«Особенности организации коррекционной работы с детьми в группах компенсирующей направленности»

Виктория Сидоренко
«Особенности организации коррекционной работы с детьми в группах компенсирующей направленности»

В соответствии требованиям «Федерального государственного стандарта дошкольного образования», САНПина, Порядка организации образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности реализуется «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР с 3 до7 лет» (автор Н. В. Нищева)

Цель данной прграммы:

построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников

ПРОГРАММА ИМЕЕТ В СВОЕЙ ОСНОВЕ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ:

• Принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

• Принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

• Принцип поддержки детской инициативы и формирование познавательных интересов каждого ребенка;

• Принцип интеграции усилий специалистов;

• Принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условий образовательным и возрастным особенностям детей;

• Принцип систематичности и доступности учебного материала;

• Принцип постепенности подачи учебного материала;

• Принцип концентрического наращивания материала.

Программа является комплексной и позволяет организовывать коррекционную и развивающую работу по всем направлениям, обеспечивая интеграцию взаимодействия всех специалистов ДОУ. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований всех сотрудников ДОУ возможно преодоление выравнивания речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего развития.

В данной программе даны рекомендации по созданию и оснащению предметно – пространственной развивающей среды группы, приведены методические рекомендации по осуществлению взаимодействия с родителями детей группы, предложена система педагогической диагностики развития детей, а также даны рекомендации по проведению диагностики детей в каждой возрастной группе.

Данная программа предполагает сотрудничество специалистов ДОУ в реализации содержания образовательных областей

ОО «Речевое развитие» Учитель-логопед 4 групповых занятия,

Подгрупповые и индивидуальные занятия

ОО «Познавательное развитие» Воспитатели

Педагог-психолог

Учитель-логопед ФЭМП

Конструирование из различного материала

Этикет

Безопасность

ОО «Социально-коммуникативное развитие» Воспитатели

Учитель-логопед Чтение художественной литературы

ОО «Художественное- эстетическое развитие» Воспитатели

Музыкальный руководитель

Воспитатель по изобразительной деятельности Рисование

Лепка

Музыкальные занятия

ОО «Физическое развитие» Инструктор по физической культуре

Инструктор по плаванию

Воспитатели

Физкультурное занятие

Занятие по обучению детей плаванию

Двигательная деятельность во время прогулок

Объём учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими особенностями детей и Сан ПИНом, что позволяет избежать переутомления. Программой предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности. Свободное время для игр и отдыха предусмотрено, как в первой так и во второй половине дня.

В подготовительной группе учителем - логопедом Екатериной Александровной проводится 4 групповых занятия по 30 минут, Это грамота и развитие речи. Одно групповое занятие поводит воспитатель по ИЗО. По два занятия проводят музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре. Одно занятие проводит педагог- психолог и инструктор по плаванию. Семь групповых занятий проводит воспитатель. Помимо групповых занятий специалисты проводят подгрупповые и индивидуальные занятия.

Взаимодействие воспитателя со специалистами ДОУ в коррекционно- развивающей деятельности представлено на схеме:

«Особенности организации коррекционной работы с детьми в группах компенсирующей направленности»

В речевой группе особенно важно работать в тесном сотрудничестве воспитателя со всеми специалистами ДОУ. Схема взаимодействия представлена на слайде.

Взаимодействие с учителем-логопедом

Учитель-логопед дает еженедельные рекомендации по групповой и индивидуальной работе с детьми. Мы воспитатели в коррекционной группе закрепляем:

- закрепляет с детьми произношение поставленных логопедом звуков;

- осуществляет обогащение, уточнение и активизацию отработанной лексики

- пополняет и активизирует словарный запас детей;

-закрепляет формирующиеся навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

- осуществляет контроль за речью детей во всех режимных моментах;

-занимается с детьми разучиванием стихотворений, пересказов текстов, чтением книг.

Взаимодействие с педагогом-психологом

Педагог – психолог разрабатывает для воспитателя рекомендации по проведению с детьми релаксационных игр и упражнений

:

- игры и упражнения, направленные на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие эмпатии;

- игры, направленные на умение выражать позитивные эмоции и развитие навыков взаимодействия;

- успокаивающие игры;

- игры для развития произвольности поведения (для гиперактивных детей);

- игры для снятия напряжения;

- игры доверия.

Взаимодействие с инструктором по ФК

. Воспитатель участвует в реализации образовательной деятельности по области «Физическая культура» В группе и на прогулках воспитатель проводит индивидуальную работу по закреплению основных видов движения.

Взаимодействие с медицинским работником

Медицинский работник даёт воспитателю рекомендации:

- по профилактике соматических заболеваний у воспитанников;

- по закаливанию детей;

- по совершенствованию двигательной сферы.

Взаимодействие с музыкальным руководителем

Воспитатель:

- выполнение рекомендаций музыкального руководителя по музыкотерапии;

- совместное проведение дней здоровья и спортивных праздников;

- отработка танцевальных движений и разучивание танцев;

- совместное разучивание физминуток;

- совместное разучивание авторских комплексов пальчиковой гимнастики.

- в подборе стихотворений и песен к утреннику помогает учитель- логопед.

Формы взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда:

1. Совместное составление перспективного плана на год по всем образовательным областям.

2. Обсуждение и выбор форм и методов, а также приемов работы.

3. Оснащение предметно-развивающего пространства группы.

4. Взаимопосещение занятий.

5. Составление рекомендаций учителем-логопедом для воспитателей с детьми коррекционной работы.

Эффективность коррекционно- развивающей работы зависит от тесного сотрудничества в работе логопеда и других специалистов ДОУ, прежде всего учителя- логопеда и воспитателя.

На год учителем- логопедом разрабатываются лексические темы. А также примерный словарь по изучаемой теме, цели и задачи коррекционной работы, перечисляются фамилии детей, которым воспитатели должны уделить особое внимание.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях программы является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями, и ни в коем случае не дублируют школьные формы обучения.

Формы проведения коррекционной работы

(по рекомендации учителя-логопеда)

• Логопедические пятиминутки - содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, упражнения для закрепления или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом.

• Подвижные игры, упражнения и пальчиковая гимнастика- служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, развитие творческих способностей. Они также выдерживаются в рамках изучаемой темы. Именно в играх и игровых упражнениях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.

• Индивидуальная работа – воспитатель по рекомендации логопеда, ежедневно проводит работу с двумя-тремя детьми по тем разделам программы при усвоении которых эти дети испытывают трудности. В течении недели все дети получают индивидуальную помощь в затрудненных темах. Прежде всего логопед рекомендует работу по автоматизации и дифференциации звуков.

• Рекомендации по выбору художественной литературы и иллюстративного материала-

Взаимодействие воспитателей группы компенсирующей направленности с семьями воспитанников:

• Система методических рекомендаций по организации коррекционно-развивающей работы в домашних условиях.

• Участие родителей в викторинах, досугах театрализованных представлениях, спортивных праздниках, экскурсиях.

• Тематические родительские собрания, круглые столы, семинары, мастер - классы.

• Знакомство с новой методической литературой.

Воспитатель 1 квалификационной категории

МБДОУ Д/с №100

Сидоренко В. Г

Литература:

1. «Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» С-П, Детство-Пресс. 2014 г.

2. «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до7 лет» С-П, Детство-Пресс. 2013 г.

Публикации по теме:

Организация образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей дошкольного возраста, представленным Перед вами программа "Детство", которое является результатом многолетней научно-иследовательной работы коллектива кафедры дошкольной педагогики.

План методической работы ДОУ по введению ФГОС Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников Учреждения и формирование у них психолого-педагогической.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
«Особенности организации коррекционной работы с детьми в группах компенсирующей направленности»
Опубликовано: 28 марта 2015 в 19:36
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 апреля. День пасхального кролика на МААМ

Кто такой пасхальный кролик, как он спас Ноев ковчег и почему стал символом пасхального торжества — на эти интересные темы можно поговорить с детьми в преддверии Пасхи да еще смастерить с ними к празднику...

Звездопад на МААМ

Международный образовательный портал МААМ всегда рад не только авторам публикаций, но и постоянным читателям. Ежедневно в блогах участников нашего сообщества появляются что-то интересное, оригинальное,...

Конспект внеклассного занятия в 4 классе к празднику Масленицы «Прощай, Зима, Весне...
Выполнила: студентка 2-К курса, специальность 44. 02. 05 Коррекционная педагогика в начальном образовании ГБПОУ РО «КонстПК» Гунькина Елена Тема занятия:...
Фотоотчет «Субботник» (средняя группа)
"Субботник" группа Домисольки 20 апреля в МАДОУ ЦРР №19 прошел субботник. Цель субботника понятна каждому –сделать наш детский сад...
Лэпбук по ФЭМП «Геометрические фигуры и тела»
Лэпбук по математике "Геометрические фигуры и тела" предназначен как для самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста, так и совместной...