Марина Гореликова
Конспект НОД «Одежда по сезонам: зимняя, летняя, демисезонная. Виды тканей» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные цели:
Закрепить знания детей об обобщающем понятии «одежда». Познакомить детей с классификацией одежды по сезонам — зимняя, летняя, демисезонная. Закрепить' знания детей о свойствах ткани — толстая, тонкая, разноцветная, однотонная, прочная и т. д. Познакомить детей с названиями наиболее распространенных видов ткани и способах их получения.
Наглядный материал:
Публикация «Конспект НОД „Одежда по сезонам: зимняя, летняя, демисезонная, Виды тканей“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимняя одежда
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
(демонстрационный материал) Картинки с изображением людей (детей, одетых в разную одежду в зависимости от времени года. Картинки с изображением стада овец, уборки хлопка, ткацких станков.
Раздаточный материал:
Предметные картинки с изображением предметов одежды для разных времен года; лоскутки разной ткани на каждый стол (шерстяной, хлопчатобумажной и шелковой, карандаши, бумага.
Ход занятия:
Организационный момент, сообщение темы занятия.
Развивающая цель: Познакомить детей с историей создания одежды; активизировать их познавательную деятельность.
Наглядный материал: Альбом: «Путешествие в прошлое одежды».
Воспитатель сообщает детям, что придет гостья. Она красивая и милая, а имя ее происходит от слова «зола».
\
Дети: Это — Золушка.
Под музыку (П. И. Чайковского) входит Золушка, приветствуя детей, я Золушка! Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости. Какие вы сегодня красивые, нарядные, аккуратные! Скажите, что вы чувствуете, когда на вас надеты красивые платья и нарядные рубашки? (Ответы детей)
Золушка! Из чего сделана ваша одежда.
Дети: Из ткани.
Золушка: И пришла я потому, что хочу пригласить вас в путешествие. Хотите отправиться в волшебную страну?
Дети: Да!
Золушка: Вы готовы? Тогда — в путь! Мы полетим на ковре-самолете. Садитесь (дети садятся на ковер). А теперь закройте глаза, чтобы не упасть с высоты, и внимательно прислушайтесь к звукам волшебной страны.
(звучит мелодия).
Пусть волшебные страницы Распахнет для нас альбом,
Пусть покажет нам одежду, И расскажет обо всем.
Золушка меняет несколько деталей в своей одежде, просим детей открыть глаза. В руках у нее альбом «Путешествие в прошлое одежды».
Золушка: Это необычный альбом. Его страницы расскажут нам о том времени, когда появилась первая одежда.
Золушка: Вы заметили перемену в моей одежде? Это не случайно. Мы прилетели в волшебную страну и сейчас с помощью волшебного альбома отправимся в прошлое одежды. Посмотрим, как она появилась и какой была раньше. Как вы думаете, что было одеждой человека, когда не было платьев, брюк, юбок, рубашек? Дети отвечают на вопрос.
Золушка: Раньше человек совсем не носил одежду. Но ночью и особенно зимой ему было холодно. И тогда человек подумал: «Вот если бы у меня была такая же теплая шкура, как у животных, мне было бы не холодно». И пошел человек на охоту, добыл шкуру животного и сделал из нее одежду. Дети рассматривают стр. 1 альбома.
Золушка:Это была одежда для холодного времени года. Но и для теплого времени человек сделал себе одежду из листьев, травы, кожи. Дети рассматривают стр. 2 альбома.
Золушка: Скажите, к какому миру относится одежда из шкур и из листьев?
Дети: К живому природному миру.
Золушка: А как вы думаете, прочной была одежда из травы, листьев?
Дети: Нет.
Золушка: Правильно, она была не прочной. Поэтому человек придумал ткань, из которой стал делать одежду.
Дети рассматривают с. 5 альбома.
Золушка:
Человек придумал- выход,
Взял он шкуру, перья птиц
И создал себе одежду
Чтоб от холода спастись.
Сначала человек заворачивался в кусок ткани. Ткань была прочнее листьев, но такая одежда была неудобной. Тогда человек сшил края ткани нитками. Так получилась одежда, похожая на нашу. Как вы думаете, к какому миру относится одежда из ткани если человек сделал своими руками?
Дети: К рукотворному миру.
Золушка: Правильно, когда люди научились изготавливать ткань и сшивать ее, появилась разная одежда. Это платья, брюки. Какие одежды вы ещё знаете?
Дети отвечают на вопросы и рассматривают с. 4-7 альбома.
Золушка: Постепенно люди шли к одежде, которую носим мы с вами.
Воспитатель: Спасибо тебе, милая Золушка, за интересное путешествие и альбом, а мы тебя хотим пригласить познакомиться с нашей, современной одеждой.
Воспитатель выставляет перед детьми картинки с изображением людей, одетых в разную одежду в зависимости от времени года.
Ребята, посмотрите внимательно на эти картинки, я сейчас вам прочитаю небольшие стихи, а вы попробуйте какой картинке эти стихи подходят.
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца.
А. Плещеев.
О каком времени года это стихотворение? Какую картинку вы бы к нему выбрали?
(Вызванный ребенок показывает на картинку с изображением осени, на которой люди в осенней одежде).
- Почему вы так решили
Дети: Темное небо, дождь, люди в куртках, плащах, пальто.
Воспитатель: Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо Падает, ложится.
И. Суриков
- Почему вы подобрали эту картинку?
Дети:Кругом снег, дети одеты в шубы, на ногах валенки; на голове теплые меховые шапки; дети катаются на санках.
Воспитатель:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
А. Плещеев
- Какая картинка подходит к этому стихотворению? Почему вы так думаете?
Дети: На картинке яркий солнечный день. На земле еще лежит снег, но везде ручьи и дети пускают кораблики. Дети одеты в легкие пальто, шапочки.
Воспитатель : Пришел июнь.
«Июнь, Июнь!»
В саду щебечут птицы.
На одуванчик только дунь
И весь он разлетится.
С. Маршак
- О каком времени года говорится в стихотворении? Почему 'вы так решили?
- Дети: Потому что июнь —летний месяц.
Воспитатель : Какую картинку вы подберете? Почему именно эту?
Дети : Потому что на ней дети в летних платьях, сарафанах, легких футболках, шортах. На голове у них панамки, легкие кепки.
Воспитатель: Вы правильно подобрали картинки к этим стихам,и обратили внимание на то, что люди одеты в разные времена года в разную одежду. У вас на столах лежат картинки с изображением разной одежды. Сейчас мы попробуем подобрать одежду к нашим картинкам с временами года.
- Сначала поднимите свои картинки те, у кого изображена одежда для зимнего времени года. (Дети поднимают картинки, и воспитатель предлагает им выйти и поставить свои картинки под картинкой с изображением зимы)
- Как вы думаете можно назвать одежду для зимы одним словом?
Дети: Зимняя.
Воспитатель: Правильно, одежду для зимы : называем зимней — зимнее пальто, зимняя куртка. А теперь поднимите картинки те, у кого изображена одежда, которую люди надевают летом? (Предлагает детям выйти и поставить свои картинки под картинкой с изображением лета.)
- Как вы думаете, каким одним словом можно назвать одежду, для лета?
Дети: Летняя.
Воспитатель: Правильно, одежда для лета; — летняя : летнее платье, летняя рубашка, летний сарафан.
А теперь давайте посмотрим, какая же одежда изображена на картинках у остальных ребят. (Предлагает выйти тем детям, у кого остались картинки.) Куда бы вы поставили свои картинки? (Обращает внимание детей на то, что и пальто, и плащи, и куртки, которые изображены на их картинках, можно поставить и к осени, и к весне.) Как же можно назвать одежду и для осени, и для весны? (Предположения детей.)
- Про такую одежду можно сказать — демисезонная, т. е. ее носят между сезонами — между летом и зимой. Повторите это новое для вас слово. (Дети повторяют слово «демисезонная» хором и индивидуально.)
- Итак, мы с вами узнали, что одежду можно разделить на три группы: зимнюю, летнюю и демисезонную. По какому признаку мы разделили одежду на три группы?
- Дети: По тому, в какое время года эту одежду носят.
Воспитатель: Из чего шьют одежду?
Дети: Из ткани.
Воспитатель: Какие свойства ткани вы знаете? Как люди эти свойства используют при шитье одежды?
Дети : Ткань прочная, она легко шьется, она не расползается в воде, ее можно стирать, гладить.
Воспитатель: У вас на столах лежит несколько лоскутков ткани. Выберите ту ткань, из которой можно сшить летнюю одежду, и поднимите лоскуток этой ткани. (Дети выполняют задание.) Почему вы подняли этот лоскуток?
(Воспитатель обращается к детям индивидуально и выслушивает их ответы - ткань тонкая, легкая, в ней не будет летом жарко.)
- А теперь поднимите лоскутки ткани, из которой можно сшить зимнюю одежду. Почему вы выбрали именно этот лоскуток?
Поднимите лоскутки ткани, которая подойдет для демисезонной одежды.
Вот видите, как много разной ткани придумали люди. А как же они делают ткань? Ведь посмотрите, какая ткань 'разная — и толстая, и тонкая? (Предположения детей.)
Для зимней и демисезонной одежды люди часто используют шерстяные ткани, потому что они теплые, плотные и в них не холодно. А делают они эти ткани из шерсти овец (выставляет картинку с изображением стада овец или предметную картинку.) В определенное время овец стригут и из этой шерсти делают ткани. Они и называются шерстяные — от слова «шерсть». (Дети повторяют слово «шерстяные».) Попробуйте найти у себя на столе лоскуток шерстяной ткани и поднимите его. (Дети поднимают лоскутки.) Почему вы решили, что именно этот лоскуток — шерстяная ткань?
Дети: Потому что он толстый, плотный.
Воспитатель: А вот для летней одежды ткань делают совсем по-другому. Для нее выращивают специальное растение — хлопок. (Если есть настоящий хлопок в коробочке, можно показать детям, если нет, показать картинку с изображением хлопка.) Расти хлопок может только в жарких странах, он очень любит тепло и воду. В жарких странах воды мало, поэтому, чтобы полить хлопковые поля, люди прилагают много усилий. Цветок хлопка похож на коробочку, заполненную ватой. Вата — это и есть хлопок, только специально очищенный. Люди достают хлопок из- коробочек, а потом специальные машины делают из него ткань — ситиц,сатин, байку. Вот посмотрите на мои кусочки ткани — сатин плотный, ситец потоньше, а байка мягкая, ворсистая.
(Предлагает детям потрогать лоскутки ткани просит их назвать ткань, которую они обследуют. Дети повторяют новые слова — «ситец», «сатин», «байка».)
А теперь посмотрите на те лоскутки, которые у вас на столе, найдите ткань из хлопка и попробуйте описать ее и назвать Дети выполняют задание, если они забывают название ткани, воспитатель им напоминает.)
Мы узнали, что шерстяную ткань делают из шерсти овец, летнюю ткань — ситец, сатин, байку — делают из растения — хлопка. Но у вас на столе лежит еще один лоскуток. Опишите мне его, что это за ткань.
Дети:Ткань тонкая, легкая, разноцветная, гладкая.
Воспитатель: Для какой одежды можно использовать эту ткань?
Дети: Для летней.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что ткань очень легкая, в платье из такой ткани не будет жарко.
Воспитатель: Эта ткань называется шелк. Повторите это новое слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.) А кто-нибудь из вас знает, как делают шелк? (Предположения детей.)
А шелк, ребята, людям дают специальные гусеницы, они так и называются шелкопряды, потому что прядут шелковую нить. Вы когда-нибудь видели паука в паутине? Паук прядет тонкую паутину, а гусеница-шелкопряд прядет тонкую-тонкую шелковую нить. Таких гусениц специально разводят. Они питаются листьями только одного дерева — тутового. Тутовые деревья растут в теплолюбивых странах, их специально выращивают для гусениц - шелкопрядов. Впервые таких гусениц стали разводить в Китае. Китайцы долго хранили секрет изготовления шелковой ткани, и поэтому шелк был одной из самых дорогих тканей. Эти шелковые нити специально обрабатывают и потом-делают шелковые ткани : они очень легкие, приятные на ощупь и в них нежарко летом. Поэтому из шелка шьют одежду в жарких странах —-Японии, Индии.
Итак, ребята, мы сегодня с вами поговорили об одежде и тканях. Что нового вы узнали об одежде? (Если дети не ответят, воспитатель спрашивает их, на какие три группы можно разделить одежду.)
- А что нового вы узнали о ткани? (С помощью наводящих вопросов дети вспоминают названия тканей : шерсть, шелк, ситец, сатин, байка/ из чего делают ткани.)
А теперь посмотрите на свою одежду и попробуйте определить, из какой ткани она сшита. (Подсказывает детям, если они будут затрудняться.)
Когда придете домой, попробуйте найти одежду, сшитую из знакомых вам тканей.
Воспитатель детям предлагает игру.
Игра Что лишнее?
Цель: Научить детей группировать одежду по трем группам; закрепить знания о видах материалов; развивать внимательность.
Оборудование: Карточки с изображением четырех предметов, три из которых изготовляются из одного материала, а один — из другого (например, платье, шорты, панама, пальто) и т. д.
Ход игры: Воспитатель раздает несколько карточек. Дети по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняют почему, ( например: халат, сарафан, брюки, кофта, ваза, и т. д. Усложнение. После того как ребенок определил лишний предмет, ему задают вопрос: «Что будет, если вазу сделать из ткани?» и т. д.
Воспитатель (обращает внимание на Золушку)
- Ребята, наша Золушка встревожена, она в растерянности. Скоро состоится сказочный бал у короля, она приглашена, но не знает, где ей взять красивый наряд. Давайте ей поможем, нарисуем самый лучший наряд зимней, летней и демисезонной одежды, (дети соглашаются, рисуют и дарят на прощание Золушке).