Галина Гавазюк
Оздоровительные игры для детей дошкольного возраста. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Обратимся к показателям состояния здоровья дошкольников. По данным Минздрава России за последние десять лет уровень здоровья детей ухудшился более чем на 19%. На первом месте находятся болезни органов дыхания, на втором – пищеварения, на третьем – инфекционные заболевания, на четвертом и далее - болезни глаз, заболевания нервной системы, кожи, костно-мышечные патологии.
В последние годы растёт инвалидность. Если в 1995г. на 1000 человек населения приходилось 150 инвалидов детства, сегодня – 260.
Публикация «Оздоровительные игры для детей дошкольного возраста, Из опыта работы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
При поступлении в детский сад значительное число детей от 20 до 50%, имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств: двигательной активности, выносливости и мышечной силы.
Всё сказанное убедительно показывает, что только оздоровительные мероприятия могут решить изложенную проблему. Выделить основные направления комплекса оздоровительных мероприятий, используя современные достижения науки и практики не так уж сложно. Но дело в том, что каждое направление физкультурно-оздоровительной деятельности уже само по себе является системой мероприятий, на осуществление которых требуется определённое время. Возникает риск перегрузки детей, а перегрузка любого рода (физическая, нервно-психическая, интеллектуальная) ведёт к потере здоровья. Поэтому необходимо органически соединить между собой разные элементы физкультурно-оздоровительной работы, максимально упрощая её. Психика ребёнка устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребёнку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Именно поэтому я использую игровые упражнения для оздоровления и профилактики заболеваний. Ведь игра, при умелом её использовании, способна творить чудеса. Современная психология рассматривает игру как мощное средство терапии, способствующее эмоциональному сближению взрослого и ребёнка, когда педагоги и родители в процессе игры проявляют к ребёнку внимание, любовь, заботу, ласку. В рамках работы по оздоровлению дошкольников я использую игры, которые не только способствуют физическому развитию детей, формируют необходимые навыки, координацию движений, ловкость и меткость, но и лечат.
Основная цель моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, а также формирование у родителей и педагогов ответственности в деле сохранения собственного здоровья и здоровья детей. Эта работа способствует решению целого комплекса задач.
Создает условия для разнообразной двигательной активности воспитанников, обогащает представления детей о необходимости движений, позволяет использовать в повседневной практике адаптированные спортивные игры и упражнения, способствует формированию умений и развитию физических качеств, побуждает детей к творчеству в двигательной деятельности.
Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования. Эти игры проводятся при наличии объективной необходимости восстановления у детей комфортного психологического состояния или предупреждения психоэмоционального напряжения, которое может быть вызвано характером предстоящей или проведенной учебной деятельности, они могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в определенной степени оценить уровень их физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов. Наблюдения за детьми дадут достаточную информацию о необходимости и характере индивидуальной работы с ними. Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него. Для максимального эффекта следует обращать внимание на пояснения к играм. Игровой материал должен быть ярким, голос ведущего заинтересовывающим. Особых возрастных требований к участникам оздоровительных игр нет. Используемые мною игры чрезвычайно многообразны. Они непрерывно совершенствуются и усложняются. Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребёнка.
В оздоровительной работе с детьми мною используются:
• игры на формирование правильной осанки, которые способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, усилению мышечного «корсета» позвоночника;
• игры, направленные на профилактику болезней носа и горла, брохолёгочных заболеваний. Они восстанавливают носовое дыхание, проводятся с сопровождением звукоречевой гимнастики, которая является своеобразным вибромассажером.
• игры на преодоление последствий болезней сердечно-сосудистой системы, они повышают согласованность нервно – регуляторных механизмов кровообращения;
• игры, направленные на исправление прикуса. При таких систематических упражнениях возникает новый динамический стереотип (привычка говорить, жевать и т. д.);
• игры, направленные на преодоление плоскостопия, которые способствуют укреплению связочно – мышечного аппарата голени и стопы;
• игры для преодоления последствий инфекционных заболеваний, они помогают ребенку обрести уверенность в себе, улучшить психическое здоровье, повысить неспецифический иммунитет;
• игры на преодоление ожирения, которые проводятся для повышения интенсивности обменных процессов и увеличения энергетических затрат организма;
• игры для преодоления отставания в психомоторном развитии у часто болеющих острыми респираторными вирусными инфекциями,
они помогают устранить отставание в развитии и направлены на воспитание полезных навыков ходьбы, бега, лазанья, ползанья и т. д.
Ценность игровых форм оздоровления состоит в том, что они позволяют давать общее и довольно энергичное физиологическое воздействие на организм без резких степеней утомляемости. Им легко найти место в режиме дня. Эти игры, по моей рекомендации, проводят воспитатели во время всех без исключения режимных моментов, а также родители дома. Таким образом, процесс оздоровления детей проходит постоянно, а не только во время специализированных физкультурных занятий, а инструктор по физвоспитанию становится координатором такой работы.