Получи документы

Особенности развития восприятия ребенка в дошкольном возрасте

Марина Николаевна Cеченых
Особенности развития восприятия ребенка в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, на кото-ром формируются психологические меха-низмы внимания, ощущений и восприятия, памяти, мышления, речи и воображения, совершенствующиеся в дальнейшей жиз-ни. Психические познавательные процессы обеспечивают человеку получение инфор-мации из окружающей среды, а также её хранение и воспроизведение. Каждый из процессов выполняет свои познавательные функции. Чем лучше у человека развиты эти процессы, тем более способным он яв-ляется. От заложенного в дошкольном воз-расте фундамента зависит высота и проч-ность самого здания познавательных спо-собностей, адаптация в окружающем мире, выбор профессии и успехи в учебной и трудовой деятельности, а следовательно и место человека в обществе, удовлетворен-ность своей жизнью, вклад в общее дело.

Публикация «Особенности развития восприятия ребенка в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Существует шесть основных этапов развития психики :

1) с рождения до 1 года – младенческий возраст;

2) с 1 года до 3 лет – ранний возраст;

3) с 3 до 6 лет – дошкольный возраст;

4) с 6 до 10 лет – младший школьный возраст;

5) с 10 до 15 лет – подростковый возраст;

6) с 15 до 18 лет – юношеский возраст.

На каждом этапе формируются оп-ределенные психические процессы, или свойства личности, которые позволяют перейти ребенку на следующий возрастной этап. Развитие ребенка происходит под влиянием той деятельности, которую ос-ваивает он на данном этапе. Это могут быть игры с предметами в раннем возрасте или ролевые игры – в дошкольном, учеба – в младшем школьном возрасте, общение со сверстниками – в подростковом, профес-сиональное обучение или подготовка к не-му – в юношеском. Игры с предметами, учеба влияют на формирование познава-тельных процессов: внимания, ощущений, восприятия, памяти, мышления, речи, во-ображения.

Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития : для младенческого воз-раста – ощущения, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие, для младшего школьника – мышление. Если ребенок недостаточно был включен в соот-ветствующую для данного периода дея-тельность, то может наступить задержка психических образований данного перио-да, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап [1]. Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные условия для развития психики в соответст-вии с возрастными особенностями ребенка.

Известный русский психолог Л. С. Выготский считал, что обучение и воспи-тание идет впереди развития и ведет его за собой, поэтому взрослые (воспитатель, ро-дители) должны уметь управлять ходом психического развития [3]. Для этого ему необходимо понимать психологические механизмы протекания познавательных процессов и создавать оптимальные усло-вия для их проявления и развития, особен-но в дошкольный период, так как это са-мый активный период для развития позна-вательных процессов. Познавательные процессы взаимно влияют друг на друга и в процессе функционирования, и в разви-тии. Ощущение, восприятие и внимание обеспечивают получение первичной ин-формации из внешнего мира, мышление, воображение и память перерабатывают ее, а речь переводит эту информацию на уро-вень второй сигнальной системы, что по-зволяет ребенку осваивать опыт человече-ства и общаться. Согласованная работа по-знавательных процессов влияет на объек-тивное отражение ребенком окружающего мира, на развитие его личности и обеспе-чивает адекватное приспособление к нему.

Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребен-ка. На этом этапе ребенок делает качест-венный скачок в своем психическом разви-тии. К началу этого периода у него сфор-мировались такие познавательные процес-сы, как ощущения, непроизвольное внима-ние, активная речь, предметное воспри-ятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям дошкольник начинает актив-но осваивать окружающий мир, и в про-цессе этого освоения формируется воспри-ятие.

Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка : лепки, рисования, конструирова-ния, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок и т. п. Все эти виды активной деятельности ребенка пронизаны игрой, в которой он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес и переживания.

Игра, по определению А. И. Леон-тьева, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой дея-тельностью, с развитием которой происхо-дят главнейшие изменения в психике ре-бенка и внутри которой развиваются пси-хические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его раз-вития [4]. Особое значение в жизни до-школьника имеют ролевые игры, в кото-рых он познает законы общения, характе-ры, социальные роли людей. А дидактиче-ские игры, моделирующие свойства явле-ний и предметов, их связи и отношения, направлены прежде всего на развитие вос-приятия и мышления. Специально органи-зованные развивающие занятия с помощью дидактических и ролевых игр оказывают существенное влияние на развитие позна-вательных процессов. Участие взрослого в развитии познавательных способностей ребенка позволяет обучать ребенка позна-вательным приемам, влияет на формирова-ние познавательных интересов, усиливает положительные эмоциональные пережива-ния, что способствует формированию стойких познавательных потребностей к получению новых знаний, умение их при-менить в повседневной действительности. Отношение взрослого к успехам ребенка в познавательной деятельности обеспечит ребенку положительную самооценку, ко-торая влияет на развитие личности : систе-му ее потребностей и мотивов поведения, эмоциональную и волевую сферу, особен-ности проявления темперамента и форми-рование характера.

Таким образом, игры детей – это чрезвычайно важный и эффективный спо-соб познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирования личности и интеллекта ре-бенка.

Значение восприятия в жизни до-школьника очень велико, так как создает фундамент для развития мышления, спо-собствует развитию речи, памяти, внима-нию, воображению. В младшем школьном возрасте приоритет займет мышление, ко-торое будет перерабатывать информацию, полученную через восприятие. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его спо-собности подмечать особенности предме-тов и явлений, детали, которые не заметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, вооб-ражением, речью.

Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особен-ности. Восприятие младшего дошкольника (3-4 года) носит предметный характер, т. е. все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и т. д., не отделяют-ся у ребенка от самого предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их не-раздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а ино-гда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например, трава зеленая, лимон кислый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаружи-вать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его спо-собность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном пред-мете.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) ребенок осваивает приемы активно-го познания свойств предметов: наложе-ния, прикладывания предметов друг к дру-гу, измерения и др. В процессе активного познания ребенок знакомится с разновид-ностями свойств: цветом, формой, величи-ной, характеристиками времени, простран-ства, вкуса, запаха, звука, качества поверх-ности. Он учится воспринимать их прояв-ления, осваивает способы обнаружения, назначения, учится различать их оттенки и особенности. За этот период у него форми-руются представления об основных гео-метрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о про-странстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, мину-ты и др.); особые свойства предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.).

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) ребенок учится различать разно-видности этих свойств, обнаруживать их сочетание в целостных предметах, описы-вать свойства словами, использовать свой-ства предметов в разных видах деятельно-сти. В это время знания о предметах и их свойствах организуются в систему, которая управляет познавательной активностью ребенка в разных сферах окружающей дей-ствительности: искусстве, природе, обще-нии с людьми. Он осваивает приемы вос-приятия более сложных явлений.

Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует уско-ренному развитию восприятия. Однако ес-ли эта активность не организована целесо-образно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошко-льного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлени-ях ребенка о ряде свойств предметов. Не-завершенность в развитии процесса вос-приятия задержит развитие других позна-вательных процессов.

Рассмотрим подробнее, что собой представляет и как происходит процесс восприятия. Восприятие (перцепция) – это отражение в коре головного мозга предме-тов и явлений окружающего мира путем объединения отдельных свойств [1].

В коре головного мозга, кроме пер-вичных центров, связанных с рецепторами, существует слой нервных клеток, которые получают информацию от клеток первич-ных центров, где происходит обработка первичной информации. Процесс обработ-ки информации в клетках второго слоя на-зывается восприятием. В результате такой переработки получается образ предмета, в котором человек видит множество его свойств так, как они взаимосвязаны в ре-альном предмете: например яблоко, крас-ное, круглое, с пятнышками и веточкой, которое издает запах. Это образ предмета, он сформировался в нашем мозгу идеаль-но. В образе содержатся все особенности реального яблока, которое лежит перед нами. Можно убедиться в этом, взяв его в руки, подробно рассмотреть, ощупать и даже откусить. Образ совпадает с предме-том.

Однако, если мы закроем глаза и постараемся вспомнить яблоко, которое только что видели, то обнаружим, что но-вый образ не совсем такой, как увиденный. Для того чтобы убедиться в этом, вновь откроем глаза и увидим, что мы не так представляли цвет, не видели пятнышка. Вот такой образ, который возникает в уме после того, как видели предмет, называется представлением. Представление – это об-раз предмета менее точный и подробный, чем сам предмет, воспроизведенный в па-мяти в отсутствие самого предмета [2]. Оно может быть даже приблизительным, схематичным, а возможно мы представим себе и не все свойства или ошибемся в форме. При многоразовой встрече с каким-то предметом наше представление уточня-ется, делается более общим, но каждый раз мы сразу узнаем предмет, если с ним встречались, так как вспоминаем представ-ление о нем, «обобщенный образ» предме-та.

Обследовательские действия еще называют перцептивными действиями, или действиями восприятия. Нам кажется, что мы узнаем предмет сразу, но на самом деле наш мозг за это короткое время проделы-вает большую работу по его обследованию и сопоставлению с предыдущим опытом. Эта работа состоит из множества умствен-ных действий. Человек как бы мысленно ощупывает предмет, осматривает его дета-ли, размер, форму, величину, его положе-ние в пространстве, рассматривает его от-дельные части или детали, сравнивает их с другими. В результате такого осмотра формируется образ предмета. Но у каждого человека он различный по составу: кто-то видит одни детали, а другой обращает внимание на иные.

Оказывается, одни и те же предме-ты разные люди видят по-разному. В чем-то образы этих предметов совпадают, в чем-то нет. Почему так происходит?

Формирование образа предмета или явления зависит от того, как мы выполняем умственные действия по обследованию предмета: меняем порядок и количество действий из-за различного опыта общения с предметом и разной чувствительности органов чувств. Восприятие сложный процесс, он может зависеть от особенно-стей самих предметов, условий воспри-ятия, настроений или усталости, все эти факторы могут повлиять на обработку ин-формации и образ восприятия.

Процесс восприятия у человека формируется не сразу. Ребенок не умеет обследовать предметы не только в уме, но и во внешних действиях: он не различает цвета, не знает их названий, не умеет срав-нить предмет, ощупать его руками. Все эти действия он учится выполнять под руково-дством взрослого. И только накопив опыт, когда обследование незнакомых предметов станет для него привычным действием, автоматическим, он сможет выполнять их в уме. Постепенно у ребенка формируется целая система обследовательских дейст-вий, которая превращается в познаватель-ную деятельность.

В процессе развития восприятия накапливаются знания об окружающих предметах и явлениях в виде представле-ний или «обобщенных образов», с которы-ми ребенок сопоставляет каждый предмет, который он видит. Система знаний и прак-тического опыта формируется в виде зри-тельных, слуховых, обонятельных и других образов, а также в виде словесных описа-ний предметов и их особенностей. В тече-ние жизни у каждого человека формирует-ся весь опыт на двух уровнях: первый уро-вень сенсорный, чувственный, образный, а второй вербальный, словесный. Пред-ставление о каждом предмете изменяется, систематизируется, обобщается, объединя-ется с другой информацией при участии мышления, памяти, речи и воображения.

Переработанная информация изме-няет и процесс восприятия, он ускоряется, уточняется, предмет узнается в любом ви-де и положении. Хорошо развитый процесс восприятия осуществляется в уме и мгно-венно. А если объект незнакомый или сложный, человек начинает подробнее его изучать: ощупывать, нюхать в т. д. Здесь уже восприятие превращается в процесс исследования, в познание неизвестного.

У ребенка с развитым восприятием повышается познавательная активность, так как он знает, как получать информа-цию из окружающего мира. Можно ска-зать, что у него «поднимается аппетит на новую информацию», потому что он знает «как ее есть» : он любознателен и активен, его ум постоянно занят умственным обсле-дованием действительности, он видит во-круг больше подробностей. Более подроб-ная и разнообразная информация позволя-ет ему более точно приспосабливаться к миру, окружающим людям, обстановке.

Образы-восприятия, которые фор-мируются в процессе восприятия, облада-ют свойствами предметности, целостности, структурности и константности. А образы-представления, которые хранятся в памяти, обладают такими свойствами, как обоб-щенность, фрагментарность, избиратель-ность, бледность, схематичность. Рассмот-рим подробнее, в чем заключается особен-ность этих свойств.

Свойства образов-восприятия :

- предметность в процессе вос-приятия формируется образ предмета, в котором все его свойства объединены и воспринимаются как составная часть об-щего, а не как отдельные свойства;

- целостность свойства предмета в образе объединены так, что предмет вос-принимается как целостное образование, которое выделяется из общего фона и от-личается от других предметов;

- структурность каждое свойство целостного предмета имеет свое место, по-разному связано с другими свойствами, например: размеры, цвет и форма одних деталей отличаются от других деталей, а также выделяются главные и второстепен-ные детали и свойства предмета или явле-ния;

- константность сохранность об-раза предмета и его узнавание при измене-ниях отдельных его свойств и частей, про-странственного положения (удаление, пе-реворачивание).

Свойства образов-представлений:

- обобщенность сохранение в об-разе предмета наиболее обобщенных свойств, таких, которые характерны для целого класса таких же предметов;

- фрагментарность сохранение в образе только части свойств или наиболее важных частей и деталей, в которых за-ключена особенность предмета;

- избирательность сохранение или воспроизведение только того, что зна-чимо для человека в соответствии с зада-чей его деятельности;

- бледность свойства предметов запоминаются менее яркими и выразитель-ными, чем мы видели в реально восприни-маемых предметах;

- схематичность свойства предме-та и его структура могут запомниться в образной или условной форме, в виде зна-ков-символов, которые замещают, а не от-ражают отдельные свойства и особенности предмета.

Образы восприятия и образы пред-ставления отличаются у детей и взрослых. Образы восприятия у детей более предмет-ны, у взрослых более структурны, кон-стантны. Образы-представления у детей более конкретные, яркие, образные, а у взрослых схематичные, обобщенные, бледные. Узнавание знакомых предметов у детей происходит медленнее, по одному или двум наиболее ярким признакам, у взрослых узнавание мгновенное (симуль-танное).

Отражение в образах свойств пред-метов, их особенностей называется содер-жанием образов. По содержанию образы подразделяются на виды восприятия, такие как восприятие формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств, целостных предметов, их можно назвать простыми видами восприятия. Су-ществуют сложные по содержанию обра-зы, в которых отражаются сложные явле-ния окружающего мира, в формировании таких образов принимают участие другие психические процессы, правильнее, их роль увеличивается, особенно мышления и речи. К сложным видам восприятия отно-сятся восприятие изображений, текстов, отношений людей, сложных движений, музыки, природы.

Кроме свойств образов-восприятия и образов-представления, а также видов восприятия существует такая особенность образов, как их характер. Он обусловлен индивидуальными особенностями лично-сти. У каждого человека существуют вро-жденные особенности органов чувств, темперамента, которые могут по-особому организовать процесс переработки инфор-мации: усиливать или ослаблять, ускорять или замедлять восприятие какой-то ин-формации. Кроме того, жизненный опыт и условия воспитания формируют индивиду-альные особенности потребностей, моти-вов, волевой и эмоциональной сфер, харак-тера, а также особенности и степень разви-тия познавательных процессов и самого восприятия. Все эти особенности личности могут существенно влиять на восприятие : выделять одну информацию и отбрасывать другую, по-разному ее систематизировать, обобщать.

Как мы видим, восприятие слож-ный динамичный процесс, который разви-вается в деятельности под влиянием вос-питания. Он тесно взаимосвязан с другими познавательными процессами и личностью в целом, проходит отдельные стадии раз-вития и обеспечивает условия для интел-лектуального развития.

Литература

1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук / Т. В. Башаева. – Популярное пособие для родителей и педа-гогов. – Ярославль, 1997.– 240 с.

2. Выготский Л. С. Восприятие и его раз-витие в детском возрасте / Л. С. Выгот-ский. – Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2.– М. : Педагогика, 1982. – С. 363-381

3. Леонтьев А. И. Психологические основы дошкольной игры. / А. Н. Леонтьев. – Из-бранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1. – М. : Педагогика, 1983. – С. 303-323.

4. Детство: программа развития и воспита-ния детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, и др. - М. : Детство-Пресс, 2006. - 243с.

5. Венгер, Л. А. Восприятие и обучение : Дошкольный возраст [Текст] : / Л. А. Вен-гер. – М. : Просвещение, 2009.-365с.

6. Князева О. Л. Особенности познаватель-ной активности у дошкольников / О. Л. Князева. – М. : Просвещение, 2007. – 267с.

7. Пороцкая Е. Л. Дошкольный возраст : Основные этапы развития познавательных способностей / Е. Л. Пороцкая // Дошколь-ное воспитание. – 1995.-№ 2.-С. 42-46.

Публикации по теме:

Проблемы речевого развития ребенка в старшем дошкольном возрасте. Пути их решения Ранний возраст связан с обретением ребенком речи, благодаря чему существенно ускоряется процесс развития самосознания ребенка, его личности.

Виды деятельности в дошкольном возрасте и их значение для психического развития ребенка с ОВЗ Виды деятельности в дошкольном возрасте и их значение для психического развития ребенка с ОВЗ Работая с детьми с ограниченными возможностями,.

Особенности общения в дошкольном возрасте Совершенствование предметно - содержательной стороны игровой деятельности оказывается недостаточным для овладения навыками общения. Необходимо.

Особенности проявления агрессии в старшем дошкольном возрасте Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, не только для педагогов и психологов, но и для нашего общества.

Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте С приходом в детский сад, изменяется образ жизни ребенка. У ребенка возникают новые отношения с взрослыми и новые виды деятельности, приводящие.

Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте. Цель, задачи и содержание обучения связной речи дошкольников. Виды рассказов.

Познавательно-исследовательская деятельность и ее особенности в дошкольном возрасте Дошкольники — прирожденные исследователи. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

Особенности изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте КАК ПОНИМАТЬ ДЕТСКИЙ РИСУНОК Что это такое: детская изобразительная деятельность? Как, почему она возникает, развивается? В чем ее смысл?.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Особенности развития диалогической речи в младшем дошкольном возрасте Особенности развития диалогической речи в младшем дошкольном возрасте. Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития восприятия ребенка в дошкольном возрасте
Опубликовано: 2 июля 2018 в 20:24
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД