виктория чеснокова
«Организация работы с родителями в группе для детей с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы с родителями
в группе для детей с нарушением зрения
Чеснокова Виктория Александровна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №69»
ЭМР Саратовской области
Взаимодействие семьи и детского сада является очень важным звеном в воспитании ребёнка, так как главное место в воспитании детей отводится семье. Семья играет важную роль в формировании личности ребёнка. Дошкольной педагогикой накоплен большой опыт по работе с родителями. Существует много форм организации работы с родителями : родительские собрания, информационные папки-передвижки, анкетирование и др. Наряду с традиционными формами всё большее применение находят и нетрадиционные формы: творческие выставки, совместные праздники и досуги, проектная деятельность.
Публикация «„Организация работы с родителями в группе для детей с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В нашем дошкольном учреждении осуществляется комплексный медико-психолого-педагогический подход к сопровождению детей с нарушением зрения. Своевременное включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является необходимым условием для осуществления комплексного подхода к детям с нарушением зрения.
В наш детский сад дети попадают по направлению врача-офтальмолога, через ГМПК. Это дети с такими зрительными нарушениями, как косоглазие, амблиопия, гиперметропия, астигматизм. Если до этого времени ребёнок посещал другой детский сад и отношения со сверстниками и воспитателями сложились хорошо, то родители не всегда хотят переводить ребёнка из другого детского сада, стремясь ограничиться только медицинской помощи. В настоящее время очень большой поток информации, получаемый через телевидение, СМИ, интернет, книги привёл к тому, что многие родители обладают большими познаниями в воспитании и образовании детей дошкольного возраста, но, к сожалению, эти знания бессистемны, и не всегда применяются в соответствии с возрастом ребёнка и его возможностями. Тем более, большинство родителей не осведомлены о структуре коррекционного образования и не понимают возможностей коррекционно-развивающей среды. Свой отпечаток накладывает и социальный статус семьи. За 33 года работы нашей группы 55% детей — это дети из неполных семей, воспитываемые только матерями.
Исходя из выше сказанного, мы выделили три направления в работе с родителями :
- обучение родителей соблюдению офтальмологических рекомендаций (знание родителями диагноза ребёнка, особенностей зрительного восприятия детей с нарушением зрения, умение подбирать зрительную нагрузку, организовывать рабочее место и место для игр в зависимости от диагноза ребёнка);
- повышение педагогической компетенции родителей (педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми);
- оказание помощи родителям в вопросах воспитания детей.
Свою работу с родителями в младшей группе мы начинаем не с традиционного родительского собрания, а с проведения экскурсии по группе и детскому саду. Основная цель экскурсии — это демонстрация возможностей развивающей среды дошкольного учреждения. Так в группе мы знакомим родителей с игровые зонами; рассказываем о значении и использовании в работе зрительных тренажёров, различных пособий и дидактических игр для детей с нарушением зрения; объясняем, как найти информацию в родительском уголке. После этого мы вместе с медсестрой — ортоптисткой приглашаем родителей в кабинет с лечебной аппаратурой, где подробно рассказываем об использовании аппаратов и компьютерных программ для лечения детей. В заключении информируем родителей о дополнительных возможностях нашего дошкольного учреждения. Так в нашем детском саду работает логопункт, кабинет психолога, где нуждающиеся дети могут получить квалифицированную помощь логопеда и психолога, а так же разработан годовой план по оздоровлению детей, включающий в себя, различные мероприятия профилактического характера (приём витаминных отваров, кислородного коктейля и др.)
Следующий этап — это анкетирование родителей, которое направлено на выявление отношения родителей к проблемам ребёнка. Отрицание диагноза ребёнка достаточно распространённая позиция родителей. Им кажется, что, не смотря на низкую остроту зрения, ребёнок нормально видит, они не понимают особенностей зрительного восприятия детей с нарушением зрения, и как следствие не хотят одевать детям очки и тем более окклюдор. После сбора данных и обработки результатов, мы организуем родительское собрание, на которое приходят врач-офтальмолог и медсестра-ортоптистка. Цель этого собрания объяснить родителям физические особенности зрительного анализатора их детей в зависимости от диагноза, а так же показать и доказать насколько важна очковая коррекция, ношение окклюдора и выполнение рекомендаций врача-офтальмолога и учителя-деффектолога для здоровья детей. Учитель-деффектолог объясняет какие трудности физического и психологического характера испытывают дети при ношении окклюдора, и как родители могут им помочь в этот сложный период.
В дальнейшем учитель - деффектолог организует ещё одну консультацию со всей группой родителей, в которой объясняет особенности зрительного восприятия детей с нарушением зрения.
Родителям всегда интересно знать, как их дети проводят день в детском саду, поэтому воспитатели в родительском уголке регулярно оформляют фотовыставки по разным темам: «Как мы живем», «Экскурсия в осенний лес», «Наша галлерея», «Мы дежурим», «Наши занятия» и др. Кроме этого показываем короткие видеозарисовки на родительских собраниях и тематических консультациях. Такие формы работы помогают родителям увидеть своих детей в различных видах деятельности и составить более полное представление о воспитательной и образовательной работе в группе.
Эффективной зарекомендовала себя такая форма работы, как консультационно-практическое занятие. Оно может проводиться как с родителями, так и совместно с родителями и детьми. Основное условие проведения такого занятия - это непродолжительность и лаконичность. Оно не должно включать в себя большого количества теоретических знаний, а лишь краткое ознакомление с целью и коррекционной направленностью того или иного задания, упражнения или игры. Были проведены такие занятия на различные темы: «Развитие сенсорной сферы у детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста», «Зрительное внимание и память», «Игры, которые лечат», «Формирование графомоторных навыков у детей с нарушением зрения при подготовке к школе», «Зрительные гимнастики» и др.
Работа над развитием сенсорной сферы дошкольников, начатая в младшей группе, нашла своё продолжение в средней группе в виде проектной деятельности и творческой мастерской. Воспитателем группы был подготовлен и проведён совместно с родителями и детьми проект «Народная мудрость гласит», который был направлен на повышение мотивационной способности к охране зрения. Творческая мастерская позволяет родителям получить навыки коммуникативного общения, научиться лучше понимать своих детей, разнообразить домашний досуг.
В старшей группе большое внимание уделяем подготовке детей к школе. Работа, проведённая в предыдущие годы, позволила включить такие формы взаимодействия с родителями, как интеллектуальные игры, игровые обучающие занятия.
Индивидуальное консультирование родителей является обязательной формой работы. Общаясь с родителями индивидуально получаем возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы. Адресная помощь происходит как по запросу родителей, так и по инициативе учителя-деффектолога и воспитателей. Совместно со специалистами разрабатываем летние рекомендации для каждого ребёнка.
Ежегодно в конце апреля для родителей проводится «Неделя открытых дверей». Родители получают приглашение на посещение занятий, различных режимных моментов, развлечений. Наша практика показала, что родители с удовольствием посещают такие мероприятия, это даёт им возможность оценить успехи своих детей и увидеть их трудности в обучении.
Родители получают консультационную помощь всех специалистов. Каждый месяц один из специалистов детского сада приглашает к себе на консультацию родителей. Эта работа позволяет формировать педагогическую культуру родителей; ориентировать родителей на создание оптимальных педагогических условий в семье путём обучения родителей специфическим способам и приёмам взаимодействия с ребёнком.
Организация развлечений в группе к праздникам показала, что родители более охотно стали принимать участие в играх, готовить домашние задания и выступать вместе с детьми, стали более раскрепощёнными. Традиционным стало отмечать «День матери». К этому празднику дети готовят подарки для мам, разучивают стихи, поздравления. Такие праздники очень сближают родителей и детей.
Об успешности работы свидетельствует положительная динамика коррекции зрительных нарушений. В 2012-2013 учебном году в школу выпущено 9 детей, из них у 2-х детей полное выздоровление по остроте зрения, у 1 ребёнка снят диагноз амблиопия, у 1 ребёнка изменился характер зрения : с одновременного на бинокулярный.
Вся работа, проводимая с родителями, в конечном результате нацелена на то, чтобы родители поняли, что при поступлении ребёнка с нарушением зрения в школу, прекращение лечения и отсутствие специальных коррекционных занятий может привести к рецидивам зрительной глазной патологии. Поэтому очень важно закрепить результаты лечения в период начального школьного обучения, и эта задача полностью ложится на плечи родителей. Знания, полученные от специалистов ДОУ, помогут им справиться с этой задачей.