяжении всей игры. Ребёнок с хорошо развитой речью свободно может пригласить товарища в игру, передать другому ребёнку собственный замысел игры, договориться о распределении ролей, материала, самостоятельно разрешить возникающий конфликт.

Таким образом, в игре создаются условия для упражнения в связной и диалогической речи. В игре дети помногу раз, в разных комбинациях употребляют слова, обороты речи, услышанные от взрослых и при чтении художественных произведений. Благодаря игре эти слова и обороты речи входят в активный словарь детей. Ребёнок словами обозначает свои действия, и таким образом осмысливает их.

Интересно мнение Л. С. Выготского, что «развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи, задержанные в речевом развитии дети, оказываются отсталыми и в развитии воображения».

Реальная жизнь ребёнка – не просто одно из условий развития игры, а источник её возникновения и постоянного общения. Поэтому при развитии игры большое значение уделяется не только использованию знакомого жизненного опыта детей, но и целенаправленному расширению знаний об окружающей жизни.

Так как без обогащения их жизненного опыта в активной деятельности, педагогическое руководство игру и сделать её самостоятельной. Только будучи активным участником окружающей жизни, ребёнок может проявить инициативу и творчество в игре.

Обогащение жизненного опыта детей в активной деятельности осуществлялось во время бесед, экскурсий, наблюдений, встреч с людьми разных профессий.

Совместно с детьми составлялись рассказы о том, где трудятся родители, делились своими впечатлениями из повседневной жизни о труде врача, шофёра, парикмахера, продавца. Ежедневно велись наблюдения за работой сотрудников детского сада: медицинской сестры, повара. воспитателя, дворника. С детьми обговаривались обязанности, атрибутика необходимая представителю той или иной профессии.

В обогащении жизненного опыта детей широко использовались средства массовой информации.

С детьми обсуждалось увиденное из детской телепередачи, услышанное по радио, прочитанное из детских подписных изданий. Через просмотр видеокассет с мультфильмами и детскими сказками, дети более подробно черпали знания о своих любимых героях.

Следующим направлением стало использование художественного материала. Образы героев сказок, рассказов помогали глубже воспринимать игровые роли.

«Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни». Опыт работы по игровой деятельности старших дошкольников

От того, насколько эмоционально воспринимали дети эти образы, осознавали идею произведения – зависело богатство их замысла, изобретательность в поисках средств его наилучшего воплощения.

Книги Б. С. Житкова «Морские истории», С. Я. Маршака «Мы военные», Г. Виеру «Ракета» раскрывают значимость, героику труда капитана, лётчика – космонавта, давали более чёткие представления о долге, ответственности перед людьми – пассажирами, а вместе с тем и новые идеи для развития игры.

Своё отражение в обогащении словаря и развития игрового сюжета нашло и русское народное творчество.

Фото «Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни»

После чтения пословиц, загадок, сказок проводились небольшие беседы о прочитанном: «Что хотели передать люди в этой пословице?»,

«Что так точно подметил русский народ?», «Что вам понравилось в сказке?», «Как бы вы поступили на его месте?».

Острота ситуаций, эмоциональная насыщенность свойственная сказкам, короткие и меткие выражения, простота и образность русского языка – всё это создавало благоприятные условия для развития речи детей.

Особое внимание уделялось использованию обучающих дидактических игр, которые помогали детям не только закреплять полученные ранее знания, но и учили владеть ими, развивали активность мышления и речевого общения.

Во время дидактических игр происходила неразрывная связь развития логического мышления с умением выражать свои мысли в слове.

. Опыт работы по игровой деятельности старших дошкольников - фото

Увлекательные игры «Эволюция обычных вещей», «Мой удивительный мир», «Что было сначала», знакомили детей с историей возникновения транспорта, жилища, одежды. Помогали закреплять название профессий людей. Вместе с тем обострялись наблюдательность, повышалась способность к произвольному вниманию, быстрому и прочному запоминанию.

Умение играть в дидактические игры являлось обязательным подготовительным этапом к переходу к играм сюжетно – ролевого характера.

Своеобразной формой отображения действительности в игре являлось конструирование из строительного материала различных построек. Имея определённый запас знаний и умений, полученных на занятиях и в конструктивной деятельности, дети обдумывали и обговаривали свои действия.

В ходе игры, детям предлагалось назвать предназначение постройки (гараж – для машины, дом – для семьи, поликлиника – для больных). Участвуя в сооружении построек, дети сопровождали действия рассказами.

В активном словаре закреплялись названия деталей: конус, цилиндр, пластина, куб. Определялись свойства, что прочное, а что нет.

Согласовывая свои игровые действия. Дети постоянно вели диалог, распределяли строительный материал и обязанности, сталкивались с необходимостью советоваться друг с другом.

Фото №1 Уважаемые коллеги Представляю вам

После окончания строительства, дети совместно обсуждали, как выглядят построенные здания, удачно ли расположены двери, окна, сколько ушло материала, какие здания высокие – многоэтажные, а какие низкие – одноэтажные. Удачно сделанная постройка способствовала развитию содержания игры, обогащала её, делала более длительной. Игра становилась источником возникновения новых действий, желаний, умений и чувств детей.

Создавая условия для игровой деятельности, все этапы строились на основе дидактических принципов: от простого к сложному, от доступного к проблемному, от близкого к далёкому и т. д. Игры усложнялись, становились более интересными. Постепенно включались в целостный педагогический процесс и становились звеном в организации жизни детей группы.

Общение взрослого с детьми в процессе игровой деятельности носило форму: вопроса, совета, подсказки, демонстрации ролевого общения между играющими. Со стороны взрослого поощрялась самостоятельность, умение воплотить замысел в совместной игре. Придерживалось эмоциональное преподнесение игрового замысла.

Фото №2 Опыт работы практика опыт своей работы по игровой деятельности

Вывод:

Через сюжетные игры дети знакомились с историей нашего на

рода, с родным городом, с профессиями людей и семейным бытом.

В процессе игры воспитанники учились отстаивать свою точку зрения, попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения и выражать это в своей речи.

Во время игр можно было отследить, какие значения слов детьми уже усвоены, а над чем ещё надо поработать.

В ходе игр дети придумывали красивые предложения, во время общения в речь включались моменты описания и рассказывания.

Таким образом, незаметно для детей велась работа по обогащению словаря, развития воображения и мышления. Дошкольники подводились к связному рассказыванию, словесному творчеству и речевому общению. Сюжетно – ролевые игры приобретали творческий характер. Действия участников игр становились согласованными. У детей стал вырабатываться навык организации совместных игр, зародилось ролевое общение в игре.

Литература:

1. И. О. Ивакина «Руководство творческими играми детей» (учебно-методическое пособие, Москва, 1986г.

2. В. Я. Воронова «Творческие игры старших дошкольников», Москва, 1987г.

3. М. А. Васильева «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях», Москва, 1986г.

4. Е. В. Зворыгина, Н. Ф. Комарова «Педагогические условия сюжетно-ролевой игры», журнал «Дошкольное воспитание», 1989г. №5

5. А. В. Запорожец «Игра в развитии ребенка» (Психология и педагогика игры дошкольников, Москва, 1966г.

6. Н. Я. Михайленко «Сюжетно-ролевая игра дошкольников», Москва, 2000г.

7. Н. Я. Михайленко «Игра с правилами в дошкольном возрасте», Москва, 2002г.

8. Н. Я. Михайленко, Л. Короткова «Формирование сюжетной игры у детей 6-го года жизни», журнал «Дошкольное воспитание», 1989г. №8 стр. 9

9. Д. Б. Эльконин «Психология игры», Москва, 1999г.

10. Л. С. Выготский «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка», «Вопросы психологии», 1966г. №6

11. Л. В. Артемова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва, 1992г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Педагогический проект «Играем Вместе» В настоящее время наблюдается постепенное реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня наиболее актуальным является.

Рекомендации для педагогов Рекомендации для педагогов по оптимизации игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении Вопрос организации игровой деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни». Опыт работы по игровой деятельности старших дошкольников
Опубликовано: 15 июля 2013 в 07:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД