Получи документы

«Островок здоровья» (программа физкультурно-оздоровительной работы в условиях ДОУ)

Татьяна Кочетовская
«Островок здоровья» (программа физкультурно-оздоровительной работы в условиях ДОУ)

Одна из основных задач, стоящих перед педагогами, - воспитание здорового подрастающего поколения. По статистическим данным только 10% детей поступают в школу абсолютно здоровыми. Поэтому сейчас особенно актуальна проблема сохранения детского здоровья.

Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления дошкольников через двигательную активность в условиях детского сада. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в течение 4-х лет. Вся воспитательно-образовательная работа в детском саду рассматривается под оздоровительным аспектом.

Публикация «„Островок здоровья“ (программа физкультурно-оздоровительной работы в условиях ДОУ)» размещена в разделах

Общие положения

Известный педагог Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье… Нет. Детям совершенно так же. Как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

Программа «Островок здоровья» направлена на укрепление и сохранение здоровья детей и выработки у них двигательных навыков. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей находятся сотрудничество с семьями воспитанников, с социальными структурами. Положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всех структур.

Вся работа по физическому воспитанию детей в детском саду делится на составляющие, которые в своей совокупности и дают результаты по оздоровлению детей и выработке у них двигательных навыков.

В основе программы «Островок здоровья» лежат научно-обоснованные оздоровительные методики. При её разработке использовались рекомендации Министерства образования Российской Федерации (Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000г. №65/23-16) и современные технологии и методики.

Программа полностью методически обеспечена, организована развивающая среда, грамотно подобрано физкультурно-оздоровительное оборудование, созданы картотеки «минуток здоровья», подвижных игр, подобрано музыкальное сопровождение режимных процессов.

Цели и задачи программы

Цели:

1. Совершенствование двигательной активности детей в различных видах деятельности с учётом их возрастных особенностей и функциональных возможностей.

2. Создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья.

Задачи:

1. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование физической культуры через двигательную активность.

2. Интеграция познавательной и двигательной активности детей дошкольного возраста.

3. Внедрение технологий создания здоровьесберегающей среды в ДОУ.

4. Создание физкультурно-игровой среды в условиях ДОУ с целью оздоровления и всестороннего развития личности ребёнка, используя инновационное и нетрадиционное оборудование.

5. Составление дифференцированных программ оздоровления с учётом состояния здоровья ребёнка и его личностных особенностей.

6. Внедрение элементов креативной педагогики с целью формирования положительной мотивации у детей к самовыражению в движении и образном перевоплощении на основе удовлетворения их двигательной активности.

7. Повышение интереса детей к физической культуре и здоровому образу жизни через взаимодействие ДОУ с семьёй, общеобразовательной и спортивной школами, социокультурным окружением.

Законодательно-нормативное

обеспечение программы

1. Закон РФ «Об образовании».

2. Санитарные нормы и правила, утверждённые сов-

местным постановлением Министерства образования

РФ и Госсанэпиднадзора.

3. Устав образовательного учреждения.

Объекты программы

1. Дети дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 13 комбинированного вида».

2. Семьи детей, посещающих «Детский сад № 13».

3. Педагогический коллектив образовательного учреждения.

Ожидаемые результаты

1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние двигательной активности на состояние здоровья.

2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.

3. Овладения навыками самооздоровления.

4. Снижение уровня заболеваемости.

Основные направления программы

Профилактическое

1. Обеспечение благоприятного течения адаптации ;

2. Выполнение сангигиенического режима ;

3. Проведение обследований по скрининг-программе и выявление патологий ;

4. Решение оздоровительных задач всеми средствами двигательной активности.

Организационное

1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ ;

2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здровья методами диагностики ;

3. Составление индивидуальных планов двигательной активности по группам ;

4. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;

5. Пропоганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

Основные принципы программы

1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых

мероприятий, направленных на укрепление здоровья,

научно - обоснованными и практически апробированными

методами.

2. Принцип активности и сознательности- участие всего

коллектива педагогов и родителей в поиске новых,

эффективных методов и целенаправленной деятельности

по оздоровлению себя и детей.

3. Принцип комплексности и интегративности- решение

оздоровительных задач в системе всего учебно-воспита-

тельного процесса и всех видов деятельности.

4. Принцип адресованности и преемственности- под -

держание связей между возрастными категориями, учёт

разноуровневого развития и состояния здоровья.

5. Принцип систематичности и последовательности

предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

6. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспита-

ния предполагает то, что главной целью образования стано-

вится ребёнок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на ин-

дивидуальные особенности ребёнка, намечает пути совершенст-

вования умений и навыков, построения двигательного режима.

7. Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе

формирования здоровья ребёнок получает задания, которые он

способен успешно выполнять.

8. Принцип связи теории с практикой формирует у детей умен-

ние применять свои знания по сохранению и укреплению здо -

ровья в повседневной жизни.

9. Принцип результативности предполагает получение положи-

тельного результата оздоровительной работы независимо от

возраста и уровня физического развития детей.

Рабочий план реализации программы

1 этап – аналитическо-диагностический

1. Анализ существующей практики, передового опыта по двигательной активности дошкольников в условиях ДОУ;

2. Оценка условий, необходимых для проведения эксперимента;

3. Проведение диагностики профессиональной подготовленности педагогов к проведению эксперимента в детском саду;

4. Создание в ДОУ творческой группы с целью разработки необходимых материалов для опытно-экспериментальной работы;

5. Разработка системы контрольно-диагностической работы воспитательно-образовательного процесса с детьми.

2 этап

Проектирование и одновременная отработка компонентов педагогической модели двигательной активности детей в дошкольном учреждении:

1. отработка диагностической программы;

2. опробирование методов, стимулирующих развитие двигательных навыков у детей;

3. создание физкультурно-игровой среды, организации мини-стадиона, приобретение переносного оборудования, пополнение физкультурных уголков в группах;

4. создание условий для профессионального роста и творческой активности педагогов в рамках реализации задач инновационной деятельности.

3 этап

1. Совершенствование педагогической модели двигательной активности детей в ДОУ с учётом полученных результатов предыдущих этапов эксперимента;

2. Проведение семинара для педагогов дошкольного учреждения – "Двигательная активность – источник здоровья детей".

3. Подготовка педагогов к обобщению собственного педагогического опыта по двигательной активности детей;

4. Отчёты о промежуточных результатах эсперимента на педагогических советах, заседаниях творческой группы.

4 этап - Анализ результатов опытно - экспериментальной работы.

1. Осуществление комплексной диагностики результативности двигательной активности детей в условиях ДОУ.

2. Продолжение поисков механизмов, повышающих качество образовательного процесса, путём введения вариативных форм физического воспитания, направленных на естественное стимулирование познавательной и двигательной деятельности.

3. Обобщение опыта детского сада по формированию модели двигательной активности детей дошкольного возраста с оздоровительной направленностью.

Новизна программы

1. Формировать мотивацию к укреплению и сохранению здоровья, совершенствовать навыки и знания, переходя от одной структуры к другой (от детского сада к начальной школе и далее).

2. Формирование здорового образа жизни реализуется на основе личностно-ориентированного подхода через двигательную активность и здоровьесберегающих технологий.

3. В результате освоения программы ребёнок должен научиться заботиться о себе и о своём здоровье, осознать, что главная ценность здоровье человека, за которое он должен отвечать сам и сам же обязан поддерживать свой организм в естественном, здоровом состоянии.

Кадровое и материально-техническое

обеспечение

Экспериментальной площадкой является МДОУ «Детский сад №13 комбинированного вида».

Учреждение обладает всем необходимым оборудованием для реализации педагогического процесса. Этому способствует высокая профессиональная квалификация и образовательный уровень, благоприятный морально-психологический климат и условия деятельности педагогического коллектива.

С учётом специфики проблемы и новизны подхода предполагается пополнение материальной базы, научно-методического обеспечения эксперимента соответствующими пособиями, программами.

К воспитателям и педагогам учреждения, реализующим идею формирования здорового образа жизни, предъявляются дополнительные требования по выполнению в повседневной жизни требований ЗОЖ, заботы о собственном здоровье и благополучии окружающих.

Публикации по теме:

Доклад «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной и познавательной работы ДОУ» Доклад «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной и познавательной работы ДОУ» В наш век стрессовых нагрузок и серьёзных нарушений.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Островок здоровья» (программа физкультурно-оздоровительной работы в условиях ДОУ)
Опубликовано: 16 июля 2014 в 13:54
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД