Земфира Ахметзянова
«Они разные и по-своему прекрасны!». Гендерное воспитание младших дошкольников (из опыта работы ДОУ)
▼ Скачать + Заказать документы
Детский центр "Я-девочка, я- мальчик"
Информация для родителей
Туалетные комнаты
Выставка детских рисунков
Публикация «„Они разные и по-своему прекрасны!“, Гендерное воспитание младших дошкольников (из опыта работы ДОУ)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Опыт работы, практика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Комната для сна
Содержание
Введение
1. Теоретическое обоснование системы.
1.1. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.
1.2. Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков младшего
дошкольного возраста (типы мотивации).
1.3. Формирование у родителей гендерной компетентности.
План работы «Семейная гостиная»
Приложение
1. План взаимодействия педагогов и родителей по гендерному воспитанию детей.
2. Перспективные план работы по формированию гендерной устойчивости с воспитанниками.
3. Список литературы.
Педагогическая система
Гендерное воспитание младших дошкольников
«Они разные и по - своему прекрасны!»
«Мальчики и девочки два разных мира. Ни в коем случае нельзя их воспитывать одинаково! Они по - разному смотрят и видят, слушают и слышат, по разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Они разные и по - своему прекрасны! из книги «Мы мальчики, мы девочки» автор Татаринцева. |
Гендерный подход необходим в обучении, так как: все аспекты развития мальчиков и девочек различаются по скорости и по содержанию, достоверно установлено, что у мальчиков больше развиты математические, визуально-пространственные, инструментальные способности, девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях.
Педагоги ДОУ считают, что очень важно начинать эту работу как можно раньше, так как представления детей к женскому или мужскому полу ещё не устойчивы. Дети часто считают, что пол можно изменить (если коротко постричь девочку, важно в работе с воспитанниками предупредить появление ложных стереотипов и в процессе общения создавать привлекательные образы для мальчиков и девочек. Поэтому в развитие и воспитание девочек и мальчиков включают дифференцированный подход.
(В Федеральных государственных требованиях (приказ от 23 ноября №655 Минобрнауки России «Об утверждении и введении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вопросы гендерного воспитания раскрыты в содержании психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социализация». Одной из задач является:
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
В переработанном и дополненном в соответствии с ФГТ варианте программы «Детство» также актуально стоит вопрос гендерного воспитания детей 3-4 лет. Работая в данном направление, педагоги ДОУ используют технологию Т. Н. Дороновой «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду». Это первое пособие по данной тематике, которое является результатом работы ресурсного центра г. Москвы. Перед педагогами первоочередной задачей стоит дифференцированный подход к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации различных видов деятельности в образовательной деятельности и в повседневной жизни. Разработана структурно-функциональная модель гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Структурные компоненты спроектированной модели (блок целеполагания, содержательный, личностный, процессуальный, диагностический) раскрывают внутреннюю организацию процесса гендерного воспитания детей дошкольного возраста и отвечают за постоянное взаимодействие между элементами данного процесса. Функциональные компоненты (ценностно-смысловая, личностно ориентированная, деятельностная, оценочно-рефлексивная, то есть способы организации работы модели, обеспечивают функционирование, развитие и совершенствование образовательного процесса.
Организация гендерного подхода осуществлялась в младших группах
Группы Девочек Мальчиков
Младшая А группа 9 13
Младшая Б группа 8 15
Дело в том, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С четырех до семи лет формируется гендерная константность (устойчивость) : дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.
Формированию гендерной идентичности и положение ребенка в семье, детском саду, как правило, ребенок находится в зависимом положении и не может повлиять на то, что с ним происходит. Окружающие ребенка взрослые нередко осуждают «немужское» поведение, но не поощряют мужское.
На начальном этапе была создана группа педагогов стажистов, которые начали собирать методический материал по данной теме, затем его систематизировали и апробировали в работе. Был подготовлен консультативный материал для родителей и педагогов ДОУ. План совместный план работы представлен в приложении.
Для ознакомления педагогов ДОУ по вопросу гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста был проведён семинар «Социально – половое воспитание в детском саду», с целью — познакомить педагогов с особенностями социально-полового воспитания, вызвать интерес у педагогов к планированию образовательного процесса в ДОУ с использованием дифференцированного подхода по половому и социальному признаку.
Цель: Формирование гендерных особенностей у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Создание насыщенной многофункциональной среды в группе для девочек и мальчиков с акцентом на гендерную идентичность.
Закреплять умение дифференцировать себя от представителей другого пола (она- это девочка, а он – мальчик).
Закреплять усвоение моделей мужского и женского полоролевого поведения.
Воспитывать интерес к совместной игре девочек и мальчиков.
Формирование у родителей гендерной компетентности.
Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость : «Я – девочка и буду ей постоянно, я – мальчик и всегда буду им».
В совместной образовательной деятельности воспитатели используют три типа мотивации:
- личная заинтересованность детей к деятельности (предлагая сделать что-то в подарок или для игры)
- общение детей со взрослыми (будет стимулировать детей в том случае, если воспитатель сумеет убедить девочку и мальчика, что без их помощи ей не обойтись)
- игровая (стимулирует детей, если в содержание включены способы построения)
Технология гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста включает в себя:
Средства: игры; народные сказки, пословицы; колыбельные песни
Методы: игры; познавательно – развивающие этические беседы; проблемные ситуации; схемы – действия.
Формы: - игровая деятельность; экспериментальная; проблемно – поисковая.
Подробно рассмотрим каждый тип мотивации:
Мотивация личной заинтересованности стимулирует детей к деятельности, потому что девочкам и мальчикам предлагается сделать что-нибудь для себя; для игры, в подарок родным или близким, обязательным условием является право ребёнка на продукт его деятельности. Пример: Предложить сделать снеговика и снежную бабу – атрибуты одежды мальчика (шляпа, галстук, шорты) и девочки (платок, бусы, юбку)
Мотивация взаимодействия со взрослым эффективно стимулирует детей к деятельности только в том случае, если педагог сумеет убедить девочек и мальчиков, что без их помощи он не сможет выполнить ту или иную работу : рассортировать овощи и фрукты; определить какие виды транспорта изображены на картинке и т. д. Пример: Помочь девочке мальчику навести порядок в шкафу; разложить овощи – мальчикам, фрукты – девочкам и др.
Игровая мотивация эффективно стимулирует девочек и мальчиков к деятельности только в том случае, если в содержание игровой мотивации включены способы построения сюжетно-ролевой игры данного возраста.
Обучая девочек и мальчиков 3-4 лет, педагоги использую игровую мотивацию, с учётом развития игровых действий детей, а также с прямым включением игровых действий в процесс обучения: нарисовал мальчик дорогу, а затем проехал по ней на маленькой машинке и т. д., слепила девочка печенье из пластилина «покормила» куклу, зайку и т. д.
Игры, помогающие педагогам в работе по гендерному воспитанию :
Д/и «Зеркало» - формирование образа «я – девочка, я – мальчик»
Д/и «Кто чем любит заниматься?» - предпочтение игр, игрушек девочек и мальчиков.
Д/и «Что кому?»; - дифференциация одежды девочек, одежды мальчиков (зимней, летней и т. д.)
Д/и «Одень малыша»; «Одень девочку»; «Я расту»
С/р игры «Семья»; «Детский сад»
На каждом возрастном этапе вслед за изменением способа сюжетно-ролевой игры меняется и игровая мотивация: (одушевлять игровой персонаж – выступает в роли партнёра; использование различных сюжетов- переход от предметных действий к ролевому поведению, «превращение» предметы-заместители).
Технология «сказкотерапия» позволила педагогам выявить ложные стереотипы и спланировать индивидуальную работу, в которой показывают равные возможности девочки и мальчика. Чтобы достичь результатов необходим дифференцированный подход в воспитании девочек и мальчиков, так как результатом технологий работы с детьми 3-4 лет с учётом гендерных особенностей – является твёрдая идентефикация детьми себя с тем или иным полом, осознание того, что пол в этом возрасте «переделать» уже нельзя.
Сказка – естественный способ общения с детьми. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно чтобы ребенок регулярно прикасался к этим нормам. Они обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения. При помощи сказок можно выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика.
Сказки о животных позволяют детям психологически безопасно отражать свой внутренний мир. С помощью сказок формируется представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. При обучении детей младшего возраста на основе игры возникает трудность, связанная с тем, что дети данного возраста не могут действовать в воображаемом плане, и им необходим реальный объект для осуществления игровых действий. Поэтому на начальном этапе работы по гендерному воспитанию педагоги вводили персонажа сказочного персонажа: зайчиху- маму или др. В конце занятия или игры приходил сказочный герой и оценивал результат, давал детям направление дальнейшей игровой деятельности с учетом гендерных особенностей ( например: покатать на машине, покормить).
Включение в систему родителей (законных представителей)
Чтобы обеспечить полноценное развитие ребёнка 3-4 лет в семье с учётом гендерных особенностей, родители должны быть знающими, компетентными в этом вопросе. Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже исторического плана. Так, например, родителям важно знать, как воспитывали девочек и мальчиков наши предки и что можно перенести из прошлого в настоящее.
В результате была выбрана такая форма работы с родителями как, «Семейная гостиная» - родители, педагоги и педагог – психолог ДОУ общаются в свободной не принуждённой обстановке. На первом этапе воспитатели :
- анализировали соотношение мальчиков и девочек в группе (примерно 50% девочек, 50% мальчиков,
- социальный статус семей (отмечались неполные семьи, где мальчики воспитываются только мамой и бабушкой,
- изучили психологические особенности статуса мальчиков и девочек.
- провели анкетирование родителей «Давайте познакомимся», «Индивидуальные и гендерные различия детей дошкольного возраста», из которого поняли, что не напрасно взялись за эту проблему.
В результате анкетирования родителей было установлено, что в настоящее время значительная часть родителей – 75 % не знают, что такое гендерное воспитание и как осуществлять процесс воспитания ребёнка с учётом данного подхода. И только единицы (25%) знают, как это делать. А как быть с остальными?
Перспективный план «Семейной гостиной»
Цель: Формировать доброжелательные отношения между родителями и детьми, педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями, основанные на доверии с использованием ИКТ
Задачи: Обобщить представления родителей об индивидуальных особенностях мальчиков и девочек, способствовать формированию правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребёнка.
Участники: Воспитатели, родители, педагог – психолог.
№ Темы гостиной срок
1. Сентябрь «Давайте, познакомимся!»
- создание группы родителей и воспитателя «Сообщество» на сайте «Одноклассники» в Интернет
- «Кризис 3-х лет»
- анкетирование
2. Февраль 2013 «Они разные и по своему прекрасны : девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду»
- выступление группы родителей о результативности работы группы «Сообщество» на сайте «Одноклассники» в Интернет.
3. Март 2013 -Презентация семейных альбомов «Моя семья»
Заседания семейных гостиных прошли успешно. На одном из заседаний было решено открыть свою страничку в сети интернет, так как использование ИКТ в детском саду актуально для современного дошкольного воспитания. С родителями была договоренность: по интересующим их вопросам выходить на связь в выходные дни, так как не всегда родители и педагоги свободно могут общаться в обычном рабочем режиме, многие родители стесняются показаться не компетентными в вопросах воспитания, поэтому им легче общаться на сайте. На встречах в «семейной гостиной» родители представляли свои семейные альбомы, рассказывали о семейных традициях, делились опытом в воспитании девочек и мальчиков в семье, конечно же, задавали интересующие их вопросы воспитания младших дошкольников. При обучении детей младшего возраста на основе игры возникает трудность, связанная с тем, что дети данного возраста не могут действовать в воображаемом плане, и им необходим реальный объект для осуществления игровых действий. Поэтому в начале работы родителям было предложено приобрести игрушки зайчат (девочек и мальчиков). Родители поддержали педагогов и приобрели симпатичных зайчиков. Дети были в восторге. С помощью персонажей зайчика – мальчика, зайчика-девочки воспитатель легко могла «удержать» внимание детей при выполнении учебной задачи. Будь-то режимные моменты или организационная деятельность.
В младшем дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребёнка. Воспитывая и формируя качества и черты характера, присущие определённому полу, мы не должны создавать жестокую примитивную модель сильного мальчика и слабой изящной девочки. Мальчики могут быть и защитниками и задумчивыми мечтателями, а девочки не только принцессами, но и девочка-воин, капитан космического корабля.
Для детей игра - радость (положительный эмоциональный фон, Увлечённость (положительная мотивация, ощущение лёгкости задания - даёт всем без исключения возможность преодолеть стеснительность, активизирует речевое общение и действие. Поэтому, игра – это не только оптимальный метод процесса обучения детей, но прежде всего, эффективный приём раскрепощения образного мышления, активизации воображения и творческой деятельности.
Общий вывод: Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребёнка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребёнок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности. Поэтому в процессе руководства детской игрой педагоги создают ситуации, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе (решительность, умение проявить себя в роли, умение общаться, строить диалог и др.). В результате проделанной работы воспитанники ДОУ :
-умеют описывать свой внешний вид (кто я, какой я);
-побуждают рассказывать о своих предпочтениях (что мне нравится и не нравится);
-развивают способности распознавать эмоциональные состояния свои и окружающих ( на примере основных эмоций: радости, страха, грусти, злости,
-ориентируются на определение внешних признаков различия и сходства себя со сверстниками.
Все это способствует снятию психического напряжения, усталости детей, обеспечивает формирование устойчивого интереса к самому себе. В играх реализуются желания детей, освобождаются от чувства одиночества, ребёнок познаёт радость близости и сотрудничества.
ПРИЛОЖЕНИЯ
План взаимодействия педагогов ДОУ и родителей
по формированию гендерной устойчивости у воспитанников(в таблице)
Сроки Работа с педагогами Работа с родителями Работа со специалистами
Июнь-август Подбор методического материала.
Создание развивающей среды для девочек и мальчиков.
Изучение социального статуса семей
Анкета «Давайте познакомимся» Мониторинг
Октябрь Семинар «Мы разные и мальчики и девочки»
Консультация: «Гендерное воспитание детей через игру» Родительские собрания: «Возрастные, гендерные и психологические особенности детей 3-4 лет»
Анкетирование родителей
Изучение анкетных данных
Педагог-психолог
Ноябрь Консультация- презентация
«Дружат девочки и мальчики» -сказкотерапия Консультация: «Гендерное воспитание детей –культура поведения» ШОУ «Одежда девочек, одежда -мальчиков» муз. руководитель
Февраль Выступление с опытом работы на городской Декаде профмастерства.
Заседание в «Семейной гостиной» «Они разные и по своему прекрасны Выступление в клубе для родителей. педагог-психолог
Март Мастер-класс для молодых педагогов Семейная гостиная Презентация альбомов «Моя семья» Участие в клубе
Папка – передвижка: «Воспитание мальчиков и девочек в детском саду и семье» педагог-психолог
Апрель Проект «Я - мальчик (девочка)» Проект «Я - мальчик (девочка)» Презентация «Я - мальчик (девочка)» - муз. руководитель
Май Мониторинг с воспитанниками Привлечь к оформлению группы, участие в подготовке к празднику Мониторинг
специалисты
Примерное планирование работы с младшими воспитанниками по формированию гендерной устойчивости(в таблице)
Содержание Методические приёмы Работа с родителями Работа с психологом
Сентябрь Знакомство с детьми в группе Чтение Е. Янковская «Я хожу в детский сад»
Беседа: «Кто я, какой я» Изучение социального статуса семей
Анкета «Давайте познакомимся» Подготовка анкет
Октябрь Закрепление имён детей в группе.
Проект «Я-мальчик (девочка)» Д/и «Кто есть кто»
Конструирование «Мы построим детский сад»
С/р «Детский сад», «Зайчата-мальчики и девочки»
Чтение потешек и стихов «Для мальчиков и девочек» - фольклор с акцентом на гендер. Родительское собрание: «Возрастные, гендерные и психологические особенности детей 3-4 лет» Консультация «Чем отличаются мальчики и девочки?»
Подготовка маркеров для девочек и мальчиков Анкетирование родителей
Изучение анкетных данных
Ноябрь
«Мы разные и мальчики и девочки» - дружелюбное отношение друг к другу ШОУ «Одежда девочек, одежда -мальчиков» Определение различий облика девочек и мальчиков, одежда. Игра «Зеркало».
Беседа: «Мы разные»; «А кто ты такой». Чтение С. Маршак «О девочках и мальчиках». С/р «Детский сад» Заседание в «семейной гостиной». Презентация альбомов «Моя семья» Изучение анкетных данных
Декабрь Проект «Дружат девочки и мальчики» Рассматривание себя в зеркало. Беседа: «Какие дружные у нас ребята»
Чтение потешек: «Спи Ванюша»; «Наша Маша маленька» - беседа о прочитанном
С/р «Семья»; игровые ситуации: «Приём гостей»; «Кукла Катя заболела». Интервью по изучению гендерных установок у детей. (Доронова с. 200) Праздник «Новый год». Консультация: «Гендерное воспитание детей через игру» Индивидуальное консультирование
Январь «Читаем о мальчиках и девочках» Составление, рисование и проигрывание сказок с позитивными моделями поведения девочек и мальчиков – выявление и коррекционная работа по гендерному воспитанию : «я- мальчик; я- девочка» Художественное творчество: «Снеговики и снежные бабы»; Д/ и: «Одежда для девочек и мальчиков». Игровая ситуация «Новая кукла» - Просмотр игровой деятельности детей в группе: игровая ситуации «Петрушкин сундучок» Папка – передвижка: «Воспитание мальчиков и девочек в детском саду и семье»
Февраль Праздник мальчиков и пап.
Культура поведения девочек и мальчиков. Беседа: «Поздравляем наших мальчиков».
Д/и «Воспитанные мальчики и девочки». С/р игра «Детский сад». Чтение потешек: «Спи-ка голубочек, маленький сыночек»; «Катя, Катя маленька» и др. - беседа Консультация: «Гендерное воспитание детей через игру»Привлечь к подготовке к празднику для мальчиков, оформлению зала Выступление в клубе для родителей. педагог-психолог
Март «Праздник мам и девочек» Рассказ «У наших девочек тоже праздник»
Праздник «Маленькая красавица»
Д/и «Что такое хорошо и что такое плохо» - закрепление правил поведения Привлечь к оформлению группы, участие в подготовке к празднику Наблюдения за воспитанниками
Апрель «Одежда девочек и мальчиков» Рассматривание одежды (зимняя, летняя, демисезонная, одежда для девочек и мальчиков.
Д/и «Оденем мальчиков зайчиков и девочек зайчиков» Заседание в «Семейной гостиной» : «Наши достижения» Мониторинг
Май «Закрепляем правила поведения в детском саду» Наблюдения за играми старших дошкольников. Беседа «Как вести себя в детском саду» Показ открытого мероприятия по НОД Выступления на родительскихсобраниях
Список литературы
1. Т. Н. Доронова Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М. : Линка – Пресс, 2009
2. В. Д. Ефремова, Т. П. Хризман Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 1998
3. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб. : Питер, 2003
4. И. Я. Михайленко, Короткова Н. А. Организация сюжетно – ролевой игры в детском саду. НОУ «Учебный центр» им. Л. А. Венгера «Развитие». – М., 2000