Юлия Кустова
«Организация проектной деятельности в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Разработка плана детского проекта»
«Камень – чудо природы»
в подготовительной группе.
Информационная карта проекта
1. Полное название проекта : «Камень – чудо природы».
2. Автор проекта : Кустова Юлия Петровна.
3. Руководитель проекта : Кустова Юлия Петровна.
4. Кадры: воспитатели, муз. работник.
5. Тип проекта : «Исследовательско - творческий»
Публикация «„Организация проектной деятельности в ДОУ“» размещена в разделах
6. Цель, направление деятельности проекта : Сформировать экологические представления у детей 6 -7 лет о неживой природе (на материале камней).
7. Краткое содержание проекта :
В процессе режимных моментов педагог вместе с детьми обнаруживает проблему: Почему мы так мало знаем о камушках, которые нас окружают? Какие ещё бывают камни? Таким образом, было принято совместное решение расширить представления о неживой природе (на материале камней). Для реализации образовательного проекта был разработан алгоритм работы:
Организовать работу в системе «педагог – ребенок - родитель».
Использовать разнообразные формы работы с детьми; данный процесс организовать поэтапно : целепологание; разработка проекта, практическая часть, подведении итогов.
Включить эксперименты в содержание совместной деятельности педагога с детьми; обогатить развивающую предметно – пространственную среду материалами и оборудованием.
Привлечь родителей в совместную работу над проектом, создать атмосферу сотворчества.
8. Место проведения: д/с
9. Сроки проведения: 2 месяца.
10. Количество участников проекта : 2 взрослых ; 20 детей, родители воспитанников, коллекционер камней, муз. работник.
11. Возраст детей: 6 -7 лет.
12. Форма проведения: по подгруппам.
13. Ожидаемые результаты :
• Расширится кругозор детей о неживой природе (на материале камней).
• Пополнятся знания и представления детей о качественных характеристиках камней, о видах и свойствах камней посредством экспериментальной деятельности.
• Сформируются представления о роли камней в жизни человека.
• Сформируются умения устанавливать эмоциональные контакты со сверстниками.
• Дети овладеют умением решать проблемные ситуации, устанавливать причинно – следственные связи.
• Родители будут вовлечены в совместную работу над проектом «Камень - чудо природы» в атмосфере сотворчества.
Проблема педагогическая:
Дети проявляют интерес к объекту неживой природы (на материале камней, но имеют недостаточно знаний о видах, свойствах и использовании камня человеком.
Проблема детская: какие бывают камни, что с ними можно делать, для чего они нужны человеку?
Задачи педагогические:
• Расширить кругозор детей о неживой природе (на материале камней).
• Пополнить знания и представления детей о качественных характеристиках камней, о видах и свойствах камней посредством экспериментальной деятельности.
• Познакомить детей с ролью камней в жизни человека, некоторыми камнями, которые люди используют для своих целей с древних времён.
• Способствовать установлению эмоциональных контактов между сверстниками.
• Продолжать совершенствовать умение детей решать проблемные ситуации; устанавливать причинно – следственные связи, самостоятельно осуществлять элементарную поисково – исследовательскую деятельность.
• Привлечь родителей в совместную работу над проектом в атмосфере сотворчества.
Задачи детские:
Выяснить, почему камни разные на вид, может ли камень плавать, можно ли сломать камень, камень всегда холодный? Зачем человеку нужен камень?
Форма презентации:
Выставка: «Музей камня».
Игра КВН «Камень – чудо природы».
Этапы проекта :
Этап. Формы работы (с наименованием).Задачи.
1 этап.
Целеполагание. Воспитатель заметил, что дети на прогулке любят собирать камушки, рассматривать. На вопросы воспитателя: какие бывают камни, для чего они нужны, ответить затрудняются.
- Игровая ситуация: «Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром на дороге (показывает камень - минерал). Камень необычный. Чем он отличается от других камней? Вы хотите узнать больше о камне?
-Постановка проблемы.
-Игровое упражнение «Расскажи о камне».
Ввести детей в проблему.
Вызвать познавательный интерес к объекту неживой природы.
Заинтересовать в деятельности.
Выявить знания детей о камнях.
2 этап.
Разработка проекта.
- Совместное обсуждение плана работы.
- Подбор литературы (художественной, научной).
- Анкетирование родителей.
- Консультация родителей «Роль семьи в развитии поисково – исследовательской деятельности ребёнка».
Поддерживать интерес к проблеме;
Организовать деятельность детей;
Информационно обеспечить проект;
Выявить уровень интереса родителей к образовательному проекту.
Обогатить материалом центр «Юные исследователи»
3 этап.
Практическая часть.
- Цикл бесед: «Откуда берутся камни», «Камни бывают разными», «Как человек использует камни».
- Чтение худ. литературы П. П. Бажова: «Серебряное копытце», «Горный мастер»,
«Каменный цветок».
- Рассматривание научной литературы: «Камни мира», «Камни - минералы», «Драгоценные камни».
- Встреча с интересным человеком (коллекционер камней)
- ОД:
«В гостях у профессора Знайкина» - серия экспериментов.
(Приложение 1)
Д/и «Собери камушки по цвету», «Угадай, какой камень загадан», «Послание из прошлого».
- ОД:
Презентация «Камень – помощник человека» (слайды с изображением Московского метро, Японские сады из камня, профессии людей работающих с камнем.) (Приложение Б,В,Г).
- Оформление «Альманаха (песни, сказки, пословицы, поговорки, считалки о камне).Расширен кругозор детей о неживой природе (на материале камень).
Обогащены знания и представления детей о качественных характеристиках камней, о видах и свойствах камней.
Вызвать эмоциональный отклик у детей и родителей, желание узнавать о камнях.
Сформированы умения решать проблемные ситуации; устанавливать причинно – следственные связи, самостоятельно осуществлять поисково – исследовательскую деятельность; сформированы эмоциональные контакты между сверстниками.
Сформировать представления как человек использует камни.
Привлечь родителей в совместную с ребёнком работу над проектом.
4 этап.
Подведение итогов.
Презентация продуктов проекта :
- Папки – накопители «Минералы – сокровища Земли;
- Создание коллекций: «Камни минералы», «Речные камни», «Морские камни»;
- Творческий замысел своими руками «Превращение камешка»;
- выставка рисунков по произведениям П. П. Бажова.
- КВН по теме: «Камень – чудо природы»
- Вопрос к детям: «О каком предмете или явлении вы хотели бы узнать больше?
Систематизировать знания о видах камней.
Воспитывать нравственно – патриотические чувства к природным ресурсам родного края. (технология культурных практик «Коллекционирование»).
Развивать творческое мышление, воображение.
Совершенствовать умение иллюстрировать сказку в соответствии с содержанием худ. произведения.
Проверить сформированность ожидаемого результата.
Определить тему следующего проекта.
Приложение А.
Серия экспериментов
«В гостях у профессора Знайкина».
Эксперимент 1. «Определение цвета, формы камня».
Цель: выявить, что камни имеют различную форму, цвет.
Материал: набор речных и морских камней; лупы по количеству детей.
Карточка – схема.
Эксперимент 2. «Определение характера поверхности камня»
Цель: выявить, что камни имеют различную поверхность (гладкую и шероховатую).
Материал: набор речных и морских камней; лупы по количеству детей.
Карточка – схема.
Эксперимент 3. «Определение веса камня и его величины».
Цель: выявить, что вес камня зависит от его величины.
Материал: Два набора камней контрастных по величине: большие, средние, маленькие; бумага и цветные карандаши.
Карточка – схема.
Эксперимент 4. «Определение изменения температуры камня»
Цель: выявить, что камень нагревается, меняет температуру.
Материал: набор речных камней, безопасный отопительный прибор.
Карточка схема.
Эксперимент 5. «Определение плавучести камня».
Цель: выявить, что камень тонет в воде.
Материал: набор речных камней, миски с водой; изо материалы: кусочки бумаги, листы картона, набор цветных карандашей.
Карточка – схема.
Эксперимент 6. «Определение твёрдости камня»
Цель: выявить твёрдость камня. Понять, что нелегко изменить форму камня.
Материал: набор речных камней, кусочки пластилина, кусочки бумаги, молоточек, один большой камень, набор цветных карандашей.
Карточка – схема.
Эксперимент 7. «Определение прохождения магнитных сил».
Цель: выявить, что камни не пропускают магнитные силы.
Материал: кусочки магнита по количеству детей; набор речных камней; различные металлические и не металлические предметы: скрепки, бумага, пластмассовые крышки и пр.
Карточка – схема.