Папки-передвижки

Особенности изобразительной деятельности в детском саду

Елена Кулебакина
Особенности изобразительной деятельности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из важных условий формирования личности человека является эстетическое воспитание, которое предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков творческой деятельности. Эстетическое воспитание играет важную роль для полноценного художественного развития каждого ребенка и формирования его изобразительного творчества. Наиболее полно изобразительное творчество у детей дошкольного возраста проявляется в рисовании, лепке, аппликации. Важное условие развития детского изобразительного творчества - овладение навыками и умениями, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях.

Публикация «Особенности изобразительной деятельности в детском саду» размещена в разделах

Организованное приобщение ребенка к изобразительной деятельности начинается в детском саду, в первой младшей группе (третий год жизни). Здесь необходимо вызвать у детей интерес к действию с бумагой и карандашом. Надо научить ребенка замечать нанесенные на бумагу штрихи и линии, следить взглядом за движением карандаша. Постепенно следует учить находить сходство получившихся штрихов и линий с окружающими предметами. На этом этапе важно научить детей правильно держать карандаш и кисть.

На занятиях лепкой дети овладевают умением изменять кусок пластилина, сжимая его руками и вдавливая пальцами, отщипывают небольшие кусочки от общего комка. Затем нужно учить детей придавать комочку определенную форму, полепив его пальцами или раскатывая между ладонями. На этом этапе обучения полезен такой прием-воспитатель берет руку ребенка в свою и вместе с его рукой совершает определенные движения. Ребенок при этом чувствует характер движения, его протяженность и увереннее действует сам.

У детей четвертого года жизни (вторая младшая группа) формируется представление об основных цветах, форме предметов. Дети осваивают изображение предметов, состоящих из одной или нескольких частей разной величины. В это время начинается отработка навыка сохранения направления движения по окружности и по прямой. Перед тем как приступить к рисованию на бумаге необходимо изобразить круг или прямоугольник в воздухе.

Необходимо продолжать учить детей правильно держать карандаш и кисть, обмакивать кисть в краску, отжав одним движением о край баночки лишнюю каплю.

На занятиях аппликацией дети должны овладеть техникой наклеивания, и прежде всего приемами намазывания деталей клеем. На этом этапе нужно научить детей работать на клееночке, брать немного клея на кисточку, прижимать изображение салфеткой, чтобы впитался лишний клей. Все элементы на занятие даются уже вырезанными.

В средней группе необходимо закреплять и совершенствовать умение изображать предметы различной формы, как одночастные, так и состоящие из нескольких частей, учить передавать расположение частей, окраску предметов, характерные детали. Нужно научить детей передавать различие предметов по величине и по положению-вертикальному и горизонтальному, рисовать прямые линии и дуги в разных направлениях. Продолжается обучение правильному владению карандашом и кистью: широкие линии рисуются краской при наклонном положении кисти по отношению к бумаге, с опорой на весь ворс. Рисование точек и мелких деталей должно осуществляться концом кисти. В это время важно научить детей закрашивать без пробелов, не выходить за линии контура. На занятиях аппликацией некоторые детали даются в готовом виде (квадраты, прямоугольники, а другие, например, треугольники могут вырезать сами из квадратов, разрезав их по диагонали. Занятие строиться таким образом: дети рассматривают готовую постройку, называют ее части, расположение их в пространстве и по отношению друг к другу, а затем ребенок готовые части располагает их у себя на бумаге и наклеивает. На занятиях в средней группе следует больше активизировать детей, обращаясь к ним с вопросами, вызывать детей для показа способа изображения к доске.

В старшей группе ребенок способен к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания. Он может самостоятельно решить, что он будет рисовать или лепить по своему выбору или на заданную тему, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет. В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием.

Выразительность образа достигается с помощью изображения деталей и дополнительных предметов, создающих обстановку. Ребенок сознательно отбирает те детали, которые способствуют раскрытию образа.

Ребенку, особенно в младшем возрасте, в изображении деталей присуща случайность. Не всякая изображенная им деталь усиливает выразительность. Наиболее доступным выразительным средством для дошкольника является использование цвета.

Познакомившись со многими цветами, дети 4—5 лет часто используют их как выразительное средство, помогающее сделать изображение красивее, наряднее, т. е. используют его в декоративном плане. Здесь также наблюдается нарушение реальной окраски, так как вначале ребенка привлекают яркие контрастные сочетания цветов. Эта декоративность может иногда противоречить характеристике образа.

Постепенно дети старшего дошкольного возраста отходят от декоративной раскраски, овладевая разными оттенками. С развитием восприятий и эстетических чувств они начинают использовать цвет для передачи настроения образа. Хотя все же используют цвет и в эмоциональном плане: то, что нравится, окрашивают в яркие тона, нелюбимые, страшные образы — в темные.

Если в младшем возрасте движение не изображается, то детям старшего возраста доступно изображение предметов в движении, что может сделать образ выразительным. В старшем дошкольном возрасте чувство ритма также помогает создать композиционно заполненную картину. Особенно используются ритм и симметрия в декоративных работах, где выразительность во многом зависит, кроме цвета, от ритмичности построения.

Задачами обучения в подготовительной группе являются следующие:

научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению;

научить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы;

развивать композиционные умения (расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета);

развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета);

развивать технические навыки (умение смешивать краски для получения различных цветов и их оттенков;

накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета).

Публикации по теме:

Детское творчествоДетское творчество "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают.

Влияние художественного творчества на всестороннее развитие ребенка. Влияние художественного творчества на всестороннее развитие ребенка Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности изобразительной деятельности в детском саду
Опубликовано: 24 января 2015 в 18:26
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности изобразительной деятельности в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кулебакина (УИ 287485) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД