ирина Аверкиева
Организация взаимодействия воспитателя с семьёй по выявлению, поддержке и развитию одарённости у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одаренного ребенка.
Одарённость – это свойство личности человека, определяющее его возможности в достижении наилучших результатов в какой – либо сфере деятельности.
Типы одаренности, которые легко увидеть.
Публикация «Организация взаимодействия воспитателя с семьёй по выявлению, поддержке и развитию одарённости у дошкольников» размещена в разделах
- Интеллектуальный тип. Педагог легче всего видит и наиболее высоко оценивает такой тип одарённости. Таких детей называют «светлыми головами». Они обладают глубокими знаниями, хорошо анализируют различный материал, склонны к философскому осмыслению материала.
- «Академический» тип. При этом типе одарённости достаточно высокий т интеллект тоже имеет место, однако, на первый план выходят особые способности именно к обучению.
- Художественный тип. Этот вид одарённости, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, сценической деятельности.
- Креативный тип. Главная особенность этого типа выражается в нестандартности мышления, в особом, часто не похожем на других взгляд на мир. Этот тип одарённости с большим трудом обнаруживается на практике, так как стандартные программы не дают возможности этим детям выразить себя.
- Еще один тип одаренности, который легко увидеть, но нелегко принять именно как вид одаренности, - это лидерская, или социальная одаренность. Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность предполагаетлагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим, необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях решающим.
- Психомоторная или спортивная одаренность. Бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности.
Наилучшим периодом для развития способностей ребёнка является раннее детство и дошкольный возраст. Для детей этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У дошкольников хорошо развиты воображение, фантазия, нестандартность мышления, отзывчивость на окружающее.
Чтобы наилучшим образом развивать способности детей в детском саду необходимо создавать следующие условия:
- создание атмосферы доброжелательности, заботливости и уважение по отношению к ребёнку, обстановки поощряющей проявление его индивидуальности;
- наличие предметно – пространственной среды, соответствующей ФГОС, необходимой для свободного творческого самовыражения ребёнка в процессе образовательной и поисковой деятельности.
Любая деятельность с одарённым ребёнком должна отличаться разнообразным познавательным материалом, предназначенным для развития любознательности и исследовательской активности дошкольников, а также соответствующим интересам и потребностям ребёнка.
Для повышения уровня развития интеллекта дошкольника, используются развивающие игры и упражнения, разнообразный дидактический материал. Например, детям можно предложить такие задания: «Продолжи ряд», «Найди лишнюю фигуру», «Закончи мысль в высказывании» и тому подобное. Важно, чтобы ребёнок не только нашёл правильное решение, но и доказал, обосновал свой выбор.
Для развития творческих способностей. Ребёнка необходимо вовлекать в музыкальную, танцевальную деятельность, организовывать для них различные кружки и дополнительные занятия.
Однако у детей с высокими умственными и другими способностями возникает много сложностей. О них необходимо знать и помнить взрослым, как педагогам, так и родителям.
Одной из особенностей одарённого ребёнка является то, что почти во всех своих начинаниях он добивается успеха. Многие дети, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя как неудачника и не умеют пережить неудачу.
У ребёнка с ранним умственным развитием возникают трудности и во взаимоотношениях с другими детьми. Он очень далеко отрывается от сверстников (на 3-4 года умственного развития, у него возникают особые интересы. В результате он оказывается в изоляции от своей группы.
Взрослые: педагоги, родители должны всячески способствовать тому,
чтобы у одарённых детей не возникало психологических «преград» в общении со сверстниками. Как бы ни был талантлив ребёнок, его нужно учить. Важно воспитывать у него усидчивость, терпение, дружелюбие, приучать трудиться.
Взаимодействие с одарёнными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагогов личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одарённых детей и их обучения, тесного сотрудничества со специалистами, другими воспитателями, администрацией и обязательно с родителями.
Природой заложен огромный потенциал, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность достигать больших высот в развитии. Для развития способностей необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одарённости, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов, родителей.
Взаимодействие детского сада с семьёй одарённого ребёнка направлено на то, чтобы научить родителей понимать и принимать своего ребёнка таким, какой он есть. Родителям принадлежит особая роль – содействие развитию. В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребёнка. Поэтому практическая задача педагогов, оказывать всяческую поддержку семьям, имеющим способных и одарённых детей.
Работа с родителями одарё нных детей может проводиться по таким направлениям:
- психолого – педагогическое сопровождение семьи способного ребёнка;
- организация информационной среды для родителей;
- совместная практическая деятельность способного ребёнка и его родителей.
Целью психолого – педагогического сопровождения семьи является обучение родителей эффективному взаимодействию их с ребёнком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнёрства, расширение возможностей понимания одарённого ребёнка. Для эффективности этой работы необходимо проводить анкетирование, индивидуальные консультации, подбор научной и практической литературы для родителей.
Важным моментом работы с одарёнными детьми и их родителями является создание информационной среды, комплексных мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями одарённых детей. Для родителей дошкольников может быть разработан цикл родительских собраний «Я и мой ребёнок – поиск взаимопонимания». Для того, чтобы собрания были наиболее эффективными, используются различные формы общения:
- информационно – практические беседы;
- обучающие семинары;
- круглые столы;
- творческие лаборатории родителей;
- обмен мнениями;
- создание различных распечаток, памяток, газеты для родителей;
- проведение различного вида анкетирования, тестирования для выявления интересов, просьб, предложений в работе с родителями.
В настоящее время взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребёнка и обеспечении преемственности детского сада и школы.
На сегодняшний день важно то, что во многих дошкольных учреждениях сложилась определённая система в работе с родителями. Использование различных форм работы даёт определё нные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками образовательного процесса и помощниками педагогов.