Романова Анна Романовна
Обучение детей звуко — буквенному анализу слова
▼ Скачать + Заказать документы
Звуко - буквенный анализ слова - это основа и чтения, и письма. Однако, очень часто такой анализ слова вызывает затруднения не только у детей, но и у родителей. Поэтому попробуем определить, что включает в себя данная операция, и как помочь ребенку лучше ее освоить
Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
Публикация «Обучение детей звуко — буквенному анализу слова» размещена в разделах
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, определение места звука в слове.
Подготовка к анализу слова имеет четыре ступени:
1. На первой ступени обучения дети учатся выделять начальный гласный звук из состава слов : у-утка. На материале гласных звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности — анализ ряда, состоящего из двух-трех гласных (аиу).
2. Вторая по трудности ступень подготовки — это анализ и синтез обратных слогов типа an, ут, ок. В это же время дети учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак).
3. Третья ступень подготовки к анализу слова — выделение ударных гласных из положения после согласных (дом, танк).
4. После указанных упражнений дети легко овладевают четвертой ступенью подготовки — анализом и синтезом прямого слога типа са, а затем – умением выделять первый согласный из слов.
Звуковой анализ слов (способ действия - алгоритм)
1. Произнести слово и послушать себя.
2. Выделить первый звук, определить гласный он или согласный, обозначить его условным значком. Если звук согласный, дать ему характеристику: звонкий - глухой, твёрдый - мягкий.
3. Выделить второй звук … (шаг 3, и так с каждым звуком слова).
4. Выложить схему (звуковую модель) слова на столе или зарисовать в тетради.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
1. «Хлопни в ладоши» — предложите ребенку хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит слово с заданным звуком.
2. «Определи первый звук в слове» — эта игра научит детей слышать, различать и определять первый звук в отдельном слове.
3. Игра – соревнование «Кто больше придумает слов» с заданным звуком, или попросите ребенка найти предметы в комнате (на улице, в парке и т. д., в названиях которых есть тот или иной звук.
4 «Начало, середина, конец» : взрослый произносит слова с определённым звуком (например, С, а ребёнок определяет его позицию в слове.
5. «Поймай последний звук в ладошку». Попросите ребенка медленно произносить слово и последний звук, выделяя голосом, произнести в ладошку. «Какой звук поймал в ладошку?»
6. Игра «Горлышко болит». Произнесите губами без звука все слово, только последний звук вслух.
7.«Цепочка слов» : каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.
8.«Собери слово» : взрослый произносит слово по звукам, например Д, О, М, а ребёнок должен догадаться какое это слово.
9. Находясь в магазине, предложите ребенку выбрать из множества товаров только те, в названиях которых есть заданный звук.
10. Игра с мячом «Закончи слово» — добавление недостающего звука ребенком, например: ШАР – ШАРФ, КОТ – КОТЫ.
11* «Выложи слово»
Взрослый произносит слог (слово, а дети после предварительного анализа или без него выкладывают схему слога (слова) из фишек на столе, магнитной доске или дверце холодильника.
Примерные слоги и слова для звукового анализа :
- Слова из двух звуков : УМ, УС, АХ, ОХ.
- Слова из трех звуков : МАК, ДОМ, ИВА, БЫК, ПУХ.
- Слова из четырёх звуков : МАМА, ВАЗА, АИСТ, ГУСИ, УТКА, ЗОНТ, МОСТ, ТАНК.
- Слова из пяти звуков : СУМКА, КОШКА, ЛИМОН, НОСКИ, БАНАН, БАНКА. И т. д.
Дошкольник, поступая в школу, должен для успешного обучения чтению обладать следующими знаниями и умениями:
• Знать, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков;
• Уметь отличать букву от звука;
• Уметь выделять звуки в словах;
• Уметь определять место звука в слове;
• Уметь подбирать слова с заданным звуком.
Помните, уважаемые родители, в ваших силах помочь ребёнку преодолеть трудности, связанные с речевыми нарушениями. Развивая навыки звукового анализа и синтеза в домашних условиях, Вы непременно поможете своему ребёнку в дальнейшей успешной учёбе в школе!