Приложение МААМ

Материал по лексической теме «Откуда хлеб пришел?»

Оксана Андреева
Материал по лексической теме «Откуда хлеб пришел?»
▼ Скачать + Заказать документы

Словарь:

1. Названия: подсолнечник, рожь, пшеница, овес, ячмень, лен, просо, кукуруза, гречиха, зерно, поле, колосья, трактор, сеялка, комбайн, земля, посев, уборка, элеватор, ток, мельница, мельник, мука, крупа, отруби, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, бублик, торт, пирожки, пирожные, рожок, ватрушка, пончик, пекарня, пряник, печенье, каравай, лепешка, пышка, крошки, корка, мякоть, сухарь, каша, крестьянин, хлебороб, тракторист, пахарь, землепашец, комбайнер, хлебопродукты…

Публикация «Материал по лексической теме „Откуда хлеб пришел?“» размещена в разделах

2. Действия: выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, вносить (удобрения, подкармливать, хранить, молоть, выпекать, украшать, вымешивать, подниматься, колосится, печь, резать,

есть, беречь.

3. Признаки: свежий, мягкий, черствый, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, серый, отрубной, диетический, подовый, вкусный, сдобный, тяжелый, золотой, налитой, тонкий, ломкий, хрупкий, богатая, щедрая, плодородная, воздушная, пышная.

Артикуляционная гимнастика:

«Хомячок-толстячок»

*Показать, какие толстые щёчки у хомячка, который несёт в норку запасы зерна. (Надуть обе щеки).

*Хомячок высыпал зерно в норке. (Втянуть обе щеки).

*Спрятать зёрнышки попеременно то за левую, то за правую щёчки. (Надувать попеременно то левую, то правую щёки).

«Блинчики»

УТРОМ МЫ ВСТАЛИ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой,

НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

Дыхательная гимнастика:

Развитие физиологического дыхания

Вдыхаем аромат пшеничного хлеба, затем ржаного. (Вдох носом, пауза, под счёт «раз», «два», «три» выдох ртом.)

Пальчиковая гимнастика «Хлеб»

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)

А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)

Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно! (Гладят живот)

Физминутка «Колосок»

Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)

Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)

Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)

Закачался колосок.

Мы в поле придем, (Ходьба на месте)

Колоски соберем, (Наклон)

Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)

Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)

Гостей приглашаем,

Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)

Дети должны уметь ответить на вопросы:

– Кто делает хлеб, где и из чего?

– Из каких зерновых культур делают муку? Какую?

– Кто делает муку и где?

– Какие бывают виды хлеба? (Пшеничный, ржаной,.)

– Какие хлебобулочные изделия ты знаешь?

(Батон, булка, пирожные,.)

– Для чего нужен хлеб?

– Как человек должен относиться к хлебу?

Научить запоминать последовательность событий. Уметь отвечать

на вопросы: «Откуда хлеб пришел

- Откуда хлеб пришел? – Из магазина.

- А в магазин откуда попал? – Из пекарни.

- Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.

- Из чего? – Из муки.

- Из чего сделана мука? – Из зерна.

- Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.

- Откуда пшеница? – Выросла в поле.

- Кто ее посеял? – Хлеборобы.

Дидактические игры и упражнения

Называние действий и составление предложений с ними ( при необходимости дать пояснение типа: боронить – значит рыхлить землю, разбивать комья; вносить удобрения – подкармливать и т. д.)

Пахать – Тракторист пашет землю.

Сеять – Крестьяне (хлеборобы) сеют пшеницу (рожь).

Подкармливать – Летчик подкармливает посевы удобрениями.

Убирать урожай – Комбайн убирает урожай с полей (косит, молотит,).

Хранить – Собранное зерно везут хранить на элеватор.

Молоть – На мельнице зерно мелют и получают муку.

Выпекать – На хлебозаводе (в пекарне) из муки выпекают хлеб (ржаной, пшеничный).

«Вставь вместо паузы слово "хлеб (Упражнение в падежном согласовании) .

Я знаю пословицу о.

Мама купила пшеничный.

Дети едят суп с.

Ваня пошел в магазин за.

Я не люблю, есть суп без.

У меня дома нет.

Назови со словом «нет» :

рожь – нет ржи пшеница – нет пшеницы

зерно – нет зерна колос – нет колоса

колосья – нет колосьев сеялка – нет сеялки

комбайн – нет комбайна каравай – нет каравая

«Назови ласково»

Зерно -, хлеб -, сухарь -, пряник - …. и т. д.

«Один - много» (множественное число существительных).

Батон – батоны, колос -, зерно -, булка -, комбайн -, крошка - ….

«Посчитай до пяти».

Один колос, два, три, четыре, пять ….

Одна мельница, две, три, четыре, пять ….

Подобрать родственные слова:

- Хлеб – хлебный, хлебница, хлебушек, нахлебник, хлебороб, хлеборезка, хлебозавод.

- Булка – булочка, булочная.

- Колос – колосок, колосья, колосится.

«Назови, какой бывает хлеб» :

Пшеничный, ржаной, свежий, мягкий, вкусный, полезный, пышный, хрустящий, душистый, пахучий, поджаристый, ароматный, аппетитный, поджаренный, пропеченный, сухой…

«Назови, какой? какая? какое?» :

Поле с рожью – ржаное поле.

Поле с пшеницей – … (пшеничное).

Поле с овсом – (овсяное).

Поле с ячменем – (ячменное).

Поле с кукурузой – … (кукурузное).

Поле с гречихой – … (гречишное).

Поле c просом – … (просяное).

Масло из льна – (льняное масло).

Масло из подсолнечника – … (подсолнечное).

Масло из кукурузы – … (кукурузное).

Хлеб из ржи – ржаной хлеб.

Хлеб из пшеницы – … (пшеничный).

Каша из пшена – пшенная каша.

Каша из овса – … (овсяная).

Каша из ячменя – … (ячневая).

Каша из кукурузы – … (кукурузная).

Каша из гречихи – (гречневая).

«Сравни и назови» : белый пшеничный батон и черный ржаной хлеб

– по форме, размеру, цвету, запаху;

– на ощупь, вкус, по материалу.

«Назови профессии крестьян, работающих на земле» - закрепление навыков словообразования сельскохозяйственных профессий.

Работает на тракторе – тракторист

Пашет землю – пахарь, землепашец

Работает на комбайне – комбайнер Разводит овощи – овощевод

Разводит сады – садовод

Выращивает хлеб – хлебороб

Детей познакомить с пословицей о хлебе "Хлеб - всему голова".

Объяснить ее значение и помочь ее запомнить.

Скороговорки про хлеб

*Хорош пирожок, внутри творожок.

*Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

*Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

*Пекарь пёк пироги в печи.

*Саша любит сушки, Соня – ватрушки.

*Шел Глеб с хлебом, шла Оля с солью.

Составление рассказа вместе с воспитателем.

Наступила весна. Растаял снег. Выехали в поле трактористы, чтобы вспахать и взрыхлить землю под будущий хлеб. Хлеборобы засеяли зерно в сеялки и стали рассеивать по полю. А затем в небо поднялся самолет, чтобы удобрить пшеничное поле. Удобрение попадет в землю, а пшеница будет расти и созревать. К концу лета пшеничное поле заколосится. Выйдут в поле комбайнеры. Поплывут по пшеничному полю комбайны, как по синему морю. Намолоченное зерно смелют в муку. В пекарне из него испекут теплый душистый хлеб. И отвезут в магазин.

Загадки

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Вырос в поле дом, полон дом зерном.

Стены позолочены, ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на стебле золотом. (Колос)

Овсом не кормят, кнутом не гонят,

А как пашет, семь плугов тащит. (Трактор)

Весной в землю бросается,

Летом на свежем воздухе разгуляется,

Осенью в печи закаляется,

Люди запахом его привлекаются. (Хлеб)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Кольцо не простое,

Кольцо золотое

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье…

Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (Блины.)

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог.)

Корабль-великан не по морю плывет.

Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн)

Ходит полем из края в край,

Режет черный каравай. (Плуг)

Стихи для чтения

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

( Словарная работа : объяснить выражение "Люди хлеб в полях лелеют").

Вот он Хлебушек душистый,

Вт он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! (С. Погореловский)

Даже стены тут приятны,

Пахнут хлебом ароматным.

Много дружных пекарей

Хлеб пекут здесь на заре.

А потом его в машины –

И развозят в магазины.

Вот откуда к нам на стол

Теплый, вкусный хлеб пришел.

Расскажу тебе, дружок,

Про чудесный колосок.

Тот, что зреет на полях —

Попадёт на стол в хлебах.

Сушки, плюшки и батон —

Хлеб приходит в каждый дом…

Кравченко Е.

Лексико-грамматические игры и упражнения

1. Подбери признаки (не менее не менее трех признаков) : булка (какая) – … пирог (какой) — …

2. Назови ласково: булка – булочка

колос — … зерно — … хлеб – … сухарь — … пряник — …

3. Образуй признаки (от предметов) : хлеб – хлебный

пшеница — пшеничный рожь — ржаной

4. Один – много (множественное число существительных) : батон – батоны

колос — … зерно — … булка – … комбайн — … крошка — …

5. Есть – нет (родительный падеж единст. числа) : батон – нет батона

колос — … зерно — … булка – … комбайн — … крошка — …

6. Посчитай: Один колос, два, три, четыре…., пять… Одна мельница,

две, три, четыре, пять…

Игра «Самый умный» (образование относительных прилагательных)

Поле, на котором выращивают рожь. /Ржаное поле/.

Поле, на котором выращивают пшеницу. /Пшеничное поле/.

Колос пшеницы. /Пшеничный колос/.

Мука из пшеницы. /Пшеничная мука/.

Мука из ржи. /Ржаная мука/.

Хлеб из пшеницы. /Пшеничный хлеб/.

Хлеб из ржи. /Ржаной хлеб/.

Игра «Доскажите вторую часть пословицы» (развитие связной речи)

* Не будет хлеба, … (не будет и обеда).

* Без соли не вкусно, а без хлеба … (несытно)

* Без печки холодно – без хлеба … (голодно).

* Хлеб – всему … (голова).

Игра «Родственные слова» (подбор однокоренных слов)

Назовите хлеб ласково. /Хлебушек/.

Назовите крошки хлеба. /Хлебные крошки/.

Вкусный и полезный квас из хлеба. /Хлебный квас/.

Посуда для хлеба. /Хлебница/.

Человек, который выращивает хлеб. /Хлебороб/.

Прибор для резания хлеба. /Хлеборезка/.

Завод, где выпекают хлеб. /Хлебозавод/.

Игра «Доскажи словечко» (подбор рифмы)

Зерно, скорее созревай, Испечём мы (каравай).

Для больших и малышей, Будет много (калачей).

Для маленькой публики Свяжем в вязку (бублики).

Всем без исключения – Вкусное (печенье).

Наберём зерна мы вволю На пшеничном зрелом… (поле).

Игра «Доскажи словечко, изменив слово «хлеб» по смыслу» (образование падежных форм существительных)

Я знаю пословицу о …. (хлебе).

Мама купила пшеничный …. (хлеб).

Дети едят суп с … (хлебом).

Ваня пошел в магазин за … (хлебом).

Я не люблю есть суп без …. (хлеба).

У меня дома нет … (хлеба).

Игра «Каким бывает хлеб (подбор прилагательных к существительному)

Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный, белый, ржаной, пшеничный, чёрствый, …

Игра «Какой хлеб (подбор прилагательных к существительному)

Хлеб по запаху (какой) — пахучий, душистый, ароматный.

Хлеб на вкус (какой) — вкусный, приятный.

Хлеб на ощупь (какой) — свежий, мягкий, пышный, твердый.

7. Выучи стихотворение.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Диалог; «Откуда хлеб пришел».

Откуда хлеб пришел? — Из магазина.

А в магазин как попал? — Из пекарни.

Что делают в пекарне? — Пекут хлеб.

Из чего? — Из муки.

Из чего мука? - Из зерна.

Откуда зерно? - Из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? — Выросла в поле.

Кто ее посеял? – Колхозники

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения по изучению лексической темы «Откуда хлеб пришел?»Дидактические игры и упражнения по изучению лексической темы «Откуда хлеб пришел?» Тема "Откуда хлеб пришел" по программе дополнительного образования "Говорю правильно" изучается на 3 неделе апреля. Обычно к этому периоду.

Фотоотчет «Откуда пришел хлеб»Фотоотчет «Откуда пришел хлеб» Ребенок маленький не только хочет понимать, как устроены вещи, но и пытается оценивать мир вокруг себя, формирует свое отношение к нему.

Игровые технологии по лексической теме «Откуда хлеб пришел? Хлебобулочные изделия» в старшей группеИгровые технологии по лексической теме «Откуда хлеб пришел? Хлебобулочные изделия» в старшей группе Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол. Донести до их сознания,.

Календарное планирование по тематической неделе «Откуда хлеб пришел?» Цели: Формировать и расширять у детей словарь по теме. То делает хлеб, где из чего, из каких зерновых культур делают муку, какую. Кто делает.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Откуда хлеб пришел» Воспитатель: Ряполова П. С. Цель: совершенствовать знание детей о том, как хлеб пришел к нам на стол. Задачи: Образовательные: -закрепить.

Конспект совместной деятельности с детьми 5–6 лет «Откуда хлеб пришел»Конспект совместной деятельности с детьми 5–6 лет «Откуда хлеб пришел» Задачи: Образовательные: закрепить знания детей о некоторых особенностях выращивания хлеба, сравнить с тем, как это делалось в старину,.

Конспект занятия-беседы «Откуда хлеб пришел?»Конспект занятия-беседы «Откуда хлеб пришел?» Ознакомление с трудом взрослых. Возрастная группа: подготовительная к школе группа. Программное содержание: - закрепить представления детей.

Краткосрочный проект в старшей группе «Откуда хлеб пришел»Краткосрочный проект в старшей группе «Откуда хлеб пришел» .

НОД с элементами лепки с детьми подготовительной группы «Откуда хлеб пришел» НОД в подготовительной группе «Откуда хлеб пришел». Программные задачи: Познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий. Совершенствовать.

Познавательно-исследовательский проект «Откуда пришел к нам хлеб»Познавательно-исследовательский проект «Откуда пришел к нам хлеб» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1981» Познавательно - исследовательский проект «Откуда.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Материал по лексической теме «Откуда хлеб пришел?»
Опубликовано: 13 февраля 2024 в 12:32
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Материал по лексической теме «Откуда хлеб пришел?»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Андреева (УИ 195413) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД