Папки-передвижки

Организация работы по экологическому воспитанию с детьми, имеющими нарушения слуха

Наталия Новокрещенова
Организация работы по экологическому воспитанию с детьми, имеющими нарушения слуха

Новокрещенова Наталия Ивановна,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 71 «Незабудка»

Поступающие в специальное дошкольное учреждение маленькие слабослышащие дети имеют крайне бедные представления об окружающих их предметах и людях. Дети не только не могут их назвать, обозначить словом, но плохо выделяют их из группы разнородных предметов, с трудом узнают в изменившейся ситуации, не различают предметы по функциональному назначению, и даже не всегда могут соотнести реальный предмет с его изображениями. Поэтому необходимо специально знакомить детей с миром вещей, окружающих человека. Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии, достаточно сложно. Наряду с нарушением слуха, многие наши дети имеют нарушения в интеллектуальной, двигательной, нервно-психической и эмоциональной сферах. Для детей, посещающих наш детский сад, характерна низкая познавательная активность, отсутствие интереса к знаниям. Наряду с недостаточностью развития у детей процессов восприятия, внимания, памяти, отставания в развитии речи, у них также наблюдается трудности в общении с детьми и взрослыми.

Публикация «Организация работы по экологическому воспитанию с детьми, имеющими нарушения слуха» размещена в разделах

Вот почему педагогу необходимо научить каждого ребенка ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, педагогу следует уделять больше внимания комплексному изучению природы. Природа окружает ребенка с самого рождения и своей необычностью, новизной и разнообразием эмоционально воздействует на него, вызывает радость, восторг, удивление, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.

Основными методами обучения являются:

Наблюдение за объектами;

Демонстрация объектов: моделей, мультфильмов, диафильмов, диапозитивов, слайдов;

Элементарные опыты с природными материалами;

Упражнения и разнообразные игры;

Чтение художественных произведений о природе;

Трудовая деятельность во время прогулки;

Работа с природным материалом;

Изобразительная деятельность в экологическом направлении.

• Наблюдение за объектами. Наблюдение – один из основных компонентов прогулки. В организации наблюдений следует предусматривать системность, обеспечивая их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труде, взаимоотношениях, обогащают эстетические представления (конкретные и яркие представления о природе).

1. Наблюдение за явлениями природы. Наблюдения в природе бывают случайными и неожиданными, так как каждый день в природе неповторим. Наблюдения могут быть эпизодические, которые продолжаются несколько минут (например, таяние снега при разной температуре, за бабочкой, за пчелой) и длительные, которые могут продолжаться несколько дней или даже недель (например, за сезонными и суточными изменениями в жизни людей, животных, птиц, за ростом растений).

2. Наблюдение за живыми объектами. При ознакомлении детей с животным миром педагог формирует представления детей о животных, развивает эмоционально-положительное отношение к ним и воспитывает у детей нравственное поведение в природе. Первый результат экологического воспитания проявляется в интересе, удивлении, в чувстве радости, восторге от живых существ, находящихся в ближайшем окружении.

3. Наблюдение за растениями и животными в уголке природы. Систематически наблюдая за растениями и животными в уголке природы, привлекая детей к труду, педагог формирует у детей сознательное отношение к выращиванию растений и уходу за животными, воспитывает чувство ответственности. У детей формируются навыки исследовательской деятельности, самостоятельность.

Демонстрация объектов: моделей, мультфильмов, слайдов

1. Моделирование в нашей группе:

модель «Потребности растений» (вода, свет, тепло);

модель «Дикие животные»;

модель «Домашние животные»;

обобщающая схема «Времена года (месяцы)» (сравнение времен года лето-зима, весна-осень; прослеживание за изменениями, происходящими в окружающем мире по месяцам) .

2. Демонстрация слайдов по темам «Осень», «Зима», «Бабочки», «Домашние животные», «Дикие животные».

3. Просмотр мультфильмов. Просмотры мультфильмов, например, «Цыпленок», «Украденное солнце», «Муха-цокотуха»; «Кто сказал «мяу»?», «Заюшкина избушка», «Теремок» и др. закрепляют знания детей по экологическому воспитанию, полученные после чтения детской литературы. Такие мультфильмы как «Приключения Лунтика и его друзей» — расширяют знания детей о жизни насекомых, жителей подводного мира, ненавязчиво обучают детей общению, воспитывают доброту и заботу о ближних.

Элементарные опыты с природными материалами: «Насыпь песок в чашки», «Следы на песке», «Печем куличи», «Вода окрашивается в разные цвета», «Замораживание окрашенной воды», «Знакомство со свойствами снега: тает в помещении; в теплую погоду снег липкий; в морозную – сухой, скрипит под ногами и т. д.», «Плавающие листья, цветы, шишки» и т. п.

Упражнения и разнообразные игры:

1. Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Части суток», «Домашние и дикие животные», «Кто, где спит?» и др. ;

2. Сюжетно-дидактические игры: «Овощной магазин», «Веселый зоосад» и др. ;

3. На развитие воображаемых движений: «Под дождиком», «Разные ветры», «Падающие листья», «Солнце и луна», «Солнечные зайчики» и др. ;

4. Авторские театрализованные игры: «Прогулка за грибами», «Кто в лесу живет?», «Осенняя сказка», «Зимняя сказка», «В гостях у солнышка» и др.

Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других форм и методов работы :

— Рассказ воспитателя во время наблюдений на прогулках, из личного опыта и т. п. ;

— Беседы на темы «Осень», «Что нам осень принесла», «Зима», «Зима холодная», «У нас в гостях Снегурочка», «Весна пришла» и т. п. ;

— Рассматривание картин с содержанием, доступным детям: иллюстрации природы, животных, прогулок в разное время года и т. п.

• Чтение художественных произведений о природе

1. Малые фольклорные формы: «Солнышко-ведрышко!», «Травка-муравка», «Лето», «Уж ты, радуга-дуга», «Уж ты, зимушка», «Заинька», «Ласточка», «Совушка», «Петушок», «Барашенька» и др. ;

2. Сказки: «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Теремок», «У солнышка в гостях», «Гуси-лебеди» и др. ;

3. Произведения классической и современной литературы: А. Плещеев «Уж тает снег», «Осень наступила», «Травка зеленеет»; Н. Полякова «Доброе лето»; И Суриков «Первый снег пушистый»; Н. Саконская «Божья коровка»; Е. Серова «Колокольчик», «Одуванчик», «Ландыш», «Волчонок»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится»; И Токмакова «Как на горке снег, снег», «Весна»; К. Ушинский «Спор зверей» и др. ;

• Трудовая деятельность во время прогулки – неотъемлемая часть экологического воспитания. Обычно дети с удовольствием помогают наводить порядок на участке (вместе со взрослыми убирают опавшие листья, сгребают снег, подметают мусор, ухаживают за растениями на грядках, клумбах и т. п.).

Работа с природным материалом – дает педагогу возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Дети с удовольствием творят, создавая поделки из листьев, шишек, веточек, коры, семян растений и т. п. Педагог учит детей различать в причудливых очертаниях природного материала знакомые предметы, создавать интересные образы; развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание созидать.

• Изобразительная деятельность в экологическом направлении. Природа всегда служила содержанием детского изобразительного творчества. Создаваемые детьми рисунки, поделки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. Целенаправленные наблюдения объектов природы вызывают у детей положительные, яркие эмоциональные переживания, которые повышают интерес детей к природе и вызывают желание отражать ее явления в своем творчестве.

Эти методы позволяют формировать представления детей о разнообразии окружающего мира, отношение к тому, что их окружает; формировать представления о разнообразии функциональных свойств и назначениях объектов, учить детей анализировать их, устанавливать причинные, временные и другие связи между ними; развивать последовательность познавательных установок: «Что это такое? Что с ним можно делать? Зачем он нужен? Почему он такой?».

Литература:

1. Баряева Л. Б. Гаврилушкина О. П. Зарин А. Соколова Н. Д. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». – 2-е изд. перераб. и доп. – СПб. КАРО, 2009. – 272 с.

2. Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий». – М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 80 с.

3. Золотова Е. И. «Знакомим дошкольников с миром животных: Кн. для воспитателя дет. сада»/Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – 2-е изд. перераб. – М. Просвещение, 1988. – 159 с. ил.

Публикации по теме:

Коррекционная направленность занятий с детьми, имеющими нарушения зрения «Коррекционная направленность занятий с детьми, имеющими нарушения зрения». Воспитатель группы компенсирующего вида для детей с ослабленным.

Организация работы в ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возрастаОрганизация работы в ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Младший возраст: Цель: раскрыть детям мир природы, пробудить интерес к ней, формировать бережное отношение ко всему живому и вводить в игры.

Использование лепбука в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная книжка или папка с кармашками, дверками,.

Консультация для педагогов «Работа с детьми, имеющими нарушения поведения» Консультация для педагогов: «Работа с детьми, имеющими нарушения поведения» Сегодня мы поговорим о том, как работать с детьми, имеющими.

Консультация для педагогов «Театр как форма работы с детьми, имеющими нарушения речи» Уважаемые коллеги! Театральное искусство требует навыков перевоплощения, дети с удовольствием выступают на сцене, участвуют в спектаклях,.

Коррекционные игры и упражнения с детьми, имеющими нарушения в интеллекте для преодоления агрессивного поведения Цель: Знакомство с коррекционными играми и упражнениями для детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии с признаками агрессивного.

Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики рук с детьми, имеющими нарушения речи. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего дошкольного возраста четко выступает.

Организация работы по воспитанию и обучению детей c ФФНР и с нарушением слуха в смешанной группе (из опыта работы) Конечной целью специального образования детей с психическими и физическими отклонениями является полное интегрирование в общество, использование.

Организация работы по экологическому воспитанию Организация работы по экологическому воспитанию структурного подразделения «Детский сад №27 «Светлячок» ГБОУ СОШ №1 г. о. Чапаевск в рамках.

Проектная деятельность с детьми, имеющими речевые нарушения Проектирование как метод работы в детском саду появился сравнительно недавно и успешно развивается. Это интересный, ёмкий метод работы с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по экологическому воспитанию с детьми, имеющими нарушения слуха
Опубликовано: 20 января 2018 в 17:13
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД