Получи документы

«Перелетные птицы собираются в теплые края». Логопедическое занятие с использованием мнемотехники и логоритмики (6 фото)

Татьяна Петрова
«Перелетные птицы собираются в теплые края». Логопедическое занятие с использованием мнемотехники и логоритмики

в подготовительной логопедической группе № 11 "Смешарики"

Коррекционно-образовательные цели:

1. формирование и усвоение представлений о перелетных птицах;

2. расширение семантического поля по теме «Перелетные птицы»;

3. совершенствование навыка пересказа с опорой на мнемотехническю таблицу;

4. совершенствование навыка звукового анализа слов;

5. формировать фразовую и связную речь

Публикация «„Перелетные птицы собираются в теплые края“, Логопедическое занятие с использованием мнемотехники и логоритмики» размещена в разделах

Коррекционно-развивающие цели:

1. развитие фонематического восприятия

2. развивать логическое мышление, сенсорно-зрительное восприятие и внимание

3. развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику, координацию движений с речью.

Коррекционно-воспитательные цели:

1. воспитывать бережное отношение к птицам;

2. закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях;

3. воспитание любви и бережного отношения к природе.

Содержание образовательной деятельности

Логопед: - Ребята, отгадайте загадку:

Птицы стаями летят.

Грустно. Дождь и листопад.

Ветер тучи в небе носит,

Потому что это…. (осень) Н. Нищева

Какое сейчас время года? (осень). А какая осень? (поздняя, добиваемся полных ответов).А назовите мне признаки осени.

Д/И «Подбирай и называй» (стало холодно, часто идут дожди, на деревьях появились разноцветные листья, на улицах лужи, птицы улетают в теплые края, люди одеваются в теплую осеннюю одежду)

Логопед: - Ребята, я вас сегодня приглашаю на прогулку в осенний лес.

Логопед: - На чем мы можем туда отправиться? (на машине, автобусе, пешком)

Развитие общей моторики - Упражнение «Осень»

Дождик, дождик

Целый день Дети хлопают в ладоши

Барабанит в стекла Дети хлопают по коленкам

Вся земля, вся земля

От воды размокла Дети топают на месте

Нарядили ножки в новые сапожки, Дети «надевают сапожки на ноги»

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке Дети ходят на месте

Вы шагайте, топайте,

По лужам не шлепайте, Дети высоко поднимают колени

В грязь не заходите, сапожки не рвите Дети перешагивают через лужи

Логопед: - Ребята, вот мы и пришли с вами в лес.

Развитие речевого дыхания и голоса.

Слышите, как ветер в парке запел свою песню: (звучат звуки ветра)Давайте повторим звук ветра С-С-С-С-С-С (с усилением звука)

А теперь – березы: (звучит шум деревьев, теперь повторим М-М-М-М-М (тихо, высоким голосом)

А вот и ели наши зашумели: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

Ветер в лесу стал стихать, даже слышно, как последний комарик пищит: з-з-з-з-з.

Логопед: - Ребята, а я сейчас слышу пение птиц (запись пения птиц).

Развитие музыкального слуха.

Логопед: А теперь закройте глазки и послушайте пение птиц. (кукушка, соловей, трясогуска, журавли, утки, жаворонка, аиста). Какую птичку вы узнали (дети слушают и угадывают голоса птиц.).

-Ребята, а мне кажется эти птички прощаются с нами. Кто скажет почему? (эти птицы перелетные, они улетят на юг)

-Что заставило птиц покинуть свои гнезда? (ответы детей)

- Какие птицу улетают первыми? (Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. Улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые.)

-Какие слова прячутся в слове насекомоядные (прячутся два слова: едят насекомых. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл.)

-Какие птицы еще готовятся к отлету? (водоплавающие, когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы – гуси, утки и лебеди.)

Какие слова прячутся в слове водоплавающие– (плавать в воде.)

-Назовите мне водоплавающих птиц? (утки, селезни, лебеди)

Развитие музыкального слуха и ритма.

Давайте споем песенку «Селезень» Н. Нищева, Л. Гавришева с металлофонами

Серый селезень в реке,

От утят невдалеке.

Очень селезень красивый,

Шея сизая с отливом.

«Перелетные птицы собираются в теплые края». Логопедическое занятие с использованием мнемотехники и логоритмики

Упражнение «Назови птенца» (развитие грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами – ат -, - ят -)

Логопед: Давайте вспомним в игре с мячом, как называются птенцы других перелетных птиц.

У скворца – скворчата

У грача – грачата

У гуся – гусята

У утки –утята

У селезня – утята

У журавля – журавлята

У стрижа – стрижата

У кукушки – кукушата

У лебедя – лебедята

У аиста – аистята

Логопед: У меня есть для вас еще загадка

Это что за птицы

Плавают в водице?

Крылья крапчатые,

Ножки лапчатые.

В песенке весёлой

Их пасут бабуси.

Догадались, кто это?

Ну, конечно, (Гуси) !

Развитие музыкального слуха и ритма.

Давайте споем песенку «Гуси» с ложками, отбивая ритм муз. и сл. М. Лазарева

Гуси медленно идут,

Вперевалочку бредут.

Гуси га – га – га – гогочут,

Будто весело хохочут (2 раза)

Га – га – га, га – га –га,

С перепонками нога (2 раза)

Фото «Перелетные птицы собираются в теплые края»

Логопед: Давайте еще поиграем? Дети кто самый внимательный? Найдите ошибку. Послушайте внимательно загадку:

В Африку прилетели (Автор: Деменкова О. С)

На деревья сели

Соловей, журавль, утка,

Грач, скворец и воробей

Где ошибка угадай?

И скорее отвечай.

Музыкальная игра «и журавлики».

. Логопедическое занятие с использованием мнемотехники и логоритмики - фото

1. Пение с ходьбой.

Лягушки-квакушки по берегу гуляют,

Комариков-судариков, да мошек собирают.

Журавлики-кораблики летят под небесами,

Всё серые, да белые, да с длинными носами.

2. Ходит Журавль. прыгают. (смена музыки_

3. Журавль ищет лягушек. спрятались – замёрзли (забирает тех, кто пошевелился).

Упражнение на релаксацию, регуляцию мышечного тонуса.

- Наступила поздняя осень, выпал первый снег. Холодно.

- Мы замерзли. Присесть, обхватить колени руками, сжаться в комочек, голову наклонить к коленям, напрячь мышцы.

- Выглянуло солнышко. Стало тепло. Встать, потянуть руки вверх, сбросить руки через стороны вниз, наклониться, расслабиться.

Пение. Развитие музыкального слуха.

И птицам стало холодно, мало корма, они улетают в тёплые края, нам надо попрощаться с ними.

Стих «Птицы улетают» Т. Шорыгина

Листья желтые облетают,

Высыхает трава на болотах,

Собираются птицы в стаи

И уже готовы к отлету.

И прощаясь с родными местами,

С опустевшими сжатыми нивами,

Долго кружат они над лесами,

Над крутыми речными обрывами.

Возвращайтесь, птицы, весною,

Когда зеленью лес оденется,

Зашумят молодой листвою

Каждый куст и каждое деревце!

Песня «Скворушка прощается»

Упражнение, регулирующее мышечный тонус «Журавлиный клин».

Логопед: Шли мы, шли и до болота дошли.

- Подойдем к лесному болоту и посмотрим на журавля.

- Как поет журавль?

- Журавль- крупная перелетная птица.

- Какого цвета оперение у журавля?

- Какая шея у журавля? А клюв?

- Какие ноги у журавля?

- Что ест журавль?

- Где строит гнездо журавль?

- Журавли умеют красиво танцевать.

- Какой фигурой летают журавли.

- На какую фигуру похож клин?

- Покажем «клин» руками.

- Журавль «вожак» летит первым, другие парами, образуя клин.

- А вы знаете, каким образом птицы летят? Правильно, стаей, но еще могут лететь: вереницей, поодиночке, клином. (Картинки).

Гуси, утки, лебеди улетают вереницей - цепочкой;

ласточки, грачи, скворцы – стаей;

журавли – клином;

кукушки – поодиночке.

- Сейчас мы превратимся в птиц и будем «летать» по залу. Я буду показывать вам схему, а вы будете строиться так, как показано на схеме. (Смена музыки и схемы).

Упражнение «Закончи предложения» словами «Длинноногий журавль» (совершенствование грамматического строя)

В поле я увидела. (длинноногого журавля).

Я долго наблюдала за. (длинноногим журавлем).

Мне очень понравился этот красивый и стройный. (длинноногий журавль).

Я хотела подойти к. (длинноногому журавлю).

Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе. (длинноногий журавль).

Я рассказала маме о. (длинноногом журавле).

Мама сказала, что нельзя подходить и пугать. (длинноногого журавля).

Я обещала маме больше не подходить к. (длинноногому журавлю).

Теперь я буду только издалека наблюдать за. (длинноногим журавлем).

Чтение рассказа И. Соколова – Микитова «Улетают журавли» (Развитие речевого слуха по Н. Нищевой)

В золотые oсенние дни собрались к отлету журавли. Покружили над рекой, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в теплые страны. С высокого ясного неба слышали мы их прощальные клики. До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною.

Фото №1 в подготовительной

Беседа по тексту. (Развитие диалогической речи. Словарная работа (расширение представления о переносном значении слов).

Логопед организует с детьми беседу по картине, поместив на мольберт перед ними мнемотехническую таблицу

Логопед. Давайте поговорим о рассказе, который я вам прочитала. На мои вопросы вам поможет ответить вот эта таблица.

Как автор называет дни, в которые собрались к отлету журавли?

Дети. В золотые осенние дни собрались к отлету журавли.

Логопед. Разве дни могут быть золотыми? Почему автор так называет их?

Д е т и. Он называет дни золотыми, потому что это дни золотой осени, когда деревья стоят в желтой, красной и оранжевой листве,

Логопед. Что сделали журавли, собираясь к отлету?

Дети. Они покружили над рекой, над родным болотом.

А потом собрались в косяки и потянулись в теплые страны.

Логопед. Что за звуки раздавались в небе?

Дети. С высокого ясного неба были слышны прощальные крики журавлей.

Логопед. Автор говорит не крики, а клики, от слова кликать, звать. Чем автор заканчивает рассказ?

Дети. До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!

Логопед. Вы очень хорошо ответили на мои вопросы. Послушайте рассказ еще раз, потом подумайте одну минуту и попробуйте пересказать его.

Повторное чтение рассказа логопедом. (Развитие речевого слуха.)

Пересказ рассказа детьми с опорой на мнемотехническую таблицу. (Совершенствование навыка пересказа. Развитие связной речи.)

Дети по очереди пересказывают рассказ с помощью мнемотехнической таблицы.

Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы» - развитие мелкой моторики

Птицы перелетные

В стаи собираются,

В края теплые летят,

До весны прощаются.

Стаи журавлиные,

Стаи лебединые,

Стаи соловьиные,

Гусиные, утиные –

К югу все они летят,

Здесь замерзнуть не хотят.

Как наступят холода –

Не найдется им еда. Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.

Сжимают пальцы рук в кулаки.

Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз.

Двигают пальцами рук – «машут, прощаются».

Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке (или по очереди

Игра «Посели птичку на дерево» (развитие фонематических представлений по Н. Нищевой)

Фото №2 Логопедические занятия логопедической группе Смешарики Коррекционно образовательные цели

Логопед: Давайте вспомним еще раз перелетных птиц (по картинкам). Надо поместить птиц со звуком [Р] в названия на дикую грушу, расскажите о том, где они сидят.

Дети: Грач и дрозд сидят на груше.

Логопед: Птиц со звуком [ Р,] в названии поместите на березу.

Дети: Скворец и стриж сидят на березе.

Логопед: Птиц со звуком [Л]в названии поместите на дикую яблоню.

Дети: Ласточка и иволга сидят на яблоне.

Логопед: Птиц со звуком [ Л,] в названии поместите под клен.

Дети: Лебедь и кулик стоят под кленом.

Логопед: Пора собираться домой, посмотрите, кто это здесь на опушке?

Сценка «осенние разговоры»

Черепаха.

Слышишь, улитка?

В дальние страны

Ветер уносит птиц караваны.

Видишь их? Взмыли они в небеса.

Тихими станут наши леса.

Как хорошо нам без их трескотни

В долгие ночи, зимние дни!

Что ж ты, Улитка? Что ты молчишь?

Спряталась в домик. О чем ты грустишь?

Улитка.

Нет, Черепаха, зимою и летом

Я не скучаю в домике этом.

Скромно живу и не знаю, бывает,

Кто улетает, а кто прилетает.

Что ж тут грустить? Но другие иначе…

Слышишь, Лягушка об Аисте плачет?

Лягушка.

Вот насмешили! Вот чудаки!

Аист меня сторожил у реки.

Он улетел, и, скажу вам, друзья,

Только теперь успокоилась я.

Квакаю громко и не боюсь,

Что у него в животе окажусь.

Слышите, каркает Ворон на ели?

Ворон жалеет, что все улетели.

Ворон.

Мне ли жалеть? Мне ли плакать о том?

Здесь я остался лучшим певцом.

Слушайте дивную песню мою.

Сладок мой голос, когда я пою.

Заяц.

Ворон, эх, Ворон! Что каркаешь в чаще?

Певчие птицы нам пели послаще.

Только они улетели на юг,

Голо и тихо стало вокруг.

Грустная осень пришла на поля,

Снегом покроется наша земля.

Лес золотой осыпает листву.

Я одиноко и скучно живу.

Птицы! Прошу, возвращайтесь скорей,

С вашими песнями станет теплей.

Фото №3 формирование и усвоение представлений о перелетных птицах

Логопед: Ребята, птицы улетели на юг, но обязательно вернуться весной. И снова защебечут наши леса дивным пением.

Пальчиковая гимнастика. – (развитие мелкой моторики.)

Тили- тели, тили- тели-

На юг птицы полетели!

Полетел и скворушка-

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж-

А весной все прилетели,

Песни звонкие запели!

Публикации по теме:

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников» Мнемотехника - методы и приёмы, облегчающие процесс запоминания информации. Происходит.

Интегрированное занятие в старшей группе «Лакомство для пернатых» (Экология) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,.

Использование и значение мнемотехники для познавательно-речевого развития детей с ОВЗ В дошкольном детстве ребёнку приходится решать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений.

Использование логоритмики в коррекционно-педагогической работе по устранению речевых нарушений у детей Логоритмика представляет собой эффективное дополнение к системе логопедических занятий, поскольку логоритмические упражнения всегда подчинены.

Использование мнемотехники в разучивании стихотворений с детьми Цели: - Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним. - Эмоциональное сближение всех участников.

Использование мнемотехники в связной речи В настоящее время все более актуальной становится проблема формирования связной речи у детей. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами,.

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи Речь-одно из самых важных приобретений ребенка дошкольного возраста! На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и.

Логопедическое занятие с элементами логоритмики «В гостях у сказки» Логопедическое занятие "В гостях у сказки".Цель:* обобщать знания о сказках; * развивать умения узнавать сказки и их героев; * развивать.

План самообразования «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей 4–5 лет» Тема: «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей 3-4 лет» Цель работы: Повышение своего теоретического уровня, профессионального.

Семинар-практикум «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Семинар-практикум «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Послушай — и ты узнаешь, Посмотри — и ты поймешь, Сделай — и ты научишься.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Перелетные птицы собираются в теплые края». Логопедическое занятие с использованием мнемотехники и логоритмики
Опубликовано: 16 ноября 2016 в 19:52
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД