Александра Глазкова
Оценочная деятельность, реализация требований ФГОС к оценке планируемых результатов обучения
▼ Скачать + Заказать документы
«Оценочная деятельность, реализация требований ФГОС к оценке планируемых результатов обучения»
В образовательных стандартах одно из ведущих мест занимает вопрос оценки. В ООП НОО школы в первом разделе системы оценки достижения планируемых результатов отводится целая глава. Именно по оценке делают вывод об эффективности деятельности образовательной организации.
Публикация «Оценочная деятельность, реализация требований ФГОС к оценке планируемых результатов обучения» размещена в разделах
В Примерной образовательной программе начального общего образования отмечается, что оценка предметных результатов ведется каждым учителем в ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришколъного мониторинга.
Требования к оценке предметных результатов фиксируются в приложении к образовательной программе, которая утверждается педагогическим советом образовательной организации и доводится до сведения учащихся и их родителей (законных представителей). Описание должно включать:
- список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (например, текущая/тематическая; устно/письменно/практика);
требования к выставлению оценок за промежуточную аттестацию (при необходимости - с учетом степени их значимости за отдельные оценочные процедуры); график контрольных мероприятий.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счет учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
предметные результаты содержат систему
основополагающих элементов научного знания, в которой выделяются опорные знания, те самые контролируемые элементы содержания, усвоение которых необходимо для продолжения обучения. Раньше для учителей представляло некоторую трудность, выделение этих опорных
знаний, а ведь они являются объектом как внутренней, так внешней оценки. Система опорных знаний отражена в образовательной программе по предмету и составляет ее содержание. Она представлена в разделе «Ученик научится в кодификаторе Федерального института педагогическиx измерений (ФИПИ). Эта часть является основой для формирования плана диагностической работы как на уровне образовательной организации (внутренняя оценка, так и систем образования (внешняя оценка).
Система опорных действий - контролируемых предметных умений — вторая часть кодификатора ФИПИ. Поэтому действия с предметным содержанием (или предметные действия) — вторая важная составляющая предметных результатов.
При получении начального, основного и среднего общего образования особое значение для продолжения обучения имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по обязательной части учебного плана образовательной организации.
Оценка достижения этих предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного контроля, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Оценка успешности освоения учебного предмета осуществляется на основании следующих критериев:
учащийся овладел опорной системой знаний и учебными действиями на базовом уровне. Такой вывод делается, если в диагностической работе правильно выполнено не менее 50% заданий базового уровня;
выпускник овладел опорной системой знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями (уровень выше базового).
Такой вывод делается, если результаты выполнения диагностических работ свидетельствуют о правильном решении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня;
выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями (уровень освоения опорной системой знаний и учебными действиями ниже базового, если в результате выполнения диагностических работ правильно решено менее 50% заданий базового уровня.
Регулярный мониторинг-результатов выполнения итоговых и административных работ -- основа внутренней системы оценки качества образования 1. В Примерных образовательных программах понятие «согласованность внешней и внутренней оценки» встречается несколько раз.
2. Для применения этого тезиса в практической деятельности многие уже очень давно стараюсь действовать согласно правилу:
«проверяй так, как тебя проверят другие»
3. В Примерной программе прописано, что в школе надо содержательно и критериально оценивать так же, как это осуществляет внешняя оценка, то есть оценивать не так, как хочется учителю, не то, что кажется ему важным, а оценивать так как это делает внешняя оценка.
4. Организовать внутришкольный мониторинг по всем предметам и во всех классах можно с помощью серии тетрадей диагностических работ. Тетради созданы на основе Кодификатора.
5. Разработан Кодификатор Московским центром качества образования. Там же на сайте можно его найти по всем изучаемым предметам
6. Сейчас в основе оценки качества образования лежит оценка планируемых результатов обучения. И они чётко прописаны в Примерных образовательных программах, но в них нет такого понятия, как «КЭС». Эти элементы присутствуют в Кодификаторе по предмету, по которому осуществляется итоговая аттестация учащегося. Кодификатор является основой стандарта образования, в нём содержатся те элементы содержания, которые контролируются процедурами внешней оценки. А значит. Именно он должен контролироваться учителем в первую очередь. Это тот опорный материал, который позволяет ребёнку продолжить образование на следующем уровне
7. Контролируемый элемент содержания должен являться сегодня основой каждого теста. И только наличие КЭСов говорит о том, что проверяет стандарт образования. Именно поэтому он называется контролируемый. Он обязателен и в тематическом, и в промежуточном, и в итоговом контроле, чтобы определить и ход освоения стандарта образования, и его результат, и уровень усвоения.
8. Кодификатор-это как бы реестр КЭСов. Мы понимаем, что в образовательной программе может быть 136 часов, 68 часов, 170 часов, но содержание не всех из них будет контролируемым. Понять какие именно темы контролируются нам и помогает Кодификатор. Он поэтому так и называется, что содержит код-цифровое обозначение каждого контролируемого элемента Код состоит из двух (иногда трёх) цифр и расшифровывается так: первая цифра-ведущий раздел, вторая цифра-ведущая тема, третья-сам элемент содержания. Если мы видим код 1.4.1, то мы понимаем, что это раздел 1, находим его. В разделе ищем тему под номером 4. А в этой теме и сам элемент. Он будет под номером 1. Кодификатор можно применять во всех АИС 9. Вариант тестовой работы состоит из заданий разных типов: с выбором одного или нескольких верных ответов (в спецификации обозначается как ВО, с кратким или развернутым ответом (КО и РО соответственно). В каждой работе представлены задания базового уровня (Б) и повышенного (П). В таблицах приведено распределение заданий по элементам содержания, предложен план тестовой работы, дана система оценивания и ответы.
10. Наличие этих элементов содержания в КТП позволяет учителю сориентироваться: содержание вот этого урока будет контролироваться, а содержание следующих трех-четырех уроков контролироваться не будет. И, соответственно, во втором случае учитель свободен в выборе и содержания, и формы, и структуры урока, – так как никогда эти элементы содержания не будут контролироваться. Это может быть и спектакль, и КВН, и практическая работа, или проектная деятельность. Именно такие уроки способствуют развитию ребенка, формируют общую картину мира, способствуют ранней профилизации.
11. Но если это контролируемый элемент содержания, учитель должен его проверить в конце урока – насколько тот или иной ребенок освоил этот элемент, может ли он применять его в практической деятельности, может ли он решить эту задачу или этот пример, составить это уравнение, применить применить это орфографическое правило в своей деятельности, а не рассказать о том, как он будет это делать.
12. То есть на том уроке, где присутствуют контролируемые элементы содержания, задача формируется учителем по-другому, и в конце урока контролируемые элементы содержания должны быть обязательно проверены в практической деятельности, в ходе решения учебно-практической задачи. Хорошо, если это будет фрагмент демоверсии или того теста, который предстоит решить учащемуся в ходе аттестации.
13. Данная методика помогает учителю решать многие проблемы. именно с помощью этих тетрадей учитель может своевременно, сразу после прохождения определенной темы, а не через полгода, не в конце года, – проверить знание темы: кто из детей освоил контролируемые элементы содержания стандарта, кто не освоил, с кем из детей и с какими элементами еще нужно поработать
14. Результаты анализа заставляют учителя переоценить свою работу, задуматься о слабых этапах своих уроков, наметить пути устранения выявленных недостатков.
Есть конкретные возможности и для составления ИОП.
15. Результаты анализа представляются в наглядной форме, поэтому легко строится конструктивный диалог с учениками. Детям очень нравится видеть такой наглядный результат работы класса, когда можно проследить за ростом результативности всего класса. А следовательно повышается мотивация не только учителя к росту своей квалификации, но и мотивация учащихся к обучению.
16. Очень удобны эти результаты анализа и в работе с родителями. Так как дают возможность конкретно представить проблемы ребёнка и благодаря помощи родителей вовремя добиться их устранения.
17. Только такая постоянная, систематическая работа по освоению стандарта образования каждым ребенком в классе позволила детям выполнить эти задания на высоком уровне, а также помогла в решении целого спектра задач по формированию системы оценки качества образования, которые стоят сегодня перед системой образования.
Такая точечная работа с контролируемыми элементами содержания помогает, излишне не загружая детей и их родителей добиваться высоких результатов