Людмила Еромова
Особенности организации работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности организации работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста».
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья Россиян.
Публикация «Особенности организации работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Поэтому, на мой взгляд, нравственно-патриотическое воспитание является важнейшим направлением воспитательной работы.
В ФГОС ДО определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».
Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям.
Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием уважения к культуре других народов, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку и принятие его таким, какой он есть. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка, в первую очередь, под влиянием родителей и педагогов. Все начитается с семьи. Без любви к семье, Родине ребенок не вырастет достойным членом общества.
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, но между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.
Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста включает в себя решение следующих задач:
-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
-формированию бережного отношения к природе и всему живому;
-воспитание уважения к труду;
-развитие интереса к русским традициям и промыслам;
-формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о России, ее столице;
-знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
-формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам их традициям.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т. д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь : в детском саду и дома, его взаимоотношение с взрослыми и сверстниками.
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, я строю свою работу с детьми, учитывая следующие особенности :
- патриотическое воспитание в образовательно - воспитательном процессе;
- участие в мероприятиях, проводимые дошкольным учреждением и другими организациями;
- привлечение родителей к участию в различных патриотических мероприятиях.
Так как я являюсь воспитателем МБДОУ детского сада общеразвивающего вида 190, то конечно же активно проводится мною работа по патриотическому воспитанию.
Хочется, более подробно остановится на следующих моментах (рассказать о значимых мероприятиях проводимых с воспитанниками моей группы) :
В апреле месяце 2018г. воспитанники моей старшей группы приняли участие в городском конкурсе чтецов «Мы помним, мы чтим» посвященный Дню Победы. На конкурс были приглашены представители ГБУ ВО «Областного центра развития дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи»
Этот конкурс проходил по двум номинациям:
«Лучший исполнитель среди воспитанников»
(присуждается 1, 2, 3 место в номинации в каждой возрастной группе).
«Лучший исполнитель стихотворений о войне
(воспитанники с родителями, педагогами)». Многие воспитанники моей группы читали стихи о войне, а также была показана сценка «Письмо матери».
Победители конкурса были награждены дипломами и благодарственными письмами. Все стихотворения (сценические постановки)
соответствовали теме конкурса и учитывалось возрастная группа детей.
Следующее мероприятие, в котором мы приняли участие – это
мероприятие посвященное празднованию 73-летней годовщины ВОВ.
Дети моей старшей возрастной группы показывали сценические и танцевальные номера, исполняли песни и стихи военных лет, пропитанные горечью войны и радостью победы.
Стараниями родителей и воспитателей был проведен смотр строя и песен, парад военной техники.
Коляски и велосипеды малышей приобретали вид, самолетов, танков, кораблей и ракет. Дети старших групп были представлены в образах моряков, танкистов, летчиков, пехотинцев, артиллеристов и медсестер.
После традиционного проведения минуты молчания, дети со вместо с родителями и педагогами прошли по парадной площади детского сада в шествии «Бессмертного полка».
Праздник оставил массу ярких впечатлений и незабываемых моментов, не только у детей, но и взрослых.
На сайте Управления образования и молодежной политики администрации городского округа города Воронежа была опубликована статья о праздновании Дня Победы в нашем ДОУ.
(https://edu-vrn.ru/news/prazdnovanie-dnya-pobedy-v-mbdou-detskijj-sad-obshherazvivayushhego-vida-190/)
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Таким образом, чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, в своей работе использую следующие методы:
1. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы,воздвигаемых новостройках и т. п.)
2. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;
3. Беседы с детьми о стране, родном городе;
4. Использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение);
5. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
6. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.);
8. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах.
Большое значение, в патриотическом воспитании, уделяю использованию целевым прогулкам, беседам, дидактическим играм, чтению художественной литературы, праздники, развлечения. Конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность (занятие).
Образовательную деятельность провожу с использованием наглядного материала и презентаций с использованием ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)
Вот к примеру: проводилось мероприятие посвященное «Дню освобождения г. Воронежа» - 25 января.
При знакомстве дошкольников с историей родного города и родной страны, была проведена беседа о ВОВ. Из рассказов детей я поняла, что дети мало имеют информации о том, как проходили военные действия в нашем родном городе. Поэтому прочитали много литературы, просмотрели познавательные видео ролики и фото военных лет. После просмотра этих роликов дети заинтересовались историей военных лет в г. Воронеже.
.В работе с детьми по знакомству с родным городом необходимо использовать такую форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, так как, узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно. Дети должны знать тот район,в котором они живут, видеть красоту улиц, по которым проходят каждый день. Тем самым, прививая любовь и заинтересованность к родным местам.
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.
И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей.
К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям, как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.
Освещая проблему организации работы с семьями по патриотическому воспитанию детей использую
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями :
- анкетирование («Семейные традиции»);
- консультации в родительских уголках («Как рассказывать ребенку о Дне Победы»);
- совместная деятельность детей и родителей (изготовление поделок);
поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города, экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой;
- беседы с детьми и родителями («Что означает слово – патриот»);
практикумы, проекты («Родной свой край люби и знай», «Знакомим детей с природой родного края», «Этот День Победы!»). обсуждение и распространение семейного опыта («Как мы празднуем День защитника Отечества»);
- музыкальная гостиная (» «Песни военных лет»);
совместные детско-родительские встречи в различных формах: конкурсы («Мы помним, мы чтим»,
- спортивные мероприятия («Марш – бросок» проходил у нас в саду в мае месяце 2018г).
- родительские собрания.
Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, предлагаю использовать такую инновационную форму работы, как организация маршрутов выходного дня («Семейный поход», который включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям. Дети не только будут получать знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма : гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций.
Примерные темы маршрута выходного дня:
«Семейный поход по памятным местам родного города»;
«Памятные места героического прошлого города»;
«Исторические достопримечательности города»;
«Любимый уголок»;
«Гордись своим именем улица»;
«Улицы города» - обзорные экскурсии по улицам района, познакомить с новостройками, социальными объектами, зонами отдыха.
Последнее значимое событие проводимое у воспитанников моей группы по теме патриотического воспитания, это посещение улиц города Воронежа, названных в честь героев ВОВ. Дети со вместо с родителями посещали эти улицы и родители рассказывали в честь кого она названы. Дети получили много интересной информации и после делились ею с нами. Также предоставляли фотоотчеты.
В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей, никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом
В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.