Татьяна Будникова
Методические рекомендации для педагогов по обучению слабослышащих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
С момента появления на свет, ребёнок познаёт окружающий мир с помощью различных анализаторов: зрения, слуха, обоняния, осязания. С помощью слуха и речи, он воспринимает речь окружающих и учится коммуникации.
Но, к сожалению, есть дети, которые воспринимают окружающий мир иначе, чем здоровые люди - это слабослышащие или глухие дети.
Глухота - стойкая потеря слуха, при которой без специального обучения оказывается невозможным формирование речи. Глухота может быть врожденной или приобретённой.
Публикация «Методические рекомендации для педагогов по обучению слабослышащих первоклассников» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей первоклассников
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Начальная школа. 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Тугоухость – стойкое понижение слуха, которое позволяет хотя бы в минимальном объёме овладеть речевой деятельностью самостоятельно, с опорой на остаточный слух.
Дети с нарушением слуха делятся на четыре группы:
1. Глухие без речи (ранооглохшие до 3х лет);
2. Глухие, сохранившие речь (позднооглохшие, после 3х лет);
3. Слабослышащие с развитой речью;
4. Слабослышащие с глубоким недоразвитием речи;
Развитие и становление личности детей, которые не слышат или слабослышат, напрямую зависит от ранней диагностики нарушения слуха, консультирования родителей и мультидисциплинарной работы специалистов.
Система коррекционно-развивающей помощи детям с нарушением слуха постоянно совершенствуется. Сейчас активно используется интегрированная модель обучения и воспитания, внедряется инклюзивное образование.
«Методические рекомендации для педагогов по обучению слабослышащих первоклассников»
Цель образования детей и молодёжи с нарушениями слуха – не только овладение знаниями, но и диагностика, коррекция и компенсация развития, становление базовых способностей личности, ценностных ориентаций, социально –психологических особенностей общения и поведения в человеческом обществе.
1. Пространство, в котором осуществляется образование, должно быть максимально приспособлено к нуждам и потребностям слабослышащих детей.
2. Учащийся должен сидеть за первой партой (парты могут быть расположены полукругом, на максимально близком расстоянии от учителя.
3. Обязательно наличие текстовой информации, представленной в виде печатных таблиц на стендах, предупреждающих об опасности, обозначающих название приборов, кабинетов и тд.
4. Ребёнок с нарушениями слуха должен иметь возможность поворачиваться к говорящему, ему требуется зрительная поддержка восприятия звуковой информации (это не нарушение дисциплины, а необходимость)
5. Обязательно контролируйте рабочее состояние индивидуальных слуховых аппаратов (вкл / выкл)
6. Не допускайте повышенного уровня шума в классе, включайте в учебный процесс «минутки тишины», которые являются своеобразным отдыхом для слуха и будут полезны всем учащимся класса.
7. Соблюдайте в обучении принцип перехода от лёгкого к трудному.
8. Следите за чередованием разных видов деятельности (например: умственной и практической, используйте физминутки)
9. При смене видов деятельности или задания убедитесь, что ребёнок Вас понял «повтори, что ты будешь делать» и др.
10. Привлеките внимание слабослышащих учащихся, прежде чем начнёте говорить, иначе они упустят часть сказанного.
11. Старайтесь вести объяснение материала не передвигаясь по классу, лицом к учащимся (нельзя поворачиваться боком или спиной)
12. Ваша речь должна быть эмоционально окрашена, в нормальном темпе. Вопросы ставьте кратко, четко, чтобы дети могли осознать их.
13. Делая важное сообщение или объясняя новый материал, смотрите на учащихся и говорите чуть медленнее.
14. На парте предусматривается размещение планшетной доски и звукоусиливающей аппаратуры.
15. Старайтесь давать карточки-инструкции для выполнения определённого вида заданий.
16. В обучении используйте иллюстрированный материал, структурно-логические схемы, различные макеты, графики и т д. Помните: «Ребёнку с нарушением слуха легче один раз увидеть, чем сто раз услышать»
17. Включайте детей в диалог, максимально стимулируйте устные ответы, речевое общение учащихся.
18. Ведите постоянную работу над пониманием речи окружающих, прочитанного текста, объяснения учителя.
19. Во время беседы на уроке используйте способы оперативной помощи ребёнку с нарушением слуха: повторите фразу, запишите фразу на доске и тд.
20. Вовлекайте учащихся в общественную жизнь класса и школы.
21. Ведите активное взаимодействие с семьёй ребёнка в процессе его воспитания и обучения.
22. Проявляйте к учащимся толерантное отношение, оказывайте им всяческую поддержку, чтобы дети чувствовали себя уверенно в своём классе и школе.
23. Помните, что большое значение в обучении детей с нарушением слуха придаётся использованию специальных сурдотехнических (звукоусиливающих) средств.